Грант для общественника

 Грант для общественника

Демографические тенденции, направление миграционных потоков и мировой опыт говорят о том, что хотим мы того или нет, будущее Челябинска связано с дальнейшим развитием многонациональности.

Готовы ли мы к мирному сосуществованию с теми, кто отличается от нас разрезом глаз, цветом кожи, убеждениями и верованиями? Способны ли принять и переварить идеи толерантности, во многом определяющие внутриполитический курс крупнейших мировых держав? В состоянии ли меняться в соответствии с реалиями переменчивого мира? Об этом - беседа с начальником управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации Челябинска Валентиной Кибизовой.

- Валентина Владимировна, в чем заключается государственная национальная и религиозная доктрина?

- Согласно федеральному законодательству все общественные организации, которые делятся на религиозные, политические и национальные, равны перед государством. Никакой общественной организации не должно оказываться преференций, а если кто-то утверждает обратное, требуя к себе какого-то особого отношения, я говорю, что приму подобную позицию, если мне покажут место в законодательстве, где об этом говорится. Обычно этим тема исчерпывается. Развитие общественных организаций - неотъемлемая часть развития гражданского общества, которое является контролером и одновременно социальным партнером органов власти. Общественные формирования находятся в гуще жизни, и если мы действительно хотим работать с людьми и для людей, то не можем обойтись без взаимодействия с этими структурами.

- Сейчас мы говорим о том, как должно быть в идеале. А как на деле?

- Все общественные организации разные, как и люди. Есть скромные, есть амбициозные, патриотичные, честолюбивые и т.д. И это естественно. Нельзя сделать все общественные организации одинаково терпимыми. Для всех, даже самых миролюбивых, характерны попытки периодически выяснять отношения друг с другом, влиять друг на друга. В Челябинске все это пока происходит в установленных законом рамках, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом у нас, я считаю, достаточно спокойная обстановка. Она объясняется вековыми традициями проживания на одной территории представителей разных национальностей и религиозных конфессий, удаленностью от центра с его экономическими и прочими противоречиями. И законом, конечно, перед которым все равны.

Отличия заключаются только в правилах регистрации общественных организаций. Для казачьих формирований это одни правила, для национально-культурных центров - другие, для религиозных организаций - третьи и т.д. Регистрация - непременное условие для участия общественных организаций в конкурсах на соискание муниципальных грантов (в соответствии с законом статус юридического лица организация должна носить год + 1 день). На конкурсы представляется немало совместных проектов, находящихся на стыке религиозной и национально-культурной проблематики.

Участие в проектах носит заявительный характер: если организация проявляет инициативу, то обычно она ее и реализует. Естественно, можно реализовать инициативу или проект и не приходя к нам. Сотрудничество национально-культурной или религиозной общественной организации с администрацией - дело добровольное.

- В последнее время то и дело слышишь слова «тоталитарные секты» в адрес официально зарегистрированных религиозных организаций. Насколько это правомерно?

- В законе о свободе совести не обозначено четких критериев, каким религиозным организациям должно, а каким не должно существовать (за исключением случаев, когда организация призывает к свержению власти, терроризму и т.д., тут все понятно). Но если мы приняли закон о свободе вероисповедания, то таких критериев и не должно быть, выбор религии - личное право человека. Если же четко прописывать критерии, то тогда надо забыть о том, что мы приняли соответствующее законодательство и ратифицировали международные акты по правам человека.

Сфера религиозных отношений - тонкая и деликатная, как и все, что касается внутренних убеждений человека. У каждого есть право верить и выбирать объект веры, но при этом у каждой религиозной организации есть своя миссия, которую она отстаивает и которая может противоречить миссии другой религиозной организации. Религиозная организация, не отстаивающая свою миссию, все равно что чиновник, не выполняющий своих обязанностей. То есть вырисовывается достаточно сложная система отношений, в которые не может, не должен вмешиваться ни муниципалитет, ни вообще органы государственной власти.

Именно поэтому члены координационного совета по взаимодействию с общественными объединениями при администрации Челябинска взяли за правило решать наиболее острые вопросы за чашкой чая. Во время таких обсуждений мы учимся слышать и понимать друг друга. У лидеров большинства общественных организаций Челябинска хватает мудрости, чтобы не идти на поводу у эмоций, а следовать голосу разума и вовремя урегулировать назревающие противоречия.

- Расскажите, как вам удалось «разрулить» конфликт между мормонами и РПЦ, разразившийся на последнем общественно-политическом вернисаже?

- Мы не устраивали никаких разборок, предоставив сторонам самим урегулировать отношения. Мормоны оказались людьми разумными, умеющими объективно оценивать ситуацию. На сей раз она сложилась не в их пользу, они решили, что не стоит лезть на рожон и сняли свою заявку на участие в вернисаже. Это было их собственное решение, и ничье больше.

Сегодняшнюю достаточно активную позицию РПЦ в историческом контексте можно объяснить как своего рода моральную компенсацию за репрессии, которым подвергались представители Русской православной церкви в советское время.

- Сколько общественных организаций сотрудничает с администрацией Челябинска?

- Отношения выстроены примерно с тремястами, а всего по области их около полутора тысяч. Есть даже такие экзотические, как международная организация защиты пчел. Интересно, что в советские времена общественные организации можно было перечесть по пальцам: Красный Крест, общество охраны природы, работа которых была согласована с вышестоящим руководством во всем, вплоть до мелочей. Сейчас мы не инициируем создание общественных организаций, не настаиваем на их сотрудничестве с администрацией, но если к нам приходят с инициативой - мы всегда готовы к совместной работе. Это особенно хорошо заметно по общественно-политическим вернисажам. Ежегодно число участников увеличивается на 30-35 организаций. Кстати, это очень перспективная форма работы и уникальный опыт: в Москве подобные мероприятия рассчитаны только на политические партии, а у нас участниками становятся общественные организации во всем их многообразии.

- Какие мотивы сотрудничества общественных организаций с администрацией?

- Не каждый приезжий из Таджикистана или Азербайджана сможет попасть на прием к начальнику миграционной службы или руководителю регистрационной палаты. А у нас такая возможность есть, и мы приглашаем этих руководителей на заседания координационного совета, чтобы они рассказали о типичных трудностях, которые подстерегают гостей из бывших союзных республик, о сроках регистрации, профилактике правонарушений, о санкциях, которые наступают в случае нарушения общественной организацией устава, и т.д.

Присутствующие на заседаниях координационного совета представители национальных диаспор, национально-культурных центров доносят эту, столь необходимую информацию до своих соотечественников, а на следующее заседания несут другие вопросы и пожелания, которые мы в свою очередь тоже рассматриваем и реализуем. Не было ни одного случая, чтобы мы оставили обратившегося к нам за помощью человека наедине со своей проблемой.

Немаловажным мотивом сотрудничества с администрацией является и возможность презентовать себя должным образом. Тот же общественно-политический вернисаж, который наше управление проводит уже четвертый год, - трибуна, которой может воспользоваться общественная организация, чтобы рассказать о себе, продемонстрировать себя и свои проекты.

- Наверное, общественные организации, появляющиеся не по велению начальства, а сами по себе, характеризуют и самих граждан? Какие мы, если судить о нас по нами же созданным общественным организациям?

- Люди у нас изобретательные, креативные, сострадающие, социально активные. Достаточно назвать такие проекты, как ремонт инвалидных колясок, школа управления многоквартирным домом, поисковая работа общественной организации «Булат», проект «Чистый двор», занимающийся распространением социальной рекламы по месту жительства и пресекающий несанкционированную расклейку объявлений, - все это социально направленные проекты, влияющие на жизнь микрорайона и демонстрирующие неравнодушие челябинцев к судьбе родного города.

- Планируете ли вы свои мероприятия или идете от жизни?

- Безусловно, планируем, зачастую планы возникают от предложений, рождающихся на заседании координационного совета. К примеру, когда после обкатки на каком-то локальном мероприятии общественная организация хочет придать тому или иному своему проекту статус городского. Именно так появились общегородские проекты «Цветущий город», «Рождественская сказка», «Маленькие звезды - большому городу» и многие другие.

- Как выстроены отношения общественных организаций с властью за рубежом?

- История этих взаимоотношений насчитывает более ста лет. В общественных организациях видят реальную силу, такого же равноправного участника общественных отношений, как и коммерческие или бюджетные организации. Например, в Шотландии, проанализировав работу представителей общественных организаций в социальной сфере, пришли к выводу, что «общественники» выполняют ее эффективнее, чем «бюджетники», и за меньшие деньги. И государственные органы власти передали ряд полномочий по соцзащите общественным организациям, сформировав соцзаказ и заложив в бюджете соответствующие деньги на эти цели. Еще одна распространенная форма соцзаказа - когда общественная организация выигрывает конкурс на проведение общественных работ для какой-то социальной категории, например, для профессиональных нищих. Или организуют специальную гостиницу для инвалидов, родственникам которым нужно на время уехать. То есть разбивается монополия государства, появляется конкуренция за соцзаказ, завязываются взаимовыгодные схемы взаимоотношений государства, муниципалитета и общественных организаций. В январе 1996 года у нас тоже появился закон о некоммерческих организациях, в котором есть понятие соцзаказа для общественных организаций, но скоро вышел следующий федеральный закон, абсолютно не согласованный с предыдущим. Реальный шанс перейти от слов к делу так и не получил развития.

Кроме того, важной проблемой для российских общественных организаций остается вопрос доверия к ним со стороны муниципалитетов. Сейчас уровень этого доверия настолько низок, что впору создавать школу для чиновников, учить их умению строить взаимоотношения с общественными организациями и извлекать из этого сотрудничества общественную пользу. Проведите эксперимент, постучитесь в любую государственную контору и скажите, что вы представляете не уважаемую в области газету, а общественную организацию. И посмотрите, насколько серьезно к вам отнесутся, как примут и примут ли вообще.

Я думаю, здесь есть над чем думать и работать. Реальное действие, направленное на развитие институтов гражданского общества, всегда сложнее, чем его демонстрация.

Serpuhovmeb.ru кухни Серпухов .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318