В администрации Магнитогорска открылась новая должность - главного художника

В администрации Магнитогорска открылась новая должность - главного художника

Идея введения в штат управления архитектуры и градостроительства администрации Магнитогорска должности главного художника была озвучена спикером городского парламента Александром Морозовым на одном из заседаний городского Собрания депутатов. При этом Александр Олегович сетовал на то, что в городе нет специалиста, который занимался бы внешним обликом проспектов, скверов, зданий.

Потребность во вдумчивом, бережном отношении к общему дому испытывают, наверное, не все магнитогорцы. Но городские власти считают, что пришло время изменить ситуацию. Свои надежды они связывают с назначением на должность главного художника Александра Мельникова, человек в Магнитогорске довольно известного. На протяжении последних лет Александр Владимирович «болеет» этой темой. В газетных и журнальных публикациях Мельников постоянно обращает внимание жителей города на необходимость сохранения архитектурно-исторического облика Магнитогорска.

Почему нельзя молчать

- Выросло целое поколение молодых людей, словно выпавших из действовавшей в советское время системы нравственных и эстетических ценностей, - говорит Александр Мельников. - В силу объективных причин им не успели рассказать, объяснить и привить бережное отношение к тому, что мы имеем. А поскольку они не воспринимают эту информацию, то, соответственно, ничем и не дорожат. Отсюда - вандализм и бескультурье.

Многие привыкли не обращать внимания на то, что окружает нас в ежедневной жизни. Между тем во многих городах страны есть службы главного художника, которые занимаются не только созданием внешнего облика города, но и сохранением архитектурных и культурных ценностей. Мало того, существует даже совет главных художников России, который возглавляет москвич Игорь Воскресенский. В Магнитогорске еще только предстоит выработать нормативы, положения, регламентирующие деятельность главного художника.

По мнению самого Александра Мельникова, агрессивность, бескультурье исполнения и размещения наружной рекламы, отсутствие целостного городского дизайна и эстетического контроля обезображивает архитектуру зданий и как следствие - пространство среды в целом. Все эти обстоятельства делают город «внешне малопривлекательным, создавая вместо органичной городской экосистемы агрессивную антропогенную среду, отрицательно влияющую на эмоциональное состояние, формирующую внутренний дискомфорт, подавление мотивации к деятельности, социальное напряжение и ухудшение состояния здоровья горожан».

Нынешнее отношение людей к родному городу контрастирует с тем, которое культивировалось в первые годы строительства так называемого соцгорода. Тогда перед архитекторами стояла задача создать уникальную среду, способную взрастить совершенно нового человека. По замыслу идеологов той застройки, он не только должен был отлично трудиться в цехах завода-гиганта, но и жить в зданиях, отвечающих всем архитектурным канонам.

Лучшая в мире из оград

Как в любом городе, в Магнитогорске есть исторический центр. Счастье горожан, по мнению специалистов, заключается в том, что над архитектурным обликом города сталеваров колдовали ленинградские мастера - выходцы старой, еще царских времен школы. Эти слова Александр Мельников готов иллюстрировать снимками, рисунками и даже стихами.

На проспекте Металлургов есть приметная железная ограда. Мало кто знает, что это копия решетки Летнего сада. В свое время ограду специально заказывали в Ленинграде, отливали по уникальным эскизам, а потом привезли сюда и смонтировали.

Анна Ахматова посвятила ограде Летнего сада свои знаменитые строки:

… Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

- Меня поражает отношение людей и власти в то сложное, военное и послевоенное время к архитектуре, - говорит Александр Владимирович. - Наши предшественники понимали, что архитектура формирует нацию и ментальность горожанина, и всячески стремились окружить первостроителей настоящими шедеврами архитектуры. В итоге ленинградские архитекторы смогли оставить в дар потомкам уникальный архитектурно-исторический ансамбль-памятник, аналогов которому нет во всем Уральском регионе.

Что делать?

В том, что надо буквально спасать исторический центр города от невежества, вандализма, главный художник не сомневается. В качестве доказательства справедливости своих слов он демонстрирует снимки, свидетельствующие о том, как сегодняшние хозяева и арендаторы в угоду своим коммерческим интересам уродуют исторические здания.

Поэтому одной из своих первостепенных задач Александр Мельников считает определение границ архитектурно-исторической застройки и восстановление ее целостности. В перспективе, возможно, возникнет потребность в создании реставрационной мастерской. Но пока необходимо сделать все, чтобы сохранить уникальный городской ансамбль. Для этого местным депутатам придется утвердить правила содержания объектов, представляющих архитектурную ценность.

Программа действий главного художника представлена на его сайте. Она изобилует конкретными предложениями. Например, Мельников намерен в скором будущем изменить облик не только парков, скверов, газонов, но даже торгово-остановочных комплексов и мест мусороприемников.

Свою работу на благо города Александр Владимирович не представляет без постоянного взаимодействия с городским сообществом. С этой целью он предложил создать журнал «Горожанин», который научил бы магнитогорцев жить в родном городе так, чтобы всем было уютно и комфортно.

Главный художник Магнитки часто сравнивает архитектурно-историческую застройку с оркестром, который вдруг перестал звучать. То ли инструменты разладились, то ли заболел дирижер, но музыка, застывшая в камне, перестала радовать и слушателей, и исполнителей. Хочется надеяться, что настоящий вдумчивый и неравнодушный дирижер у этого ансамбля уже появился.

Александр Владимирович МЕЛЬНИКОВ - художник, педагог, член Союза художников РФ. В 1978 году закончил Магнитогорское училище № 54 по специальности художник-декоратор, в 1985 году - художественно-графический факультет МаГУ. Работал художником-оформителем в коксо-химическом производстве, цехе углеподготовки ММК, преподавал в школе, в пединститутах Магнитогорска, Елабуги и Набережных Челнов, руководил реставрационно-востановительными работами в Покровском храме Елабуги. В 1996 году вернулся в Магнитогорск, где занимался преподавательской деятельностью в МаГУ. С 1998 года - доцент кафедры художественного проектирования (ныне - кафедра дизайна) факультета изобразительного искусства и дизайна. Работал арт-директором отдела дизайна ЗАО «Профит» и арт-директором журнала «Имидж-Магнитогорск». Член правления Магнитогорской организации Союза художников России. С 2007 года - член градостроительного совета Магнитогорска.

Основные направления творчества - дизайн (промышленная графика, плакат), концептуальное искусство, станковая живопись, графика. Участник конкурсов и художественных выставок различного уровня - от городских до международных. Награжден почетными грамотами администрации города и Магнитогорского Собрания депутатов за творческий вклад в культуру города.

кухни в Видном недорого

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

пирсинг языка в Новосибирске
VK31226318