«Двухглавие» по идеальной схеме

«Двухглавие» по идеальной схеме

На ближайшие четыре года Челябинск превращается в город с парламентским правлением.

Иллюстрация - Петр Малков, Двуглавый Марабу

Ровно две недели назад, 13 мая, на своем 13-м заседании депутаты Челябинской городской Думы проголосовали за поправки в устав областного центра. Почти все они касались новой схемы управления городом и процедуры избрания его руководителей.

От прямых всенародных выборов градоначальников (функции мэра фактически делятся между двумя людьми) депутаты решили отказаться - по крайней мере, на время своих полномочий. Отныне кому быть главой города (он же председатель местного парламента), а кому главой администрации (сити-менеджером) станут решать сами народные избранники. Как проголосуют - так и будет. При этом в команде нового губернатора не скрывают: инициатором «рихтовки» главного документа южноуральской столицы был Михаил Юревич.

Все разговоры о правомерности и этической безупречности данного шага сразу оставляем в стороне. Юридические процедуры соблюдены. А кто в России вспоминает об этике, когда речь идет о «политической целесообразности»? Лучше попытаемся разобраться в утвержденной челябинскими нардепами управленческой конструкции. В этом нам поможет депутат Гордумы, председатель комиссии по местному самоуправлению Алексей Севастьянов.

- Алексей Михайлович, кто из них важнее: глава города или глава администрации?

- В новой схеме важнее всех становится Городская дума. Можно сказать, что Челябинск переходит к парламентской форме правления. Ведь и того и другого утверждают депутаты.

- А чем их функции различаются? Кто за что отвечает?

- Глава города (и одновременно председатель Думы) избирается из числа депутатов и обладает чисто представительскими полномочиями. Он представляет Челябинск на федеральном и международном уровнях. А глава администрации наделяется оперативно-управленческими функциями. По сути, решает хозяйственные вопросы жизни города. Чтобы было более понятно, поясню на примере предприятия: глава администрации - это исполнительный директор, а глава города - председатель совета директоров.

- То есть, в случае чего, глава города может и спросить с главы администрации?

- Скорее, это депутатский корпус должен с него спрашивать. Отчет о своей работе сити-менеджер предоставляет депутатам. И мы сообща даем оценку, решаем, продлевать с ним контракт или нет. Кстати, точно так же мы можем отозвать человека и с должности главы города.

О том, какое значение придается каждому из двух глав, можно судить по тексту обновленного устава. В перечне полномочий главы города (председателя Думы) 16 пунктов самого общего характера: «координирует», «осуществляет общее руководство», «организует» и так далее, зато куча льгот и гарантий. Например, страхование на случай смерти и увечья, выплата всевозможных компенсаций, солидная надбавка к пенсии, отпуск в 45 дней и так далее. А вот у главы администрации (он же сити-менеджер) список обязанностей подлиннее, он состоит из 20 пунктов. Но о каких-либо преференциях ни слова.

Вполне понятно, что в городской Думе переменами довольны. Потому и называют их «идеальными», потому и дали им 13 числа «зеленый свет». Но депутаты не могут не понимать, что схема будет работать лишь в том случае, если наемный сити-менеджер остается абсолютно послушным и управляемым. А коли так, наверняка будет сделано все, чтобы в числе отобранных депутатской комиссией претендентов остались лишь лояльные губернатору фигуры.

Пока публично о своих претензиях на два главных кресла Челябинска публично заявили два человека: председатель Гордумы Борис Видгоф (претендует на должность главы города) и исполняющий обязанности мэра Сергей Давыдов (он не прочь стать главой администрации).

Полный список претендентов комиссия, скорее всего, огласит в начале следующей недели, а окончательно с кандидатурами депутаты определятся 4 июня на своем заседании.

VK31226318