Двоевластия не будет

Двоевластия не будет

Предстоящие выборы дадут старт новой структуре управления Снежинском.

По закону во всех закрытых городах России с марта следующего года будут введены должности главы администрации, или сити-менеджера. Это значит, что помимо избранного главы города к властному рулю встанет наемный управленец. В Челябинской области подобная практика оказалась уязвимой. Доказательство тому - нескончаемые конфликты и судебные разбирательства в Миассе и Верхнем Уфалее. О том, чего ожидают от нововведения в Снежинске, рассказывает председатель городского Собрания депутатов Вадим АБАКУЛОВ.

Выбираем личность

- Схема, как говорится, принята, - начал беседу Вадим Борисович, - в устав города внесены поправки. Кстати, в Озерске тоже изменили устав, и глава города будет избираться из числа депутатов. У нас же глава избирается населением, он станет председателем городского Собрания.

- Как депутат?

- Нет, депутатом глава не является, но обладает правом решающего голоса наравне с депутатами.

- Что даст городу подобная управленческая эволюция?

- Ничего. Но для ЗАТО иного не дано - таков закон. Мы боролись против этой схемы, доказывая, что в Челябинской области она признана неэффективной. Руководство области нас поддерживало, дело дошло до экспертного совета Госдумы. Но там не пожелали возвращаться еще раз к данному закону. Что касается области, то в Миассе и Уфалее от такой схемы откажутся на следующих выборах.

- Вам при внедрении этой системы наверняка тоже не избежать конфликтов.

- Сложности, конечно, будут. Но аналогичная схема управления уже давно и успешно используются нашими коллегами из Сарова и Северска. Все дело в личности. Если глава (например, как в Северске) влиятелен, даже не обладая функциями главного распорядителя бюджета, он сумеет наладить эффективную работу всех органов власти. Что касается сити-менджера... По-моему, он там третий раз меняется, хотя все работали неплохо.

Глава или менеджер?

- Тогда чем же неудобна эта схема?

- Она требует, прежде всего, наличия такой фигуры, которая будет консолидировать вокруг себя все городские слои населения. Ну и, конечно, она должна иметь вес в вышестоящих инстанциях.

- Губернатор традиционно работает с исполнительной властью. В данном случае это сити-менеджер. Тогда кто такой глава?

- Вот здесь и проявляется неурегулированность схемы: губернатор привык работать с главами, а не с сити-менеджерами. Еще один казус может возникнуть по 90-му федеральному закону об отзыве глав. У нас глава становится председателем Собрания. И это же Собрание может удалить его в отставку. Парадокс: за свою же плохую работу депутаты снимают главу.

- А что ждет сити-менеджера?

- У него трудовой контракт. В Верхнем Уфалее глава города жестко конфликтует с сити-менеджером, несмотря на то, что является для него работодателем. Очередной парадокс этой схемы! Вот почему мы и пытаемся объяснить нашим гражданам: такая схема будет эффективно работать только при наличии сильного главы города. Второе условие - наличие определенного большинства в Собрании депутатов, позволяющего проводить решения. Если в Собрании кто в лес, кто по дрова, то никаких решений вообще принять невозможно.

- Кто же будет управлять городом?

- Если Собрание не принимает консолидированных решений, сити-менеджер и администрация становятся неконтролируемыми. Так сказать, вольными художниками. Глава города не может ни воздействовать, ни наказать администрацию: у нее есть свой начальник - сити-менеджер. Новая схема заставит граждан задуматься, кого и куда выбирать. Если к выборам главы города снежинцы подходят достаточно серьезно (явка у нас довольно высока), то за депутатов голосуют порой по принципу «этот надоел, пусть будет другой».

Ошибок не повторим

- Тогда не исключена ситуация, как в Озерске?

- Да, там не утихает противостояние внутри депутатского корпуса, между депутатами и главой. Но управление городом, несмотря на это, продолжается: дороги ремонтируются, отопление в дома подается. Короче, жизнь не останавливается.

- Почему?

- Потому что администрация является полноправным органом управления, и она, если депутаты не решают, действует самостоятельно. Когда схема управления изменится, у администрации, руководимой сити-менеджером, полномочий станет меньше. А вот влиять на работу администрации глава города и Собрание смогут только в том случае, если они смогут прийти к консенсусу.

- Не боитесь повторения озерских или уфалейских ошибок?

- Уверенно заявляю: нет. У нас эта схема (деваться некуда!) будет работать. Все ее положения мы реализуем. Но для этого нужно, чтобы избиратели очень четко понимали: если ты голосуешь за конкретного кандидата в главы города, то голосуй и за депутата - его сторонника. А если кандидат в депутаты на каждом углу поносит твоего избранника на пост главы, то вместе им потом точно не сработаться. И не надо ссылаться на пресловутую формулу: мол, зато он властям жить спокойно не даст, недостатки будет вскрывать.

- Если бы так! Зачастую подобные критиканы лишь тешат свои амбиции или преследуют личную выгоду.

- А если 20 таких депутатов будут заниматься исключительно критиканством, то работа городской власти будет парализована.

- Это ненормально...

- При переходе на схему, о которой мы с вами говорим, может быть еще ненормальней. Внутренние распри скажутся на горожанах. Представьте себе, если начнут дебатировать, допустим, вопрос о подготовке к зиме. Кто-то предложит тему отложить: мол, не проработана. Ну и дооткладывают до начала зимы...

Труба вне политики

- Каков принцип формирования депутатского корпуса? По партийным спискам?

- Нет, мы оставили мажоритарную систему...

- Но раз меняется схема управления городом, то рациональнее было бы ввести выборы по партийным спискам. Тогда можно добиться единства исполнительной и законодательной ветвей власти, так как большинство будет представлять одну партию.

- Мы обсуждали этот вопрос. У меня лично позиция примерно такая же. Но я считаю, что в не очень больших городах здоровый консерватизм приносит определенную пользу. Поэтому выборы по округам предпочтительнее. Там видно, какой депутат помогал, старался ради своих избирателей, а какой нет. Если каждый раз менять выборную систему, то работу депутатов трудно оценивать.

Есть и другая сторона: если общество не созрело для партийного голосования, то и не надо его насильно вводить. К тому же в наших небольших городах политики не так уж и много. Можно, конечно, из любой ржавой трубы сделать политику... А вопросов, которые требуют политической консолидации депутатов, практически немного. Решаются проблемы в основном хозяйственные, и здесь партийная принадлежность депутата не имеет принципиального значения. Ту же монетизацию льгот мы рассматривали с одной точки зрения: как бы гражданам не стало хуже. Аналогичная ситуация с тарифной политикой: цены естественных монополий растут, а зарплаты заморожены.

- Но и от политики вы не отказываетесь?

- Да, все депутаты работают в партячейках, большинство входят в политсовет местного отделения «Единой России», участвуют в конференциях.

-А сколько депутатов из «Единой России»?

- 16 из 25. Остальные депутаты являются беспартийными.

Но главное, повторюсь, не партийная принадлежность, а принятие разумных решений в пользу большинства жителей нашего города.

Рычаг управления для Москвы

Сергей Кириллов, политолог (Озерск):

- Некоторые эксперты полагают, что избрание главы из числа депутатов - наиболее приемлемый вариант, поскольку устраняются противоречия между ветвями власти. Что же касается сити-менеджмента... В Томске-7, нынешнем Северске, эта схема работает без сбоев по полной программе. И все довольны. Там глава администрации - представитель Сибхимкомбината. И он вывел город буквально из застоя. По моему мнению, эта схема лучше той, когда вся ответственность ложится на избранного главу. И хотя назначает сити-менеджера «тройка» - местные, областные депутаты и Росатом, убрать его могут глава города и местные депутаты, так как ответственность по закону он несет перед местным самоуправлением.

Юрий Ремезов, аналитик (Екатеринбург):

- Подобная схема решает вопрос вертикали власти. Москва может напрямую влиять на выбор кандидатуры как главы города, так и сити-менеджера. Столица фактически расставляет на местах своих людей. Это особенно важно для закрытых городов, где сконцентрирован научный, военный, ядерный потенциал. Ясно, что сегодня центр должен иметь эффективный рычаг управления такими важными объектами национальной безопасности. Другое дело, что за ширмой государственных интересов может быть скрыто желание поучаствовать в дележе оставшихся лакомых кусков экономического пирога. И тогда налицо несовпадение, а вместе с ним - и конфликты между местной и столичной элитами. Пострадает, как всегда, город.

Геннадий ЯРЦЕВ, Виктор РИСКИН,

VK31226318