Протест золотодобытчиков
Прокурор Пласта предъявил экологические претензии к ОАО «Южуралзолото. Группа компаний». Работники предприятия, власти и жители города возмущены нападками на предприятие.
Пласт бурлит. Работники градообразующего предприятия «Южуралзолото» оставили свои рабочие места, чтобы выразить свой протест. Протест против действий городской прокуратуры. Это называлось предупредительная акция. Написали письмо председателю Законодательного Собрания области, поставили в известность губернатора. Просят защитить.
Прокурор Пласта молод и симпатичен. Подчеркивает, что действует не только в интересах конкретных граждан, но и, главное, в интересах государства. Заметно обрадовался, когда к нему пришел журналист. Продиктовал по буквам: «Неуймин Антон Викторович», дал номер своего сотового телефона. Даже не спросил журналистского удостоверения. Открытый человек. За четвертьвековой журналистский стаж работы никогда не встречал такого среди его коллег.
- Если вы решите созвать брифинг, то я готов выступить, - заметил он.
Объясняет ситуацию. Есть в Пласте переулок на семь домов. Там живут люди. Мимо проходит технологическая дорога ОАО «Южуралзолото. Группа Компаний», по которой снуют большегрузы. Для жителей этих домов - пыль, шум, неудобство. Новые цеха - автотранспортный и по ремонту горного оборудования - не имеют актов ввода в эксплуатацию. На предприятии нет даже проекта природоохранной зоны. Роспотребнадзор давал предписание (21 мая 2009 года) разработать природоохранную документацию. Но руководство градообразующего предприятия не удосужилось его исполнить. Потому пришлось применить меры прокурорского реагирования по факту «бездействия по обеспечению экологического законодательства». Прокуратура выступила обвинителем.
- Впрочем, запрета на эксплуатацию дороги я не давал, предприятие не останавливал, - утверждает Антон Викторович. - Зря рабочие волнуются. Я просто обратился в суд, который, начавшись сегодня, завтра примет решение о том, что предприятие в определенный срок должно устранить указанные замечания.
Рабочие зря не волнуются. Молод прокурор, видимо, не усвоил еще, что народ обмануть нельзя, он знает все. Его вековой опыт сильнее любой книжной премудрости. «Ты сер, а я, приятель, сед», - сказал по сходному поводу дедушка Крылов. Люди прекрасно поняли, что за требованием формальных экологических бумажек могут последовать вполне конкретные действия, способные остановить предприятие, опрокинуть налаженное производство, оставить семьи пластовчан без средств к существованию. Суд, кстати, действительно перенесли на другой день, а потом на 24 декабря. Работники «ЮГК» ждут, словно сидя на пороховой бочке.
Беседуя с прокурором, я мысленно задавался вопросом: решил ли Нейумин поумничать, власть свою показать, дав щелбан градообразующему предприятию? Тот же вопрос, кстати, обсуждали промеж себя и рабочие, сидящие в акции протеста. Идеи о том, что прокурор просто исполняет законность (пусть даже излишне ретиво), у них не возникало. Но у меня такая мысль была. От нее пришлось отказаться. И вот почему. В разговоре Антон Викторович перечислил мне все «беды» горняцкого предприятия.
Например, его и.о. управляющего директора Роман Бергер в нарушение трудового законодательства задерживал выдачу трудовых книжек тем работникам, которые не расплатились с предприятием за ранее взятый кредит. Согласитесь, этакая по-житейски понятная мелочь. Ну, взял работник кредит и решил слинять с фирмы, руководитель его притормозил, мол, верни долг и ступай на все четыре стороны.
Да, нарушил Трудовой кодекс, плохо. Но защитил интересы предприятия - хорошо. Причем хитрый должник мог бы обратиться просто к мировому судье, тот бы, думается, также обязал «ЮГК» отдать трудовую, но в дом к жалобщику пришли бы судебные приставы описывать имущество. А прокуратура - другая организация. Она рассматривает факты более узко, по конкретным статьям закона. Тут может быть виновата лишь одна сторона. Но зачем прокурору города заниматься такой мелочевкой? Подшивать ее в папочку? Заявлять осторожно: «По таким основаниям Бергер может быть дисквалифицирован, может лишиться права занимать руководящие должности». Очень похоже на атаку, призванную лишить предприятие толкового управленца. В истории российского рейдерства мы это все проходили.
Или вот другая история, рассказанная Нейуминым. Пришла в Генпрокуратуру анонимка. «Хотя по закону анонимные обращения не рассматриваются, - говорит он, - но мне было дано указание проверить факты». Антон Викторович поведал, что анонимка была от Борща. Борщ - это бывший работник «Южуралзолота», бывший его топ-менеджер. Речь шла о вопиющих нарушениях опять же экологического законодательства. Факты не подтвердились. Но этот эпизод наводит на мысль, что по каким-то причинам, по чьим-то высшим указаниям накапливается компромат на градообразующее предприятие. Для чего? У многих горожан возникла мысль, что готовится рейдерский захват.
Нынешняя история, считают в Пласте, из той же серии. Есть семь домов. Когда-то здесь была шахта, вокруг которой вырос поселок, - обычная практика. Потом шахта закрылась. Поселок захирел. Людей стали переселять. Приходил тогда госоценщик, оценивал имущество. Все переселились, купив квартиры или отстроив новые дома в центре Пласта. Почему-то тогда забыли про один переулок Шахтовый. Тамошние семьи и не возражали. То, что их дома оказались в промзоне горнодобывающего предприятия, их не волновало. Пользуясь хуторским положением, нарезали себе огромные приусадебные участки. Строились.
Скажем, семья Т.А. Гордеевой отгрохала дом в 120 квадратных метров, что по пластовским меркам хоромы (сегодня они требуют за них три квартиры). Имела стадо в 12 дойных коров, которых и на выпас-то гонять не надо было: ели буренки ту траву, что за изгородью в изобилии. Ни шум, ни пыль их не беспокоили. «Серега Гордеев никогда нигде и не работал, - говорят бывшие соседи. - Все на себя». И добавляют с ноткой призрения: «Бизнесме-ен».
Есть там и новосел. Прикупил старый домишко в 2007 году. Прикидываю, что не больше 50 000 рублей за него дал. Наверное, рад был. Теперь тоже полнометражную квартиру требует. Похоже, правда, подкупили людей возможной халявой. Подбили на «экологический шантаж».
Есть там еще и семья Цибиных, в двух домах живут. Жалуется молодая мама журналистам: «Ребенка выпустить погулять не могу: машины туда-сюда снуют, а белье сушиться повесишь - враз черным делается». Есть чему посочувствовать. Но журналисты - народ ушлый. Поехали на место. Вдоль тех домов идет бывшая шахтная выработка - огромаднейший овраг, по дну которого речка течет. Чтобы ребенку до дороги добраться - то еще препятствие преодолеть надо. Да и расстояние по прямой метров 50 будет, в самом узком приближении. Кроме того, в теплое время по дороге целыми днями катается поливальная машина, и речи о пыли быть не может. Тяжеловозы же колонной выезжают с автотранспортного цеха в 7 утра, пересменка в 19.00. Два раза в день. Шум? Пока телегруппа снимала, мы припарковались на обочине. В салоне автомобиля играла музыка. То, что мимо прошли КамАЗы-30-тонники, узнали лишь по удаляющимся габаритам. Тихо прошли, спокойно. Селяне, которые жили с печным отоплением знают, отчего белье чернеет, особенно в морозный день, когда гарь из труб не улетает, а осаживается тут же, в округе.
Пласт - город маленький. «Кто-то подучил их в прокуратуру идти, - считает один из работников «Южуралзолота». - Сами бы они против всего города не поперли. Народ у нас крутой, а у них печки да электрические «козлы», того и гляди полыхнет - поди потом доказывай, отчего пожар случился. Да и бурьян вокруг некошеный». Кстати, начальник здешней милиции Андрей Бычков целую теорию на этот счет вывел. Уверен, что менталитет пластовчан формировался вокруг старательских дел. Золото всегда влекло лихих да удалых. Тут тебе и каторжанская, и казачья крови переплелись: попробуй тронь! Впору наряд на охрану Шахтового переулка отряжать.
- Ясно, что дело тут нечисто, к ерунде привязалась прокуратура, чтобы атаковать градообразующее предприятие, - уверен заместитель председателя Собрания депутатов Пластовского района Геннадий Пташко. - Если у людей есть претензии к «ЮГК», почему они сами в суд не обратились? Почему этим занимается прокуратура? Может, потому, что у них самих правоустанавливающая документация на строения не в порядке, а если дело повернуть «экологической стороной», на это никто не обратит внимания.
Глава района Александр Неклюдов пошел дальше - в суд. Куда его почему-то даже не приглашали. Но он отправился туда сам - выступить на стороне защиты. Рассказал о том, что раньше злополучные цеха стояли в центре города. Беспокойство от них жителям было огромным. Он сам договорился с руководством предприятия перенести производство на промплощадку. Была определена и утверждена территория. «Южуралзолото» пошло навстречу, построив современные, красивые и удобные новые помещения, внутри которых даже растут экзотические деревья в кадках. Рабочие не нарадуются, зарплата стабильна, вверх идет. А тут - такое!
- Никакого бездействия в работе руководства «ЮГК» нет, - утверждает Неклюдов. - А то, что какие-то бумаги недооформлены, так дооформят, они не виноваты, что бюрократическая волокита порой бывает дольше, чем стройка.
Действительно, проектная природоохранная документация на предприятии подготовлена, но чтобы ей придать официальный статус, нужны время и деньги. Короче говоря, по всем нормативам быстрее, чем в полтора года, не уложиться, да и миллион-полтора заработанных коллективом рубликов выложить придется.
Странная получается ситуация. Воздвигнута баррикада. По одну сторону - глава местного самоуправления, депутаты и народ, по другую - городской прокурор. Неладно это. И неспроста.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве