Талант тоже надо уметь продавать

Талант тоже надо уметь продавать

Новый министр культуры области Алексей Бетехтин считает, что художникам помогут менеджеры.

Алексей БЕТЕХТИН родился в 1966 году в Курганской области. Окончил Челябинский институт культуры и Высшую школу сценических деятелей при ГИТИСе в Москве. Работать начал в ДК «Смена» режиссером. Был заместителем директора Камерного театра, директором областного театра кукол, Челябинского концертного объединения. В 2001-м в первый раз покинул Челябинск, чтобы стать начальником управления культуры Адлера, а затем директором сочинского Зимнего театра. В 2004-м вернулся в столицу Южного Урала заместителем министра культуры области. В 2009-м вновь покинул Челябинск ради работы в сочинском Зимнем театре. В мае 2010-го назначен министром культуры Челябинской области.

- Алексей Валерьевич, этот министерский кабинет вам знаком: вы пять лет проработали заместителем министра.

- Должность тоже не новая для меня, потому что приходилось оставаться исполняющим обязанности министра. Однако одно дело, если становишься ответственным лицом на время, и совсем иначе чувствуешь себя, если знаешь, что не вернется из командировки начальник, на которого можно переложить нерешенные задачи.

- Вы дважды покидали Челябинск. Чем привлекал будущий олимпийский город?

- Многие спрашивают, зачем вернулся оттуда, разве можно бросать такой регион? Мне было интересно поработать над реализацией масштабных проектов, связанных с отдыхом и моей первой профессией (режиссер массовых праздников). А возможностей для этого много именно в Сочи, где культура и индустрия развлечений важны так же, как для Челябинска металлургия. И три года я работал без всяких проблем. А потом поменялась власть.

Второе мое пришествие было связано с тем же - второй раз на те же грабли - но было подкреплено еще и Олимпиадой. Была возможность поработать над олимпийской программой и в качестве директора театра, и в качестве менеджера проектов российского масштаба.

- И все же вы вернулись в Челябинск…

- Сочи - место действительно перспективное, но надо понимать, что там я был директором муниципального учреждения культуры, а здесь – министр субъекта Федерации. Разница, конечно, большая. В Челябинске к тому же есть возможность реализовать собственное видение развития культуры в области.

- Вы уже определились со структурой министерства? Подобрали кадры?

- Определились два моих зама: Вячеслав Харюшин и Наталья Диская, она пришла из городской администрации. Согласно новому закону в состав нашего министерства должно войти управление по охране памятников и, скорее всего, управление по делам национальностей и религий. Мы с ними тесно работаем.

- Вы следили за развитием дел в области за год вашего отсутствия? Успели ли уже вникнуть в нынешнюю ситуацию?

- Не так многое изменилось за этот срок. Кадровые перестановки нельзя назвать значительными, а ухудшение финансового положения затронуло не только Челябинск, но и всю страну. Но потенциал остался тот же.

- Не совсем соглашусь с вами. В силу производственных особенностей Челябинскую область кризис задел особенно ощутимо. И теперь реализация любого проекта в области культуры натыкается на преграду - отсутствие денег. Скажите, как вы будете формировать политику министерства культуры в таких условиях, какие направления станут приоритетными?

- Сегодня мы должны отнестись к финансированию с тем пониманием, что каждая копейка должна дать максимальную отдачу. Я всегда говорю, что культуру нельзя развить, а вот создать условия для ее развития - наша главная задача.

На днях я встречался с представителями творческих союзов. Мы пытались посмотреть на эффективность их работы как с точки зрения членов этих объединений, так и с точки зрения социальной отдачи людям. И мне кажется, что развитие творческих союзов до того уровня, который был в пиковые моменты их влияния, сегодня важно. В свое время они имели в своих руках колоссальные ресурсы, в том числе финансовые. Тогда грамотно распорядиться ими не получилось, поскольку руководителями были творческие, одаренные люди, а не менеджеры, которые и должны заниматься управлением. Поэтому сегодня мы планируем оказание помощи творческим союзам не только в финансовом, но и в управленческом плане. Талант тоже надо продавать.

Недавно я был в Америке, познакомился с директорами культурных учреждений и дотирующих их фондов. У них система финансирования работает так: тот, кто ленив, устал или не имеет идеи, закроет свой театр. Никто не будет пытаться отстоять такое учреждение: у всех есть одинаковые возможности заявить о своей идее, оформить грант, получить деньги и приступить к реализации идеи. Такая процедура происходит в каждой организации каждый год. У нас подобной системы нет, но министерство культуры как раз и может выступить таким грантодателем.

Сегодня все учреждения культуры являются хранителями муниципальной недвижимости. Государство дает им деньги на поддержание материальной базы, в том числе - на земельный налог и налог на имущество. На прохудившуюся крышу и противопожарную безопасность деньги культуре дают, а творчество - это дело второе. То есть и плохой, и хороший театр получат одинаковое финансирование - на содержание материальной базы. А стоит помимо финансирования зданий отдельно «оплачивать» творческую составляющую в виде грантов от государства. Кто-то хочет создать фестиваль - оценим значимость готовящегося события и дадим денег. Кстати, Министерство культуры России уже работает по этому принципу.

- Раз мы заговорили о фестивалях, то такой вопрос. Не так давно наша область обладала системой театральных фестивалей – челябинские «Сцена», «Камерата», магнитогорский «Театр без границ», верхнеуфалейский «Новый взгляд». Сейчас в прежнем формате не функционирует ни один. Понятно, что виной тому кризис, но есть ли возможность попытаться восстановить хотя бы что-то?

- В планах это есть. Но нужно рассматривать каждый фестиваль в отдельности. К примеру, «Театр без границ» - интересный фестиваль, на который требуются немалые деньги. Это мероприятие российского масштаба, и при его восстановлении мы можем задействовать средства Министерства культуры России. Думаю, и среди его организаторов все еще есть люди, которые горят идеей. Может быть, масштабы будут не столь внушительны - не 20 дней, как было раньше, и не только в Магнитогорске - часть гостей может выступать в Челябинске. Получится фестиваль-транзит - возможно, это вдохнет в него новую жизнь.

Принять участие в организации готов и Челябинский театр драмы. У них, кстати, есть идея создания собственного фестиваля. Так что мы ждем движения со стороны организаторов, чтобы начать восстанавливать «Театр без границ» уже в следующем году.

Фестиваль «Сцена» переведен в статус конкурса, который действует и сейчас. «Камерата» - это мой любимый фестиваль, я принимал участие в организации первых его «выпусков». Это был ожидаемый и неожиданный фестиваль одновременно. Ожидаемый, поскольку после того как состоялся первый, тут же стали ждать второй. А неожиданный, потому что каждый год у него была своя фишка. На первые фестивали денег министерство не давало вообще, но финансы театр находил, потому что «Камерата» создавала ему имидж молодежного театра, нового явления города. В этом году на фестиваль было выделено 500 тысяч рублей. Остальные надо было найти, но театр отказался. Они решили, что лучше фестиваль не проводить - это их имиджевая политика. Могу в противовес привести пример «Соломенного жаворонка» Челябинского театра кукол, которому дали на этот фестиваль только какие-то копейки. Но они нашли себе партнеров - мигрирующий фестиваль «Ковчег», который предоставил 60-70 процентов финансирования и свои программы. От такого объединения выиграют и оба фестиваля, и челябинский зритель.

- Есть вопрос, которого сегодня трудно избежать. Какова ваша позиция относительно переноса органа?

- Я давно работаю в Челябинске и помню и защиту органного зала, и постоянные пикеты тех, кто требовал восстановления церкви. Это давний, растянутый во времени конфликт, который однажды должен был во что-то вылиться. Решить эту проблему сложно: с одной стороны, есть деятели культуры, которые понимают уникальность нашего органа, с другой стороны, есть верующие и их ценности. Однажды этот гордиев узел нужно было либо развязать, либо разрубить. Думаю, у Михаила Юревича хватит силы характера, чтобы его именно развязать.

Сегодня судьба органа решается. Наша задача - сделать концертный зал не хуже, а лучше. А храм пришло время возвращать церкви - давайте представим, что прошел срок аренды.

- Вы уже успели по приезде побывать в каком-то театре?

- На премьере «Кировки» в филармонии и в Челябинской драме на новом спектакле по Борису Васильеву.

- В процессе переездов где обосновалась в итоге ваша семья?

- Мои сыновья сейчас со мной, а жена с двухлетней дочкой - в Сочи до октября, отдыхают.

- Какая вещь была с вами во время всех переездов?

- Наша фамильная икона. Она со мной всегда. Часть нашего скарба всегда оставалась в Челябинске, часть в Сочи, но икону я вез с собой в машине каждый раз, когда переезжал.

Ramenskoemeb.ru кухни в Раменском

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318