Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Татарское движение возрождается, но…

17.03.2010
Развитию национального самосознания народов России мешает федеральный закон № 309, исключивший национально-региональный компонент из государственного стандарта образования.

Развитию национального самосознания народов России мешает федеральный закон № 309, исключивший национально-региональный компонент из государственного стандарта образования.

На протяжении новейшей истории Россия переживает поистине драматические по своему характеру процессы. Они коснулись и сферы межнациональных отношений. Ярким показателем демократизации общества в 90-е годы ХХ века стал поистине «взрыв» национального самосознания. Представители около 200 наций и этносов (по переписи 2002 года) широко заявили о своих правах на возрождение и развитие родного языка, национальной культуры, обычаев, традиций. Во всех регионах страны возникли многочисленные национально-культурные центры, автономии и другие общественные организации.

Национальное движение в Челябинской области началось в апреле 1988 года, с организации татаро-башкирского культурного центра. Позже возникли финно-угорский, славянский, грузинский и другие центры. В марте 1998 года был создан областной конгресс татар.

Сколько было тогда у руководителей центров радости, граничащей с эйфорией. Им казалось, что они все смогут, в уставах были разработаны целые программы развития народов.

Хорошо помню, какое мероприятие провел областной татаро-башкирский культурный центр 19 ноября 1989 года. Во Дворце культуры железнодорожников татары и башкиры Челябинска встретились на празднике «Приходите к нам в гости». Они целый день общались, в основном на родном языке: был «круглый стол», где обсуждали наболевшие проблемы; состоялся большой концерт коллективов национальной самодеятельности Челябинска, Магнитогорска, Усть-Катава; многие купили сборник стихов С. Гараевой с ее автографом, попробовали разные блюда национальной кухни. Впечатление было огромное, участники обсуждали будущее своего народа, они никак не хотели расходиться. Один из них тогда сказал мне: «Может быть, сегодня я впервые не буду стесняться разговаривать с другом в трамвае на татарском языке!»

С тех пор прошло больше 20 лет. За это время становилось все яснее, что силами энтузиастов, общественных организаций задачу развития наций не решить, должна быть государственная национальная политика. Потому в 1997 году и была организована Ассамблея народов Челябинской области. Она была призвана стать посредником между государственными структурами и общественностью.

Однако, к великому сожалению, в России до сих пор нет целенаправленной, научно разработанной программы государственной национальной политики, которая обеспечила бы юридические и финансовые гарантии развития народов страны. Мало того, Владимир Путин в первый же срок президентства распустил Министерство по делам национальностей. В многонациональном государстве оно оказалось ненужным…

Все сложнее и труднее становится действовать национально-культурным объединениям. Не случайно за последние два года трижды поменялось руководство областного центра татарской и башкирской культуры, пять лет почти бездействовал областной конгресс татар. Но жизнь полна неожиданностей: III конференция конгресса татар Челябинской области, которая прошла в ноябре 2009 года, выбрала нового руководителя - Лену Рафиковну Колесникову.

Средства массовой информации рассказали о ней - матери троих детей, руководителе сети аптек «Классика». Очень скоро члены исполкома конгресса татар области почувствовали железную волю этой хрупкой женщины.

И снова, как тогда, в ноябре 1989 года, Дворец железнодорожников был полон: 3 марта 2010 года конгресс татар пригласил женщин области на праздник в честь 8 Марта. И вновь это было не рядовое событие. Надо было видеть радостные лица, светящиеся глаза участников от ощущения единения татар области, счастья общения на родном языке.

Мероприятие было действительно грандиозное: 67 женщин со всей области, достойных и заслуженных, были награждены грамотами и прекрасными букетами цветов. И что особенно примечательно: награждались в большинстве скромные, как говорится, рядовые личности, а не чиновники, как это часто бывает в подобных случаях. Например, Р.Х. Гатауллина - почтальон Еманжелинска, Р.Х. Тажитдинова - лаборант клинической лаборатории областной больницы № 1, Ф.Х. Баширова - воспитатель детского сада № 5 Троицка, К.М. Гирфанова - повар, Кизильский район, Н.Х. Хисаметдинова - мать пятерых детей, Троицк, и многие трудолюбивые и прекрасные женщины.

Награждение такого количества героинь вечера могло стать весьма утомительным. Но организаторы все продумали: вручение наград чередовалось с концертными номерами артистов Челябинска (М. Канафин, ансамбль «Айгуль»), Троицка (Ф. Якупов), Миасса (ансамбль «Уралым»), Магнитогорска (ансамбль «Сююмбике»), Бакала (Алия) и других. Венцом концерта было выступление Альберта Асадуллина, заслуженного артиста России, народного артиста Республики Татарстан, приехавшего в Челябинск из Санкт-Петербурга специально для этого вечера.

За три месяца руководства конгрессом Лена Рафиковна сумела организовать много дел. В феврале 2010 года в связи со 104-й годовщиной Мусы Джалиля - татарского поэта, Героя Советского Союза - в школах Центрального района Челябинска прошли конкурсы членов, в других школах города - открытые уроки мужества с рассказом о подвиге М. Джалиля в годы Великой Отечественной войны. На ОТВ вышла передача «Хазина» («Сокровище»), она будет проводиться два раза в месяц. Речь пойдет о истории татар, о великих людях, а также уроки родного языка. Находится в разработке создание сайта конгресса в Интернете.

Планы на будущее у конгресса достаточны серьезные. И главное из них - проблема изучения татарского языка в школах и детских садах, что, в свою очередь, связано с наличием кадров. Решение этой задачи усложняется федеральным законом № 309, который исключил национально-региональный компонент из государственного стандарта образования.

Представители десятка национальных регионов России приехали в марте в Чебоксары, чтобы обсудить его последствия: всем ясно, что 309-й закон разрушает наше общее дело, по сути, это попытка его поджога. Подобная тенденция в сфере образования уже наблюдалась 100 лет назад. Тогда министр народного просвещения Российской империи Александр Шварц заявил: «Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы. Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа, на всех ее ступенях и для всех без исключения инородцев.

Если кому-то из читателей понравится таковое высказывание министра, то я как историк напомню, что именно унитаризация государства, нежелание учитывать национальный фактор привели к распаду Российской империи в феврале 1917 года и СССР в 1991 году.

«Ни один народ Российской Федерации не согласится с клеймом второсортности, не примет отношения к своему языку и к своей культуре как к балласту государства», - говорится в резолюции форума в Чебоксарах.

Так и хочется крикнуть: «Равняйтесь на финнов!» В Финляндии два государственных языка - финский и шведский. Это при том, что шведов - 260 тысяч, то есть пять процентов, но на их правах это никак не отражается. И это при том, что в течение веков финны находились под шведской пятой… У шведов свои школы, детсады, больницы, муниципалитеты, газеты, радио- и телекомпании. Вывески и опознавательные знаки - на двух языках. Об этом можно говорить много: и о том, что 800 татар Финляндии также двуязычные: равно знают родной татарский и государственный финский. А в России во многих регионах в лучшем случае только пять-шесть процентов татарских детей получают среднее образование на родном языке.

Хочется верить, что достаточно динамичное начало в работе областного конгресса татар под руководством Л. Колесниковой вызовет оживление национального движения, объединит всех татар Южного Урала.

Луиза АЛМАЕВА,

кандидат исторических наук,

действительный член Международной тюркской академии

Комментарии
Любой закон пишется, чтобы мешать тем, кто не в том направлении собрался развиваться.
Если кажется, что закон все же мешает, то может задуматься над направлением этого самого развития до момента, когда наступит ответственность, в том числе, а может быть и главное перед собственным народом?
Особенно настораживает тезис автора про нынешнее "оживление". Я тоже помню как в 90-е, после того как два друга избавились от своих комплексов и поговорили в трамвае на родном языке, много народу в Союзе лишились жизни только по тому, что они не полиглоты.
По моему, принятие 309 закона, кроме прочих, преследует цель, чтобы тяга к оживлению одних не привела к отмиранию других.
Если серьезно рассматривать аргумент автора про Финляндию, возникает вопрос автору: как вы собираетесь пользоваться в жизни вывесками на 200-х языках, или видите только два-три языка государственными, а остальные не очень?
Павел
19.03.2010 11:09:46
Во-первых, следует заметить: уже не секрет, что имеющийся ныне у нас в наличии «курс официальной истории» о «преплохих татарах и их рабах – русских князьях» (К.Маркс) был сочинен давным-давно, и в основе своей чужими – притом чужими как русским, так и татарам, - иностранными специалистами Романовых-западников, именно как идеологическое обоснование установленного в Евразии-Татарии- России в XVII веке «Романо-германского ига» (Н.С. Трубецкой)

При внимательном, полном и объективном рассмотрении материалов историографии выясняется, что " история татар – не совсем та (вернее, совсем не та), которую нам преподавали в советских школах..." (Гали Еникеев), см.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/kniga_quotpo_sledam_chjornoj_lege­ndyquot/prodolzhenie/6-1-0-36

Татары на самом деле - второй стратегический этнос России, народ-союзник для русских издревле, без союза с ними Россия в самом скором будущем может быть стерта с политической, а русские – могут быть стерты с этнополитической карты мира. Вот в чем истина, которую скрывают всячески агенты влияния тех, кто стремится отправить нас "на галеры к немцам", и которые "могут быть для нас, русских, только хитроумными эксплуататорами, а никак не друзьями и союзниками" (Л.Н. Гумилев).

Прокитайские и прозападные историки многое сделали для сокрытия сведений о том, что татары – один из тюркских народов, известный издревле своим «могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от Черного до Желтого моря на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Сырдарьи и Тянь-шаня на юге.
Давно было известно всему миру, но со временем сокрыто, что “народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар”. При том ни Чынгыз-хан, ни его родной народ татары "не говорили на языке, который мы называем ныне "монгольским", и "никоим образом наименование "Татар" не было исключительно общим (“собирательным») названием разных племен и народцев, а было названием и самоназванием одного конкретного народа”, притом высокоразвитого для своего времени. Обо всем этом, например, давно писал русский академик-востоковед В.П. Васильев (XIX век) с приведением соответствующих обоснований, но результаты его трудов, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
И в XVIII веке еще “Ян Потоцкий – дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи от Москвы до Астрахани, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, – отмечал Ян Потоцкий, – татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» – то есть, на одном языке – «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…» см. http://tartareurasia.ucoz.com/

"Нарушение Евразийских традиций" (Н.С. Трубецкой, Л.Н. Гумилев) и противопоставление и стравливание русских и татар практиковалось именно теми, кто веками стремился колонизировать территории Евразии-России-Татарии, столкнув друг с другом и ослабив основные, стратегические этносы этой страны, русских и татар, и в чем-то эти противники даже преуспели, установив "романо-германское Иго" над ее народами в XVII веке (Н.С. Трубецкой).
Именно нарушение евразийских традиций - ордынских принципов этнической, религиозной, расовой терпимости, справедливости и человечности -неизменно приводило к междоусобицам, и к неисчислимым бедам народов Евразии-России-Татарии.

Подробно, обстоятельно и доказательно обо всем изложенном выше, и не только об этом - читайте в книгах и статьях независимого татарского историка-исследователя, гумилевца Г.Р. Еникеева. См. на сайте “Татары Евразии (подлинная история)”: http://tartareurasia.ucoz.com/

Толковая статья о подлинной истории татар, написанная по содержанию книг Г.Р. Еникеева, опубликована здесь: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/
Михаил Татарский
23.06.2010 19:37:21