Спец по Златоусту

Спец по Златоусту

Назначенный представителем губернатора в Златоусте полковник ФСБ Александр Караваев хочет остаться в этом городе «до конца».

Назначение полковника ФСБ Александра Караваева на должность представителя губернатора в Златоусте выглядит слишком по-киношному. Это если смотреть со стороны. В реальности все прозаичнее. Есть у города годами не решаемые проблемы, и есть кадровый дефицит, который признал даже Президент Дмитрий Медведев. Все остальное - почти череда совпадений.

Насколько они окажутся счастливыми для Златоуста, покажут выборы главы муниципалитета, назначенные на октябрь. Но уже сегодня ясно, что Караваев за считанные недели «внедрился» в управление третьим по величине городом области. Причем сделал это довольно технично, не вызвав серьезного отторжения. Чего в этом больше - чекистского профессионализма или простого человеческого неравнодушия, рождающего идеи для спасения города?

В качестве кого?

- Идей пруд пруди, - начал Александр Николаевич. - Их даже слишком много, не успеваю реализовывать. Вот сейчас только на входе в приемную парня встретил. Я, говорит, командир студенческого отряда. Смотрю - лицо знакомое. А мы встречались недели три назад с представителями молодежных течений, организаций и просто неформалов. В том числе обсуждали проблему: никто не берет студентов на работу. Я предложил ребятам наводить порядок в городе. И они организовали отряд «За чистый город». Если все так будут относиться к родному городу, уже через год мы увидим совсем другой Златоуст, обещаю. Все следующее лето, с весны, как снег сойдет, я лично хочу посвятить благоустройству города.

- В качестве кого?

- Хороший вопрос. Ну, если меня не снимут с представителя губернатора. Или в ином качестве, которое мне позволит реализовать эти идеи.

- Это становится секретом Полишинеля, скажите уж, что собираетесь идти в мэры Златоуста!

- Я могу ответить на этот вопрос прямо. Это не секрет. Городская организация «Единой России» выдвинула меня для дальнейшей регистрации в качестве кандидата на должность главы Златоуста. Кандидатура была утверждена в Челябинске и в Москве. До момента официальной регистрации кандидатов есть время. Для меня это время подумать и принять решение...

- А что может изменить ваши планы?

- Ну вдруг одновременно случится землетрясение, извержение вулкана, наводнение и всемирное похолодание.

Работа была интересная, но...

- Не многие знают, как вы стали представителем губернатора в Златоусте...

- Когда при правительстве области был создан антикризисный штаб, в него вошли в том числе представители правоохранительных органов. В частности я - от управления ФСБ. Петр Сумин попросил меня поехать на ЗМЗ вместе с замминистра промышленности Владимиром Елистратовым. Решение назначить своего представителя в городе возникло после того, как губернатору посыпались обращения с других предприятий. Социальное напряжение росло, были угрозы перекрыть Транссиб и трассу М-5. Насколько я знаю, назначить хотели другого человека, но потом подумали: ну что мы туда всю область перетащим? По согласованию с руководством управления ФСБ решили назначить меня, учитывая, что блок вопросов шире, чем просто экономика.

- У вас какое чувство вызвало такое предложение?

- Надо - значит надо. Я все-таки уже 25 лет как военный человек.

- А может, на прежней должности начальника оперативного штаба УФСБ уже возникло ощущение рутины и хотелось чего-то нового?

- Нет, у нас работа была интересная! Учения проводили, так со всей страны к нам учиться приезжали, даже с Северного Кавказа. Стимул был другой - я видел, что реально могу помочь, город почти родной.

Жители Златоуста, кто они?

- Вы хорошо знаете Златоуст?

- Я считаю, хорошо. Вообще я этот город очень люблю. Меня с ним многое связывает. Почти шесть лет я был начальником отдела УФСБ по Златоусту. И я хотел бы здесь жить до конца. Мы планировали с женой сюда переехать после того, как я уволюсь со службы. У меня здесь и родственники...

- Вы родились в Златоусте?

- Нет, родился в Сибири, в Красноярском крае. Мой отец был военнослужащим, мы всю жизнь колесили по стране. А в Челябинской области осели, когда отец уволился из Вооруженных сил. Жил в Симе, Трехгорном, Усть-Катаве, хорошо знаю Миасс, Сатку - да всю горно-заводскую зону. А Златоуст мне нравится больше всего: чудесная природа, люди замечательные.

- Златоустовцы чем-то отличаются от жителей других городов, кроме того что среди них 20 процентов неплательщиков за услуги ЖКХ, а в среднем по области, кажется, только 10 процентов?

- Ну, это еще как посчитать! А люди здесь более открытые. Домашние, я бы сказал. Златоуст как большая деревня, хоть это и 190 тысяч человек. Город - не единый конгломерат, как, допустим, Челябинск. Состоит из районов, разделенных территориально и по производствам. Район - это 30-40 тысяч человек. Своего рода маленькие территориальные образования. Люди ближе друг к другу. Это в больших городах каждому наплевать на соседа - живут в одном подъезде и не здороваются. А здесь чихнут на одном конце города, «Будь здоров!» скажут на другом. Как одна семья.

- Неравнодушие - прекрасное качество. А если оставить за скобками лирику?

- На местный менталитет накладывает отпечаток характер производств. Вот есть наукоемкое производство стратегических ракет морского базирования (я сам, кстати, инженер-ракетчик по первому образованию). Это интеллект, особое мышление. Есть металлурги, трудяги, те, кто у печи - у них другой характер. Есть железная дорога - полувоенизированная организация, значит, жесткая дисциплина, жесткий график... А вспомните мастеров, хранящих традиции златоустовской гравюры! У нас порядка трех десятков мастерских. Думаю, не менее шестисот человек. Эти люди - художники, у них дар - видеть прекрасное, они и к жизни по-другому относятся, и на мир смотрят иначе!.. Все эти разные черты характера переплетаются, смешивается, накладывают друг на друга отпечаток. И возникает новая общность - жители Златоуста.

Интереснее шахмат

В очередной раз наш разговор прерывает требовательный звонок мобильного. Александр Караваев на несколько минут отвлекается: на том конце - представительница одного из местных КТОСов, обсуждаются какие-то коммунальные дела.

- Александр Николаевич, вам сегодня приходится заниматься вещами, которые считаются скучными.

- Например?

- Та же коммуналка...

- Вы играете в шахматы? Так вот шахматы - это детское раскладывание картинок по сравнению с коммуналкой.

- И мат можно поставить?

- Можно! Думаю, мы в итоге поставим мат тем, кто коммуналку использует в личных целях, а не для блага жителей. Кстати, это очень запутанная система, и мне хочется навести в ней порядок. Просто интересно даже!

Златоуст по сравнению с другими городами выглядит запущенным. Уборка мусора, горячая вода, внешний вид города - то, с чем человек сталкивается ежедневно. От этого зависит настроение, с каким он придет на работу, как будет работать, как общаться с другими людьми. Когда я приехал сюда и начал разговаривать с людьми, я понял, что не ошибся: первый вопрос, который мне задают, - по коммуналке. И на прощание напоминают: «Александр Николаевич, все-таки не забудьте». Это для меня задача номер один.

- А какие у вас есть рычаги? У вас свой бюджет на тротуары? Или вы можете кого-то «построить»?

- Мне тут какие-то особенные рычаги и не нужны. А с администрацией города у меня налажены прекрасные отношения. Глава, его заместители, начальники управлений - они все понимают...

Каждый на своем месте

- Народная молва рисует вас оппонентом нынешнему главе Златоуста Дмитрию Мигашкину...

- После решения Петра Ивановича о назначении своего спецпредставителя в Златоуст некоторые, скажем так, сначала прищурились, напряглись. Но уже спустя несколько дней мы вместе с Дмитрием Петровичем вместе проводили совещания. И разговор шел конструктивно.

- А как вы сидите на этих совещаниях, кто во главе стола?

- Рядом сидим. Глава на своем месте. У нас не принято сдвигать первого руководителя. Дело не в том, кто на каком кресле сидит, а в том, кто реально владеет ситуацией и может что-то сделать. С Дмитрием Петровичем мы не оппоненты, а коллеги, вместе делаем большое дело - помогаем городу. Впряглись в одну телегу и вместе тянем. Здесь же и Жилин Вячеслав Анатольевич (спикер городского Собрания депутатов. - Прим. ред.). А ведь еще недавно эти два человека сидели в окопах по разные стороны...

- Даже если бы вы с Мигашкиным были изначально единомышленниками, кто-то с кем-то должен в каких-то ситуациях соглашаться...

- У кого меньше аргументов, тот и будет соглашаться.

- То есть любой разговор заканчивается у вас согласием?

- А вот бывает, вы дома с женой спорите? Но семья ведь не распадается! Хотя каждый может остаться при своем мнении. Психология взаимоотношения одинакова что в семье, что в коллективе.

«Мы зайдем глубже»

- Вы уже рассказывали, как наводите порядок в сфере ЖКХ. Главный принцип здесь - прозрачность, контроль и учет. Но это означает пресловутое «ручное управление». Эта система может существовать иначе?

- Конечно. Любую систему можно организовать, хоть ЖКХ, хоть кубик Рубика. Как? Я договорился с руководством министерства инфраструктуры и дорожного строительства области. Сюда приедут специалисты, которые проведут мониторинг всей коммунальной сферы Златоуста. Мы посмотрим взаимосвязи, как все работает, мы зайдем глубже - посмотрим каждое предприятие, как организована его работа. Мы выстроим эту систему так, чтобы она работала сама по себе и оставалось только контролировать ее на выходе: поставщики услуг довольны - они деньги получили, население довольно - люди получили услуги. Сегодня же поставщики деньги не получают, население не получает услуги. Поэтому одни отключают, другие не платят...

- Александр Николаевич, а какую проблему вы считаете для города главной?

- Я мог бы сказать: коммунальную или благоустройство города. На самом деле, со всем этим можно, хоть худо, но жить. Но когда в городе не очень комфортно нашим детям, когда из него уезжает без возврата молодежь - это действительно настоящая проблема. Ее я и считаю самой главной, на нее предлагаю навалиться всем миром.

Дети должны расти в школах, в которых до ночи не гаснет свет, где много кружков и секций. Дети должны развиваться на оборудованных дворовых и школьных спортплощадках. У детей должны быть увлеченные воспитанием педагоги, передающие им свой опыт и знания и достойно получающие за свой труд. Златоусту нужна программа по развитию детского спорта, здорового образа жизни, нужна программа поддержки средних и высших учебных учреждений.

Из города, где хорошо детям, где процветает образование и есть работа, не захотят уезжать молодые.

Создать команду

- С коммуналкой и благоустройством все более или менее ясно. А что с экономикой? Вот вроде с ЗМЗ ситуация проясняется. «Мечел» становится «стратегическим партнером». Но это не синоним слова «собственник»...

- Пока не синоним. Переоформление собственности - процесс не быстрый. Надо все посчитать, определить алгоритм работы. Нынешнему собственнику, г-ну Варшавскому, надо снять с завода то обременение, которое висит, обязательства по кредитам и т.д. Пока это есть, понятно, «Мечел» предприятие не возьмет - зачем ему чужие долги? А сегодня он просто берет ЗМЗ под управление.

- На ваш взгляд, «Мечел» доведет дело до логического конца?

- Мне сегодня в это верится. Все-таки «Мечел» - это не временщики, это наши, местные. Тем более, мощный концерн российского масштаба. Мне кажется, все будет хорошо. Кстати, спарка Рашида Нугуманова и Александра Рыбкина в руководстве завода крепкая. При помощи ресурса «Мечела» они смогут завод вытянуть. Но метзавод - это лишь часть хозяйственного организма города. Сегодня там работают семь тысяч человек. Еще лет десять назад метзавод давал порядка 40-45 процентов городского бюджета, сейчас раз в десять меньше. Есть машзавод, это еще шесть тысяч человек. Есть другие производства, значимые для города. И есть средний и малый бизнес - там порядка 30 тысяч человек, теперь эта сфера может называться «градообразующим предприятием».

- Тут уж ручное управление точно не пройдет.

- Вопрос не в том, чтобы я или кто-то другой замещал руководство предприятий или выбивал долги. Свою задачу я вижу в том, чтобы сначала создать команду. Я имею в виду людей, которые хотят и могут что-то сделать, но сегодня не представлены во власти. Но я говорю и о ветвях власти, которые последние четыре года только и делали, что готовились к предстоящему сражению, рыли окопы, блиндажи и в касках бегали по этому полю вместо того, чтобы здесь цветы сажать.

VK31226318