Мне никто не давал поручений спасать человечество
Депутат Государственной Думы РФ Валерий Гартунг вернулся в региональную политику, возглавив областное отделение «Справедливой России».
Когда Валерий Гартунг отошел от региональных политических дел, он не обещал вернуться. Однако спустя время он все-таки возглавил областное отделение «Справедливой России», и все встало на свои места. Рогоза занялся своим делом. А Гартунг обладает всеми качествами, чтобы перевести творческий хаос и необоснованный азарт прежней региональной политической организации в конструктивное русло. Он это умеет, и, скорее всего, перемены пойдут на пользу всем.
- Валерий Карлович, вы так редко публично проявляли себя в последнее время, что сложились подозрения по поводу вашей обиды: вы, достаточно успешный политик, создатель Партии пенсионеров, не заняли это место с самого начала…
- Все далеко не так. Это была согласованная со мной позиция. Мало того, я активно помогал руководству партии «Справедливая Россия», не будучи членом этой партии, формировать региональное отделение. Я поддерживал кандидатуру Евгения Рогозы в качестве лидера, в силу того, что это новое лицо, не связанное с прежними политическими силами. Дали возможность человеку проявить себя. У меня хватало других дел. Ну, а когда Рогоза ушел работать в министерство регионального развития, руководство партии мне предложило возглавить региональное отделение, и я согласился. Тем более, в декабре прошлого года я вступил в партию. Главное для меня не то, какое я место в этой партии занимаю, а что она ставит своей целью и насколько она успешна. С возрастом пришло понимание того, что земной шар вертится, во-первых, вокруг своей оси. Во-вторых, вокруг солнца. И только потом он крутится вокруг определенного человека. Амбиций должно быть в меру, и видеть надо всех остальных. Эти 12 лет в политике преподнесли мне много жизненных уроков. Некоторые из них я извлек полностью и сделал правильные выводы.
- Выработались ли у вас какие-то новые жизненные принципы? Я вспоминаю, что в начале пути вы всегда с кем-то боролись, не шли на компромиссы, отстаивая свою позицию.
- Да, я был упрямым. Но в определенный момент понял, что мне никто не давал поручение спасать человечество. Мне полезнее посмотреть, как жизнь устроена, прислушаться к другим людям. Может быть, моя жизненная задача - научиться слушать других.
- Научились?
- Учусь. Думаю, всю жизнь буду этому учиться.
- И мы, и страна очень сильно изменились за эти 12 лет. - Тогда был естественный период роста, что-то новое, опыт демократии. У подростка каждый день полон событий и ощущений. Потом он взрослеет. Нет того восторга. Он уже понимает природу вещей. Так и в политике. В 90-е годы для нас все это было впервые: свобода выбора, свобода прессы. Заговорили о правах человека, и я судился с прессой, защищал свою честь.
- Сейчас бы уже не стали?
- Может быть, в каких-то случаях и стал. Но сейчас не сужусь.
- Так в последнее время вас никто и не пинает…
- Даже если бы пинали. Я по-другому стал к этому относиться. Человек, если пишет неправду, он кого этим унижает? Себя и свое СМИ. Неправда не прилипает и не задевает. Другое дело, когда ты знаешь, что у тебя есть какой-то недостаток и тебя публично в это место ткнули. Тогда это болезненно. Но я все равно считаю, что есть гораздо более достойные занятия, нежели разбираться с теми, кто тебя оскорбил. Жизнь слишком ценна, чтобы растрачивать ее на выяснение отношений. Хотя затрудняюсь сказать, как я себя поведу в той или иной ситуации.
- Как вы относитесь к тому, что идет возврат к однопартийности?
- Он уже произошел. А как можно относиться к монополизму в экономике и политике?
- Но «Справедливая Россия» тоже часть монопольной системы, создающая иллюзию многопартийности. Она была создана кремлевскими идеологами.
- Форд создал великую компанию. Его давно нет, а компания живет. Кто был создателем - уже в прошлом. Важно, что собой сегодня представляет эта партия. Если говорить о многопартийности и монополии на власть, любая политическая партия должна опираться не только на мнения рядовых граждан. Она должна быть представлена в политических элитах. Иначе партия не имеет шансов на жизнь. Партия пенсионеров была создана снизу. Хотя тоже не обошлось без воли сверху. Только потом идея проросла в массах и стала реальной политической силой, представленной снизу. Тогда я ее и возглавил. Вы меня называете создателем Партии пенсионеров, на самом деле не я ее создавал. Но она стала представлять интересы граждан, а не элит. В определенный момент это завело ее в никуда. «Справедливая Россия» начала создаваться по всем правилам политического жанра российской современной истории. В ней есть представительство и населения, и элиты. Этот политический проект оказался состоятельным и будет состоятельным впредь. «Справедливая Россия» как раз и станет альтернативой той самой партии власти. Она все-таки является сегодня достойным конкурентом, способным набрать силу и взять на себя ответственность за судьбу страны на определенный период времени. Логично, что я вступил в эту партию и стал заниматься ее развитием в Челябинской области.
- К разговору об элитах, поспорю: в региональном отделении присутствуют яркие лидеры, но последние муниципальные выборы для них стали полным провалом.
- Были провалы и были ошибки конкретных людей. Мы сейчас извлечем уроки из этих ошибок и на следующих муниципальных выборах, которые пройдут в марте, постараемся доказать населению, что мы та политическая сила, за которую можно и нужно отдать свои голоса. После этого поговорим.
- Людей, совершивших те ошибки, о которых вы говорили, отстраните от работы или дадите возможность их исправить?
- Я не буду давать никаких оценок. Оценивали избиратели, есть факты, результаты выборов. А оценку должен давать каждый себе сам.
- Это же ваша команда. Вы с ней пойдете дальше или будете менять?
- Обсуждать свою команду и взаимоотношения внутри нее я публично не буду. О выводах вы узнаете по нашим действиям и результатам на выборах. Хотя я не принимал решений, которые привели к этим ошибкам, я не открещиваюсь от того, что делалось до меня. Постараюсь вместе с региональным отделением проанализировать ту линию поведения, которая была выбрана, внести, если в этом будет нужда, коррективы и сделать работу нашего регионального отделения более успешной.
- Давайте от политики перейдем к человеческим ценностям. Мне кажется, вас не может не радовать состоявшийся сын. Вы довольны им?
- Что значит доволен не доволен. Я люблю своего сына. Скажу главное: будь он успешным или нет, я всегда его буду любить и в любой ситуации буду его поддерживать, стараться делать все, чтобы он был счастлив. Для этого ему нужно пройти какие-то трудные этапы. Он сам должен извлечь жизненные уроки. Я вижу, как он переживает тяжелую ситуацию на заводе. Стараюсь ему помочь понять, что как раз в таких кризисных ситуациях закаляется характер. Когда ему будет столько лет, сколько мне, он будет гораздо более опытным. Он рано начал.
- Вы не рисковали, доверяя ему в юном возрасте серьезное производство?
- Не прогадал: завод за четыре года многого добился. Были просчеты, но они и мне были не видны. Кто мог прогнозировать форс-мажорную ситуацию? Восемь месяцев завод в кризисе, но, похоже, мы начинаем с ним справляться. Видно, что все это время бились не зря. Сегодня перспективы у ЧКПЗ есть. Это единственный завод в отрасли, который имеет международный сертификат.
- Что помогает выстоять в кризисе?
- Если человек с огоньком, с душой относится к своей работе, он всегда найдет верное решение, порой, на уровне интуиции. У Андрея искорка такая есть. Любит он свою работу, это самое главное.
- Вам удалось избежать социального взрыва на предприятии?
- Мы от людей ничего не скрываем. Когда начинался кризис, его еще даже не ощутили наши работники, мы людям рассказали, что грядет серьезная ситуация. Посоветовали быть внимательными в расходах, не делать лишних покупок, установить режим жесточайшей экономии. Ситуация оказалось сложнее, чем предполагали. Мы опять собрали людей. Доверительность должна быть в коллективе, дух команды. Было хорошо - все жили нормально: и руководство, и коллектив. Сейчас тяжело - все это на себе ощущают.
- Каков ваш прогноз, мы вернемся на кривую подъема?
- Того уровня потребления, который мы наблюдали в 2007-2008 годах, может быть, вообще больше не будет. Печатный станок, подконтрольный США, который безудержно штамповал доллары, развратил сначала Америку, потом всех остальных. Поток нефтедолларов хлынул в Россию, у многих вслед за американцами снесло крышу. Люди начали покупать машины совершенно не по зарплате, влезать в неподъемную ипотеку. Такой уровень потребления мы по производительности труда не заработали. Потребили и сейчас несколько лет будем за это рассчитываться. Достанется и нашим детям. Это урок для всего человечества. Кто не работает, тот не ест - это принцип не социализма, а библейский. Просто мы забыли об этом. Если мы будем в соответствии с этим принципом жить, пойдет медленное, длительное оздоровление. ЧКПЗ уже находится в горизонтальном положении. В целом Россия в ближайшие несколько месяцев увидит дно. Госкорпорации, естественные монополии, по-моему, еще не отрезвели. Когда они и госчиновники поймут это и начнут считать деньги, придут перемены. Незаработанных денег в стране больше не будет.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве