Неофашистские граффити на улицах Челябинска

Неофашистские граффити на улицах Челябинска

Большая политика делается где-то далеко от Челябинска. По сравнению с тихой политической жизнью нашего города даже соседний Екатеринбург представляется более живым городом.

Конечно, на то существуют свои исторические причины, но иногда создается впечатление, что вялая аполитичность челябинцев превращается в кредо, мешающее проявить инициативу в случаях, когда, казалось бы, она бесспорно необходима.

Данная статья посвящена одной из скрытых сторон «культуры» Челябинска – появлению на стенах зданий граффити различных экстремистских движений. Автор поднимал этот вопрос в статье «Свастика на мэрии?», однако ни на героев статьи, ни на общественность публикация впечатления не произвела. Это странно, так как проблема серьезная, и автор относит это равнодушие только на счет фирменного челябинского идиотизма (от греческого «idiōtēs» - невежда, неуч, человек, не принимающий участия в общественной жизни).

Прежде всего следует сказать, что ни один район города не оказался не задет этим явлением. Центр, Ленинский, Северо-Запад и ЧМЗ – везде можно найти неофашистские граффити. Проехав по разным районам города, автор без труда собрал коллекцию в несколько десятков образцов.

Начнем с Центра. Как и три года назад, Центральный стадион представляет собой своеобразную витрину неофашистских граффити. Ниже - пара наиболее характерных:

Знак «88» здесь «Heil Hitler», так как «H» - восьмая буква алфавита. Эта фраза используется неонацистами для приветствия.

Свастика из трех семерок. В политической мифологии три семерки противопоставляются «числу зверя» 666. Эта свастика широко распространена в неофашистской среде. На первой иллюстрации - изображение свастики, которое сделано на стене Центрального стадиона, а на второй - пример использования аналогичной свастики расистами ЮАР.

Но если хладнокровие администрации стадиона еще можно объяснить тем, что сооружение находится «в лесу», то весьма странно, что подобные рисунки месяцами «висят» на центральных улицах города. Вот фотографии одного из зданий на проспекте Ленина. Первый снимок сделан в марте, второй – в мае 2010 года. Как видно, некоторое время спустя свастика была вырезана вместе с полотном.

Впрочем, и первое и второе – мелочи в сопоставлении со свастиками, нарисованными на входе в парк Дворца пионеров. Кто в этом детском заведении занимается воспитанием?

В Советском районе на некоторых жилых домах по ул. Энтузиастов можно найти различные знаки:

Знак «14» выглядит нейтрально, а между тем символизирует лозунг из четырнадцати слов, впервые провозглашенный идеологом расизма Дэвидом Лейном: «We must secure the existence of our people and a future for white children» – «Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для белых детей».

Между символами «14» и «88» находится руна Одина. Сама по себе она нейтральна, но в политический оборот рунические знаки были введены в фашистской Германии, поэтому востребованы в неонацистской среде по сегодняшний день.

Обычная свастика.

На ЧТЗ можно найти как «классическую», так и современную неофашистскую символику.

Не опытной еще рукой, сначала неудачно, с попыткой исправить, а затем – более уверенно, выведена свастика.

Гараж на улице Труда. Тут мы видим рисунок «White Power» (верхний правый угол) и уже знакомые 14/88 и кельтский крест (нижний левый угол) – все это современная расистская и неофашистская символика.

Этот рисунок сделан на стене павильона, находящегося на перекрестке Молодогвардейцев и проспекта Победы. Как видно, уже после того, как фашисты нарисовали свастику, с ней «поработали» антифашисты, зачеркнув, и оставив надпись «NO NAZI … SCUM» (scum - отбросы общества).

Граффити ACAB с вооруженными фигурами. ACAB – это «all cops are bastards», или «полицейские – ублюдки». Это граффити интересно тем, что на нем изображены вооруженные фигуры. Рисовали еще не террористы, но декларация вооруженной борьбы очевидна.

Еще одно граффити – на стене общежития. Здесь свастика и литеры S, H, W, P. Это «skinheads» и «white power». Неожиданно, что это граффити сделано в том же стиле, что и соседнее – любителей конопли… Вообще-то, в классике, активисты за легализацию наркотиков как правило, левые, и не должны иметь ничего общего с неофашистами. Но здесь не так.

Полуразрушенное здание на Южном Бульваре. Место сходок бомжей и алкоголиков. При входе нарисована свастика.

Еще одно граффити из Ленинского района. Этот знак состоит из двух обозначающих Солнце рун. В нацистской символике этот знак также является эквивалентом свастики.

Граффити на доме по Шоссе Металлургов, 39. Лаконичное и понятное «SKINHEAD» и едва различимый кельтский крест. Сам по себе кельтский крест никакого негативного смысла не несет, но благодаря популяризации кельтской культуры рок-музыкантами, этот крест получил распространение в среде скинхедов по всему миру и стал одним из наиболее распространенных знаков движения.

Это здание вечернего Металлургического факультета. Как видно, на нем сделана надпись «WHITE POWER TERROR» и нарисована свастика. Первое фото было сделано 4 марта 2007 года, а второе фото 3 года спустя - 20 мая 2010 года. То же здание, та же стена, и та же свастика.

Где-то можно понять, почему годами не уничтожаются граффити - на гаражах или заброшенных зданиях, но когда речь идет об университете, который является одним из символов города, это трудно понять, ну или было бы трудно понять, если бы гипотеза не была сформулирована во втором абзаце этой статьи.

В заключение хотелось бы предложить заинтересованным сторонам оставить отзывы к этой публикации, так как вопрос требует дальнейшего изучения.

Константин ЖАРИНОВ

VK31226318