Дальневосточные университеты Евгения Рогозы
У этого федерального чиновника сразу два офиса - в Москве и во Владивостоке. А прописка осталась челябинской.
Готовясь к интервью с известным челябинским предпринимателем и политиком, экс-руководителем компании «Монолит-Инвест», а ныне - крупным федеральным чиновником Евгением Рогозой, я никак не ожидал, что столкнусь с целой цепочкой удивительных совпадений.
Взять хотя бы нынешний московский офис Рогозы, строителя с 20-летним стажем. Он располагается не где-то, а на улице Строителей. А чтобы добраться до этого офиса, нужно по Сокольнической линии столичного метро доехать до станции «Университет». Символичность ситуации в том, что генеральный директор дальневосточной дирекции «Росстроя» (так называется должность бывшего кандидата на пост мэра Челябинска) во Владивостоке как раз и занимается строительством тамошнего университета. Стоимость амбициозного проекта - 60 миллиардов рублей. Это сопоставимо с годовым бюджетом всей Челябинской области.
- Евгений Владимирович, когда весной этого года вы уезжали из Челябинска в Москву, кое-кто воспринял это как побег из города, где обстоятельства сложились не в вашу пользу. Но были и те, кто данный шаг расценил как старт головокружительной карьеры 46-летнего бизнесмена-строителя…
- На самом деле предложение перейти на работу в Министерство регионального развития, чтобы в качестве помощника министра курировать строительство олимпийских объектов в Сочи и подготовку к саммиту АТЭС-2012, поступило мне еще в феврале. Cделал его министр Минрегионразвития Виктор Басаргин. Я думал ровно три дня и согласился. Такой шанс профессионалу выпадает лишь раз в жизни, от подобных предложений не отказываются. В обозримом будущем в России вряд ли еще будут столь масштабные стройки. А в августе я получил новое назначение, став гендиректором дальневосточной дирекции «Росстроя». То есть сосредоточился только на дальневосточных делах.
- Что, так прямо легко, не глядя, променяли обжитый офис в Челябинске на сравнительно скромный кабинет в Москве?
- Не так уж и легко! За плечами оставались годы жизни в родном Челябинске, налаженный бизнес. Опять же всплывали вопросы: как семья, как родители? Но на другой чаше весов лежали новые возможности, новые масштабы. Они и перевесили.
- И в чем заключается круг ваших нынешних обязанностей?
- В зоне моей прямой ответственности - строительство Дальневосточного федерального университета. Он станет в 2012 году местом проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Это очень солидный проект, достаточно сказать, что предстоит ввести в строй свыше 600 тысяч квадратных метров учебных, жилых и других помещений. Есть еще и косвенная ответственность - общая координация усилий всех заказчиков и подрядчиков, задействованных в реализации правительственной программы развития Дальнего Востока.
- А вам прежде доводилось бывать во Владивостоке? Когда туда летели в новом качестве, представление о крае имели?
- Один раз бывал, проездом на Курилы. Приморье - край своеобразный. Территория огромная, а население - менее двух миллионов. Владивосток (ему, кстати, в наступающем году исполняется 150 лет) строился хаотично, до недавнего времени у города и генплана-то своего не имелось. Не было даже очистных сооружений и современного полигона для отходов. Все нечистоты, весь мусор попросту сбрасывался в Амурский залив. Вы бы видели эту картину, просто апокалипсис какой-то! Дорожная сеть совершенно не приспособлена под существующие транспортные потоки, Владивосток буквально задыхается от этого.
- То есть вам предстоит всего за два года расшить все «узкие места»?
- Генплан уже принят, полигон для мусора, дороги и дорожные развязки строятся. Скажу больше, здесь будут возведены объекты, которые станут настоящими символами новой России. Взять хотя бы мосты через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Вантовый мост через Золотой Рог станет седьмым крупнейшим вантовым мостом в мире. А список рекордсменов возглавит мост через Босфор, его общая протяженность 4 километра, а длина главного пролета - 1104 метра. Только представьте: пилоны, поддерживающие его, высотой с Эйфелеву башню!
- Мосты, дороги, университет, коммунальная инфраструктура… Что еще?
- Здесь будут построены новый ультрасовременный аэропорт, новые водозаборные сооружения, нефтеперерабатывающий завод, завод по сжижению газа, мощный нефтепорт… Перечислять можно долго.
- Впечатляет. Получается, практически строите город с нуля?
- Ну, это громко сказано. Хотя в моей биографии такой факт был. В 1989 году в Армении землетрясение уничтожило города Спитак и Ленинакан. Мне довелось поработать там, города заново возводились буквально в чистом поле. Что касается Дальнего Востока, то сразу вспоминаются слова Владимира Путина: если бы не было такого повода, как саммит АТЭС, то его следовало бы придумать. Край остро нуждался в крупных инвестициях. И когда участвуешь в таких проектах, то заряжаешься невероятной энергией. На твоих глазах колоссальные финансовые потоки воплощаются в нечто материальное. Это очень интересно.
- Скажите, а пресловутый кризис на эти планы как-то повлиял?
- Финансирование не было уменьшено ни на рубль. Проект остается приоритетным. А вот сроки действительно поджимают. Так что работаем без выходных.
- Площадь одного только строящегося Дальневосточного университета превышает годовой объем сдаваемого в Челябинске жилья. С этой колокольни все южноуральские дела вам, наверное, кажутся теперь микроскопическими и не заслуживающими внимания?
- Это вы зря. Я всю жизнь прожил в Челябинске и никогда не смогу говорить о нем пренебрежительно. Хотя, действительно, чтобы почувствовать всю глубину проблемы, чтобы разобраться в ситуации, нужно было чуть-чуть от нее отстраниться. «Лицом к лицу лица не увидать». В числе 13 российских городов-миллионников Челябинск сейчас лишь по ряду показателей экономического развития дотягивает до четвертого-пятого места. Я уверен, что нашему городу вполне по силам обогнать многие другие мегаполисы, в том числе и своего северного соседа, Екатеринбург.
- И что же мешает?
- Мешает застой. Правящие элиты Челябинской области и самого Челябинска не хотят перемен. Их все устраивает, они сидят, свесив ноги. Но что хорошо для элит, не есть хорошо для жителей: динамики-то в развитии не прослеживается. Пример: сегодня все летают через свердловский аэропорт Кольцово, а в челябинском Баландино жизнь еле теплится.
- В ваших словах слышится некая обида.
- Конечно, ведь это и мой город тоже. По Челябинску я скучаю.
- Так возвращайтесь, Евгений Владимирович…
- Возможно, что и вернусь. Но если возвращаться, то не с пустыми руками, а с багажом новых знаний, опыта, связей, возможностей.
- Значит, подписываетесь под словами, не так давно сказанными вами в одном интервью: «Я не меняю прописку, не расстаюсь с Челябинском. И вообще не отношусь к людям, которые бросают начатое дело»?
- Подписываюсь. Если хотите, могу даже паспорт с прежней пропиской показать… (тянется к пиджаку).
- Не надо, не надо, верю.
- Я не отрекаюсь от обязательств: ни перед своими родителями, ни перед попечительским советом ЮУрГУ, где остаюсь председателем, ни перед владыкой Иовом, с которым заложил православный храм на Северо-Западе Челябинска, ни перед профессором Пышкиным из горбольницы № 8, которому обещал достойное его таланта оборудование.
- Странно. Когда человек из провинции переезжает в столицу, о своем прошлом он старается не вспоминать.
- С этим я столкнулся в Москве. Невероятный темп столичной жизни заставляет человека окукливаться, максимально дистанцироваться от всего остального.
- Скажите, из чего состоит ваш рабочий график?
- Один месяц я работаю на Дальнем Востоке, неделю провожу в Москве. Ничего не поделаешь, весь документооборот идет через столицу. Чтобы маховик крутился быстрее, необходимо личное присутствие.
- За эти прилеты хотя бы ненадолго удается почувствовать себя столичным жителем? Я имею в виду громкие премьеры, выставки, спортивные мероприятия…
- Свободного времени очень мало. Если оно и появляется, то стараюсь проводить его с младшим сыном Ярославом, ему шесть лет. Мы с малым покупаем билеты, идем в цирк или в детский театр. Вот и вся культурная программа. Я же трудоголик.
- А старший сын уже в самостоятельном плавании?
- Кирилл у меня тоже по образованию строитель. Учился в ЮУрГУ, потом - в Англии, опять же по строительному профилю. Три года в Магнитке жилье строил. Так что за папиной спиной не отсиживался. Но сейчас в уральской стройиндустрии коллапс. С декабря он принят на работу в дальневосточную дирекцию «Росстроя». Параллельно получает второе высшее образование в Высшей школе экономики. Будет набираться знаний, опыта и напитываться энергетикой мощной стройки.
- А вот лично для вас как прошла адаптация к новым, условиям?
- Длительные перелеты поначалу давались тяжело, все-таки приходится летать через всю страну, проводить по 9-10 часов в воздухе. Но ничего, привык. Ну и стиль работы чиновника, конечно, сильно отличается от стиля работы бизнесмена. Бизнесмен всегда нацелен на результат, бумага для него вторична. А работа чиновника сильно зарегламентирована. Иногда это раздражает.
- Что еще у Евгения Рогозы, кроме кабинета и секретарши, от стандартного чиновничьего вип-набора? Машина с особыми номерами и мигалкой? Охрана?
- Да бросьте. Машина, конечно, есть, но обычная, служебная. А еще у меня в подчинении штат дирекции - 60 человек. Правда, учитывая масштаб задач, принято решение увеличить его вдвое.
- Не могу не спросить о вашей политической деятельности. Вы по-прежнему намерены вести ее в рамках «Справедливой России»?
- Не стоит преувеличивать мою роль как партийного деятеля. Политика для меня - это прежде всего реальные дела. Сегодня я действую в рамках тех целей, которые ставит передо мной правительство.
- Как-то вы уклончиво отвечаете, Евгений Владимирович. Не значит ли это, что вскоре стоит ждать вашего перехода под знамена иной партии? Держа в уме ваш статус, можно даже предположить какой…
- Мне категорически не нравится ситуация с превращением крупнейшего регионального отделения «Справедливой России» в структуру, обслуживающую интересы одной семьи - семьи Гартунгов, цель которой - удержать мандат депутата Госдумы. Поэтому и отвечаю уклончиво.
СПРАВКА
К 2012 году в Приморье будут построены:
- Дальневосточный федеральный университет, представляющий из себя современный кампус на берегу морского залива;
- Терминальный комплекс аэропорта Владивостока с пропускной способностью 1700 пассажиров в час;
- Судостроительная верфь в бухте Чажма, предназначенная для выпуска буровых платформ;
- Автосборочное производство ОАО «Соллерс», которое будет производить корейские автомобили;
- Многофункциональный медицинский центр, театр оперы и балета. Здесь будут коренным образом реконструированы дорожная сеть, системы водоснабжения и канализации;
- Общая стоимость инвестиционных проектов - 566 миллиардов рублей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве