Чиновников меньше, а толку больше

Чиновников меньше, а толку больше

Администрация Саткинского района инициирует проведение референдума о преобразовании района и входящих в его состав городских и сельских поселений в единое муниципальное образование - Саткинский городской округ.

Заместитель главы Саткинского района по экономике и стратегическому развитию Ирина Акбашева убеждена в необходимости изменения статуса муниципального образования. По ее словам, преобразование района и входящих в него городских и сельских поселений в Саткинский городской округ даст много плюсов. В том числе повысится инвестиционная привлекательность территории, больше средств пойдет на развитие, сократится чиновничий аппарат.

- Хотя федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставил в один ряд городские округа и муниципальные районы, - говорит Ирина Акбашева, - на практике первые оказались в более выгодном положении. Возьмем, к примеру, создание медицинских округов. Из первоначального проекта реформирования областной системы здравоохранения, предложенного Московской Высшей школой экономики, после «редактирования» в местном минздраве исчез Саткинский медицинский округ. Как пояснил во время визита в Сатку региональный министр здравоохранения Виктор Шепелев, причиной явился приказ федерального Минздравсоцразвития: согласно ему, окружные больницы могут создаваться в городских округах, но не в муниципальных районах. Видимо, в представлении столичных чиновников, городские округа - что-то высокостатусное, а муниципальные районы - конгломерат деревень.

Главное преимущество городского округа перед муниципальным районом состоит в том, что внутри него не могут создаваться муниципальные образования первого уровня - поселения. Соответственно округ имеет один бюджет, одного избранного главу и один представительный орган местного самоуправления. В нашем же случае - восемь избранных глав, восемь Советов депутатов и восемь бюджетов! И все бы ничего, только в сумме наши восемь бюджетов значительно меньше одного бюджета городского округа, равного по численности населения.

Консолидированный бюджет Саткинского района - это бюджет не развития, а выживания.

Приведу красноречивые цифры. В 2008 году удельный вес собственных доходов в общих доходах поселений, входящих в Саткинский район, составлял в среднем от 11 до 30 процентов. Нынче, во времена финансового кризиса, он стал еще ниже: от 6 до 30 процентов. Размер дотации превышает собственные доходы поселений в 1,5-10 раз.

В таких поселениях, как Айлино, Межевой, Романовка, Сулея, все собственные доходы тратятся на содержание органов местного самоуправления. На те же цели дополнительно направляется еще до 20-30 процентов финансовой помощи из районного бюджета. В Романовском сельском поселении 87 процентов всех расходов идет на содержание местной администрации, поскольку здесь нет бюджетных учреждений. А на нужды ЖКХ тратится только 6 процентов бюджета.

Доля собственных доходов в общих доходах Бакальского поселения за 9 месяцев текущего года - всего 6 процентов. В Бакале сложилась, к слову сказать, особо трудная ситуация. Перед началом отопительного сезона районная администрация взяла кредит в размере 90 миллионов рублей на погашение долга теплоснабжающего предприятия «СтройСервисКом» перед «Челябинскрегионгазом» и выделила из своего бюджета 10 миллионов рублей бакальскому «Водоканалу» для расчета с поставщиком электроэнергии. Городское поселение, в полном соответствии со 131-м федеральным законом, приняло на себя полномочия в сфере ЖКХ, однако эффективно исполнять их не в состоянии. Заделывать прорехи в этом самом проблемном секторе экономики приходится муниципальному району.

И это не единственный случай, когда плачевное состояние своих бюджетов не позволяет поселениям должным образом выполнять возложенные на них законом функции. Большинство поселений добровольно, подписав соответствующие соглашения, передает муниципальному району немалое количество своих полномочий. Его объем в денежном выражении составляет примерно треть общих расходов поселений.

О каком развитии, о каком эффективном решении задач, поставленных перед местным самоуправлением, может идти речь при таком раскладе? А ведь наш район был одной из первых территорий в регионе, принявшей в 2007-м году амбиционный план стратегического развития до 2020 года. Его главная цель - сформировать сбалансированную, диверсифицированную экономику и достичь гармоничного развития всех населенных пунктов.

У Саткинского района богатейший ресурсный потенциал для развития индустрии туризма. Есть инвестиционные площадки под многие другие виды деятельности, но мы каждый день спотыкаемся об искусственно создаваемые препоны. К примеру, вопросами собственности и градостроительства ведают и муниципальный район, и городские поселения, входящие в его состав. Между ними неизбежно возникает конфликт интересов. Какой инвестор будет дожидаться, пока два уровня местной власти отрегулируют свои разногласия по собственности? Существующая схема управления работает против нас.

Я уж не говорю о том, как путаются порой в коридорах власти обычные жители, которые то и дело слышат: «С этим вопросом не к нам, а в городское поселение, а с этим - к нам». Люди привыкли, что до 2006 года была одна администрация - города Сатки и Саткинского района, сюда и шли со всеми насущными проблемами. Была и на местах действенная власть - администрации и сельсоветы. Сегодня из-за дублирования части функций, из-за того, что для формирования собственного бюджета нужен финансовый орган, аппарат чиновников в поселениях возрос. Подсчитано: только за счет укрупнения муниципальных образований, сокращения аппарата управления можно снизить бюджетные расходы по району на 32 миллиона рублей в год. А взамен больше финансов направить на решение острых вопросов местного значения, на благоустройство тех же населенных пунктов, на организацию инвестиционных потоков.

Консолидация всех финансовых ресурсов в одном бюджете позволит не латать дыры, а осуществлять крупномасштабные проекты по строительству, капитальному ремонту объектов инженерной и социальной инфраструктуры.

И снова пример из жизни того же многострадального Бакала. Прежняя администрация городского поселения предприняла, на мой взгляд, крайне непродуманный шаг, разрушив мост с автодорогой, который соединял две части города - нижнюю и верхнюю. Конечно, он требовал ремонта, но главе поселения было также хорошо известно, что денег на его восстановление в местном бюджете нет. Он понадеялся получить помощь из бюджета Челябинской области. Но грянул кризис... Сегодня новый мэр, обещавший избирателям решить эту проблему, бессилен что-либо сделать.

Мы выступаем не за отмену основополагающих постулатов Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, демократических выборов главы муниципального образования и представительного органа власти, а за сильное, дееспособное местное самоуправление.

Вопрос объединения муниципального района и всех поселений в его границах в единый городской округ считаю стратегической задачей. Ее решение позволит остановить процесс скатывания района к депрессивному состоянию. Очень надеюсь, что губернатор, правительство и Законодательное Собрание Челябинской области поддержат нас в этом. К подобной практике трансформации муниципальных районов в городские округа уже пришли многие территории в самых разных регионах России. Полагаю, не от излишеств, а потому что жизнь заставила.

Записала Светлана КУЛАГИНА

VK31226318