Поборы узаконили

Поборы узаконили

Госдума и Совет Федерации РФ одобрили закон о бюджетных учреждениях, который повлияет на материальное положение россиян.

По новому закону организации разделятся на бюджетные (наука, образование, здравоохранение, культура и другие социальные области) и казенные (национальная оборона, безопасность государства, психиатрическая помощь населению). К казенным учреждениям будут отнесены главное управление специальных программ Президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков. Казенными будут психиатрические больницы, стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением и ряд других специфических клиник (например, инфекционные больницы). В статус казенных преобразуют также управления объединений, соединений и воинских частей, военные комиссариаты, СИЗО и исправительные учреждения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения станут финансировать по-прежнему. Бюджетным предстоит пережить кардинальные изменения.

Они будут получать деньги только в рамках госзаказа, а все суммы сверх его придется зарабатывать. Сдавать, например, помещения в аренду, просить родителей школьников оплачивать факультативные часы, музыку, живопись, придумывать другие дополнительные услуги - у кого на что хватит фантазии. Государство за проявление такой финансовой сметки даже разрешит распоряжаться средствами от дополнительных доходов по своему усмотрению.

Из правительства звучат заверения, что реформа не вызовет сокращения федеральных бюджетных ассигнований на социальные учреждения. Надо четко разграничить, что является платной услугой, а что - бесплатной.

Как заверил премьер-министр РФ Владимир Путин, в конечном итоге это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций. По его словам, сократится база для коррупции, поскольку сами учреждения «получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками».

На уровне регионов закон в полном объеме вступит в силу в 2012 году. Хотя в стране он начнет действовать с 1 января 2011 года, до 1 июля 2012-го устанавливается переходное время, который позволит бюджетным и казенным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. Властям на местах в подкрепление к закону нужно принять десятки постановлений и нормативных актов. Реформирование затронет около 328 тысяч бюджетных организаций, в том числе 25 тысяч федеральных и свыше 300 тысяч региональных и муниципальных.

Экономисты говорят, что закон сложный, малопонятный населению, он принимался с большими спорами, а его внедрение в жизнь будет еще сложнее. Все сомнения старается развеять партия «Единая Россия». Она намерена взять под особый контроль процесс подготовки к реализации и практику исполнения закона на местах. Если учесть прошлый опыт единороссов по целому ряду крупных федеральных программ (строительство доступного жилья, физкультурно-оздоровительных комплексов в городах и поселках и т.д.), можно не сомневаться в столь же «блестящем» исполнении нового закона.

Общество в своих спорах разделилось. Одни считают, что реформа расширит возможности учреждений зарабатывать деньги, но есть опасения. Например, ни для кого не секрет, что в муниципальных поликлиниках бесплатными услугами фактически пользуются только пенсионеры, образование тоже станет полностью платным.

В министерстве образования области закон пока не комментируют. А власти Магнитогорска уже подстраховались, назначив шефов-спонсоров каждой местной школе. Пока неясно, как смогут по новому закону зарабатывать музеи, театры, библиотеки. Фракция КПРФ назвала детище правительства и «Единой России» законом о дебилизации нации.

Мнение южноуральцев

Руководитель общественной организации «Содействие» Евгения Белоусова:

- В законе зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным, но Россия такая страна, в которой законы не соблюдаются. Если общеобразовательной школе позволят оставить какой-то бесплатный минимум, то она именно к этому минимуму и сведет все обучение наших детей. У нас большая часть населения находится за чертой бедности или возле нее, и люди не смогут позволить себе оплачивать такие, например, предметы, как обществоведение, иностранный язык, музыку, этику, эстетику, то есть все то, что хочется дать ребенку для его всестороннего и полного развития.

Проректор Челябинского института экономики и права Сергей Синецкий:

- Во всем мире образование сильно сегментировано по разной степени социальной доступности. Есть школы для бедных, средний общеобразовательный уровень, есть элитные школы и лицеи, как правило, очень дорогостоящие. В российской системе образования официально не было социальной дифференциации, но на практике она существует, и мы, похоже, идем к полной легализации такой системы. Каждый родитель навскидку назовет вам лучшую элитную школу и сколько ему трудов стоило устроить туда ребенка. Сверх обязательного минимума предметов никто платить не будет, а меньшинство состоятельных граждан постарается устроить своих отпрысков в лучшие заведения. Если сейчас в вузы приходят абитуриенты с более низким уровнем подготовки, чем пять-шесть лет назад, то чего ожидать после введения обязательного курса предметов?

Если это шаг к переформатированию рынка, тогда надо вводить лицензирование преподавателей, как частных практикующих врачей. В здравоохранении, например, мы уже фактически платим за все. Любое снижение социальной нагрузки на школу приведет к потере контроля над социально незащищенными слоями населения. Для многих бедных учеников школа - это продленка, бесплатный обед, какие-то кружки, развлечения, библиотека. Если они всего этого лишатся, их подберет улица.

Петр Труфанов, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета:

- Я усмотрел здесь два «секрета». Прежде всего, это легализация директорских поборов (типа на ремонт) и школьного репетиторства. Понятно, что администрация учебного заведения встанет на позицию хозяина положения - ее «крышует» власть. Непонятно еще одно: что это будут за дополнительные занятия, за которые придется выкладывать деньги родителям? Уже сейчас количество учебных часов для младших школьников несоизмеримо высоко. И уровень знаний с таким количеством предметов из года в год только падает. К тому же новый закон не дает родителям таких полномочий, которые бы позволили им спрашивать с учителей за каждый рубль.

Андрей Мосендз, председатель молодежной организации Челябинского металлургического комбината:

- Ситуация настораживает. Мнение людей по поводу закона негативное. Основная функция государства примитивна - оно должно лечить, учить и защищать, мы за это платим налоги. Делать родителей, по сути, балансодержателями школ - неправильно. Не у каждого есть на это средства. Полагаю, после окончательного принятия закона нас ждет всеобщая безграмотность, а учителей - повальная безработица. Многие перейдут на домашнее обучение.

Александр Попов, директор гимназии № 31:

- В качестве комментария могу предложить свое эссе, написанное недавно: «Хватит оргий! Орган на отдых. Пуповину Алого поля отдать в прошлое. Орленку развязать руки. С пионеров героев галстуки снять. Бюст Ленина развернуть. Негоже вождя волновать, пусть на улицу свою глазеет. Имя его супруги и соратницы на дворце пионеров отправить в тыловую часть здания. Свердловский проспект простить. Красную улицу перекрасить в противоположный цвет. Вот такая история с географией. Гуманитарии всех стран, улыбайтесь!»

Материал подготовили Ирина ГУНДАРЕВА,

Оксана ТРУФАНОВА

Mebelzelenograd.ru мебель в Зеленограде каталог .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


частный сварщик в Санкт-Петербурге
VK31226318