Кривотолков вокруг судебных решений станет меньше

Кривотолков вокруг судебных решений станет меньше

Председатель областного суда Федор Вяткин выступает за максимальную информационную открытость.

В июле 2010 года вступил в силу закон, принятый еще в декабре 2008 года, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Правосудие еще выше приподняло завесу тайны: отныне суды обязаны размещать свои решения в Интернете, расширились и возможности запроса судебной информации. Подобный механизм общественного контроля за судебными решениями действует в США, Франции, Канаде. В России с инициативой закона о доступе несколько лет назад выступил Верховный суд РФ. Но законодатель представил стране новое детище лишь после того, как два года назад на съезде судей президент Дмитрий Медведев заявил, что медлить с законом уже нельзя.

Споры о границах прозрачности правосудия не утихали ни до, ни после принятия закона. Результатом стали существенные поправки, внесенные незадолго до того, как закон начал действовать. Сегодня, несмотря на большой объем дополнительной работы, удовлетворение новым законом выражают прежде всего сами служители Фемиды. Прокомментировать новшества мы попросили председателя областного суда Федора Вяткина. В феврале 2009 года Вяткин был удостоен высшей юридической премии страны «Фемида» - как раз «за эффективную реализацию положений закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».

- Федор Михайлович, о транспарентности (прозрачности) правосудия говорят давно. В чем повышается открытость на этот раз?

- Если способы доступа к судебной информации, перечисленные в законе (присутствие граждан в открытом судебном заседании, обнародование сведений в средствах массовой информации, стенды и табло в помещениях судов), суды использовали и раньше, то новшество - это размещать сведения о рассматриваемых делах в Интернете, в том числе тексты судебных актов, а также предоставлять информацию по электронному запросу. Хотя тексты судебных актов в нашем суде можно было посмотреть с 2004 года - с помощью информационных киосков, сенсорных устройств, установленных в коридорах суда. Но для этого надо было прийти в суд. Сейчас нужно иметь лишь доступ в Интернет.

- Публикация судебных актов в Интернете - самое сенсационное, сложное для выполнения и спорное положение закона.

- Что такое судебный акт? Это решения, приговоры, определения, постановления суда - итоговые документы, в которых указано, чем суд руководствовался, дана мотивировка. Они выдаются на руки сторонам и имеют силу закона. Еще их называют общим словом - «решения» суда. Они в большинстве случаев оглашаются в открытом заседании. Но далеко не каждый интересующийся может найти время прийти на заседание.

Сложность в том, что обществом востребована судебная информация, но есть права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и деловой репутации. Поэтому решалось, какие категории дел не публиковать. Исключаются положения государственной или иной охраняемой законом тайны. Не подлежат размещению судебные акты, вынесенные по делам, возникающим из семейно-правовых отношений, по делам об усыновлении, затрагивающим интересы несовершеннолетних, о преступлениях против половой неприкосновенности, об ограничении дееспособности. Приговоры публикуются только после вступления в законную силу.

- Впервые наличие у судов собственных сайтов, адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос, стало требованием закона. Судам сложно осваивать Интернет?

- Официальные сайты судов существуют не первый год. Сайт нашего суда работает с 1999 года. Один из первых в стране. Но сначала там были лишь контакты, месторасположение суда, часы работы. С 2006 года появился раздел о судебном делопроизводстве: там можно получить справку о рассмотрении дел по всем трем инстанциям, назначении заседания, его результатах. С начала 2010 года в пилотном порядке, опережая закон, мы публикуем и судебные акты в подразделе «Банк судебных актов».

В 2007 году появились 52 новых сайта: 49 районных и городских судов области, двух военных судов и управления Судебного департамента. С начала 2010 года здесь также размещаются судебные акты. Мировые судьи вышли в Интернет недавно.

- Скептики считают, что Интернет «опухнет» от судебной информации, а обычный человек в эру информационного бума все равно не найдет время это прочитать. Оправданны ли затраты?

- По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, до конца 2010 года в открытом доступе появятся пять миллионов решений российских судов, в течение следующего года - еще 10,5 миллиона. И это только о судах общей юрисдикции, не учитывая арбитраж. В нашей области суды общей юрисдикции ежегодно рассматривают более 600 тысяч дел и материалов: это число ежегодно увеличивается процентов на 30.

Новый закон - для людей, которые интересуются работой суда. Миллионы решений публикуются для миллионов людей. Кто-то ищет судебную практику, решения по делам, похожим на его дело. Обществу еще предстоит оценить закон, а ученые, студенты при написании научных работ уже пользуются новыми возможностями. Посещаемость сайтов с начала года повысилась в два раза.

Если же говорить о сокращении затрат, то мое предложение - публиковать лишь востребованные решения. Те, которые были обжалованы в вышестоящую судебную инстанцию, которые вызывают чье-то сомнение. Тогда бы отсеялись решения по однотипным делам, не представляющим общественного интереса, а их большинство. Например, о взыскании недоимок по налогам, которые могут составлять несколько рублей. В июне законодатель обоснованно исключил из списка публикуемых судебных актов приказы - тоже большая группа.

Жалеть Интернет не следует - его возможности гораздо шире, чем использует человечество. А проблема есть у судов общей юрисдикции. В отличие от арбитражных судов, которые без сокращений ставят решения в Интернет (в них фигурируют юридические лица), суды общей юрисдикции в целях безопасности участников судебного процесса исключают из текстов некоторые персональные данные. По подсчетам, которые велись в начале года, ежедневно в области перед публикацией должны обрабатываться 10 тысяч страниц в день.

- Чьими силами эта работа делается?

- На сайт областного суда в раздел «Вопросы председателю» поступила жалоба: почему у арбитражного суда нет тайн, а вы приступили к публикации судебных актов позже и с купюрами. Неужели арбитраж более продвинутый? А мы, наоборот, загодя справились с тем, во что сами когда-то верили с трудом.

Наш суд не получил ни одного рабочего места в связи с новым законом. На некоторых секретарей, помощников судей легла монотонная и ответственная работа по купированию судебных актов. Их в прессе уже назвали «вычеркивальщиками». Отдел информатизации областного суда разработал программу, которая помогает в этой работе - автоматически заменяет имена, отчества на буквы, адрес - на звездочки. Сотрудник вносит задание, вычитывает текст на экране и отправляет в Интернет. Областному суду было проще решить задачу: система «Банк судебных документов» работает 10 лет, с ней мы знакомили и другие суды России, в том числе на съездах судей. Есть полнотекстовый поиск, по виду, дате создания документа, по судебной инстанции, по судье - автору документа, по юридическому рубрикатору, есть функция закладок, «искать в найденном».

Можно сказать без хвастовства: областной суд раньше угадал появление закона о доступе, которое стало неким итогом нашей работы. Крупным районным судам, мировой юстиции наладить эту работу было сложнее. У меня возникла идея - создать в области объединенный архив судебных решений в одном месте, сотрудники которого обрабатывали бы все судебные акты.

- Не успел закон начать действовать (в буквальном смысле), как появились поправки: за несколько дней до 1 июля решили оставлять в текстах фамилии осужденных, истцов, ответчиков, которые ранее предполагалось купировать наряду с другими персональными данными. Как вы относитесь к этим изменениям?

- Положительно. Иначе сужался смысл закона. Сторонники поправок говорили, что судебные акты без имен сродни художественной литературе. Фамилии сторон сделали поиск предметным. Например, если людей интересует конкретное решение по громкому делу, когда представители сторон критикуют, комментируют в СМИ судебный процесс, кто-то факты передергивает.

Имена, фамилии свидетелей, потерпевших, так же, как и все адреса, даты рождения, сведения о семейном положении, образовании продолжаем вычеркивать. До июля 2010 года мы работали по первой редакции закона: купировали все персональные данные, кроме фамилий судьи, секретаря, прокурора и адвоката.

- В чем судьи видят плюсы нового закона?

- Это актуальный закон. Кривотолков вокруг судебных решений станет меньше. Проигравшая сторона всегда недовольна решением. Но если недоволен - это не значит неправильно. Или кто-то недовольный расскажет вам про судебное решение, или вы сами почитаете - есть разница?

Идет перестройка в обществе, меняется отношение к судам. Новый закон повысит правовую культуру, будет формировать уважительное отношение к праву.

- Звучали опасения, что вместе с опубликованными актами на всеобщее обозрение выйдут ошибки судей. Грамматические, стилистические, а то и правовые, которые были не замечены сторонами.

- И это на пользу. Повысится ответственность работников судов. Что касается орфографии, четыре года в нашем суде работает филолог, который просматривает проекты некоторых судебных актов, консультирует судей. Так что и здесь мы опередили закон.

Адреса судебных сайтов

- Челябинский областной суд. Здесь можно найти адреса сайтов районных и городских судов, а также текст нового закона.

- Управление Судебного департамента. Здесь с начала 2010 размещались решения мировых судей, пока у тех не появились собственные сайты. Также здесь можно найти адреса сайтов мировых судей. Этот список есть и на сайте Государственного комитета по обеспечению деятельности мировых судей области.

Елена ВЕРИГО

Mebel-v-shature.ru шкафы в Шатуре

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

флайбол в Ростове-на-Дону
VK31226318