Сейчас время нанореформ

Сейчас время нанореформ

На предстоящих выборах в ЗСО «Яблоко» поборется за голоса южноуральцев, уверен лидер партии Сергей Митрохин.

- Сергей Сергеевич, партия «Яблоко», как тот пациент, скорее мертв, чем жив! Или все-таки живете надеждами? Говорят вас ждет присоединение к «Правому делу»?

- Мы живы, зелены, то есть экологически здравое мышление имеем, и надеемся на лучшее будущее страны под названием Россия. Нас бесполезно присоединять к «Правому делу»: нельзя соединить несоединимое. «Яблоко» - партия оппозиционная, независимая в решении своих задач. В наших рядах не только традиционная интеллигенция, но и значительная часть формирующегося среднего класса. Кого у нас точно нет, так это олигархов. Наша цель - создание в Росси массового сегмента экономически и политически самостоятельного среднего класса, не зависящего от власти.

- Поддерживаете западный конституционный постулат «собственность священна и неприкосновенна»?

- Мы считаем, что собственность должна быть у всех без исключения российских граждан, а не только у кучки олигархов. Сегодня мы вынуждены наблюдать вопиющее неравенство прав, когда огромные ресурсы сосредоточены в руках немногих, права собственности гарантированы исключительно этим немногим…

- А у всех остальных можно отнять, захватить, украсть, подделать и убежать. Никого не найдут и не накажут.

- Абсолютно так. Мы активно защищаем людей, которых притесняет власть ради очередного перераспределения ресурсов в пользу кучки избранных и отнимает у них последнее, что они имели и имеют. Известная история в Москве с «Речником», когда партия «Яблоко» сыграла решающую роль в отстаивании интересов этих людей. Сейчас ситуация нормализовалась, но перед этим мне пришлось выступить на Госсовете по ситуации в «Речнике». По итогам Госсовета президент создал госкомиссию, куда вошли представители многих федеральных структур и ведомств. Комиссия признала, что жители «Речника» обладают правами собственности на свои строения. Не их вина, что советская власть не любила бумаготворчество в процессе оформления участков. Дал разрешение облисполком на участок земли, ну и достаточно. Таких обязали довести процедуру оформления до логического завершения. На часть объектов, которые комиссия сочла неправомерно возведенными, было выдано предписание «снести».

Когда я выступал на Госсовете, сказал, что ситуация с «Речником» характерна для всей России, и привел пример. Рядом с «Речником» находится аналогичный поселок - «Остров фантазий». Но там живут министры, руководители федеральных ведомств, Виктор Христенко, олигархи, звезды шоу-бизнеса. Но их никто не трогает. Хотя, если смотреть въедливо, закон на стороне владельцев участков из «Речника». Но в их случае закон никто не исполняет, действуя в угоду корыстным клановым интересам правящей элиты.

- В Челябинской области в октябре грядут выборы в ЗСО. У вас есть план действий по этому поводу?

- Я и приехал для консультаций и переговоров: мы будем выдвигать кандидатуру. Сейчас, правда, не готов назвать имя. Фракция «Яблоко», учитывая нашу экологическую направленность и тяжелую ситуацию с экологией у вас, должна быть в ЗСО. Мы занимаемся проблемами загрязненных территорий - Карабашом, расселением поселка Муслюмово. Сейчас выясняем, почему средства на расселение используются нерационально. Они были выделены непонятной организации с учредителями - двумя физическими лицами, находящимися в Москве. Деньги ими получены от Росатома и из областного бюджета. На эту сумму, я точно знаю, можно было расселить в безопасном месте, в пригороде Челябинска, весь поселок Муслюмово. Но жителей предпочли запихать в тонкие, чуть не картонные, дома рядом с той же радиоактивной территорией.

- Говорят, они сами там захотели жить - поблизости от родного пепелища…

- Я разговаривал с жителями Муслюмово: вариантов им не оставили. Или забираешь миллион, или живи здесь. Из-за радиационного фона в домах нельзя вырыть погреба, жилища дали усадку, пошли трещины, и выяснилось, что качество строительства не выдерживает критики. Зимой 48 семей в них замерзали. Переселили не всех, 420 домов станции Муслюмово никто никуда не собирается переселять. Я неоднократно выступал на эту тему, и недовольные структуры от Ростатома подали на меня в суд. Чем у нас занимается Росатом? Бизнесом, перекачиванием бюджетных средств, строительством атомных станций за наш счет. Причем ведется усиленная пропагандистская кампания на тему дешевизны атомной энергии. Вранье бессовестное. Опускается момент утилизации атомных отходов - занятие, удорожающее процесс и перекладывающееся на плечи следующих поколений налогоплательщиков.

- Поэтому западные страны предпочитают хранить отходы в России за Уралом, чтоб не перерабатывать самим? Русские возьмут дешевле за них, чем это обошлось бы им самим, к тому же им не привыкать перерабатывать ценой собственного здоровья как свои так и чужие отходы…

- Разумеется. Это способ заработка за счет будущих поколений. Челябинская область перенасыщена ядерными объектами, последствиями их деятельности, строительство АЭС недопустимо. Сначала надо разгрести то, что натворили. Очистить реку Теча, полностью выполнить обязательства перед пострадавшими на ПО «Маяк». Если Росатом заставить потратиться на все реабилитирующие мероприятия, тогда все увидят, сколь огромных денег это стоит, и прекратятся разговоры о возведении новых ядерных объектов. Но при нашем уровне коррупции это опасно: деньги разворуют, сэкономят на промежуточных звеньях технологии безопасности, и нате вам - новый Кыштым и новый Чернобыль.

Хранятся отходы у нас не в 15 метрах под землей, как полагается, а на поверхности: любой террорист приходи и взрывай. В дешевой энергии у нас заинтересованы металлурги, они будут покупать ее по цене, в которую не заложена ни наша безопасность, ни переработка. Не зря за АЭС уже замаячила тень Дерипаски.

- «Яблоко» проводило акцию на Красной площади против запуска Байкальского ЦБК. Чем там все закончилось?

- Нас похватали в кутузку, а ЦБК они запускают, несмотря на протесты общественности и ученых. По Байкалу предлагались реалистичные бизнес-проекты в области тур-индустрии. Но наше правительство принципиально не хочет заниматься развитием страны: кроме Сочи и газовых труб, его ничто более не интересует. Зачем-то сохраняются нерентабельные предприятия, в которые вбухиваются бюджетные деньги, которые потом откачиваются олигархами. За время кризиса удвоилось и утроилось количество миллиардеров во многих сферах рынка. У Олега Дерипаски, которого Путин так ругал в Пикалево, по данным журнала «Форбс», состояние увеличилось в четыре раза. Откуда деньги? Их дал Путин на преодоление кризиса его предприятиями.

Сегодня самый выгодный вид бизнеса - освоение бюджетных средств под благовидными предлогами: например, развитие высоких технологий.

- ...наноноски?

- Уже долго Чубайс осваивает деньги на их развитие: пора бы получить экономический эффект. Вместо этого имеем очередной проект со Сколково на бюджетные средства. Вбухают деньги, построят потемкинскую деревню, но таким способом не развиваются технологии: они должны идти снизу от бизнеса и финансироваться им же. Когда государство волевым усилием создает технологии, явно кто-то хочет набить себе карман.

- На президентские выборы 2012 года кто пойдет от «Яблока»?

- Возможно, Григорий Явлинский, возможно, кто-то другой, но обязательно от нас люди будут. Планируем создать свою фракцию в Госдуме. Сейчас нас оттуда выпихнули: мы демократическая оппозиция, неприемлемая для авторитаризма. Медведев раздал много авансов, уже пришло время их оправдать, и у нас сейчас время нанореформ - микроскопического вмешательства в систему. Нужно разрешить одному человеку представлять фракцию, если он преодолел пятипроцентный барьер.

- Тут подлатать, там подштопать, задекорировать…

- А как вы хотели?! Нас до сих пор заставляют собирать подписи, хотя такого условия для других партий нет. У нас средневековье, неравенство политических прав. «Яблоко» предлагало президенту свою программу антикризисных мер «Дома, дороги, земля». Речь о том, чтобы каждый россиянин мог построить себе дом где пожелает. Помимо решения жилищной проблемы это дало бы мощный импульс всей экономике, произошел бы рост занятости. Если людям дать землю, помочь с инфраструктурой, они бы пошли строить. Второе, что мы предлагали президенту, - закон о прозрачности тарифов монополий. Надо убрать режим коммерческой тайны с монополиста.

Мы должны знать, на что идут деньги. Они должны вывешивать всю свою отчетность в Интернете. Пока их отчетность невозможно найти даже в специальных сборниках. Если бы наши предложения приняли, в тарифообразовании произошла бы революция. Прекратился бы безумный рост тарифов - сейчас все предприятия вынуждены платить дань Газпрому.

Сергей Митрохин родился в 1963 году. Окончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Кандидат политических наук. Женат. Есть дочь.

1990-1995 годы - заместитель директора Института гуманитарно-политических исследований.

1994-2003 годы - депутат Государственной Думы от фракции «Яблоко».

В 1996-2000 годах добился ежегодного выделения сотен миллионов рублей для Курчатовского института на реконструкцию инфраструктуры и обеспечение безопасного функционирования этого ядерного объекта.

C 2001 года - заместитель председателя партии «Яблоко». Участвовал в разработке основных программных документов партии - «Демократического манифеста» и программы «Семь шагов к равенству возможностей».

В 2002 году инициировал движение против ввоза в Россию ядерных отходов иностранного происхождения (ввоз ОЯТ до сих пор заблокирован). В 2003 году указом президента России назначен членом Комиссии по контролю за ввозом в Россию отработанного ядерного топлива иностранного происхождения.

В 2005 году избран депутатом Московской городской Думы, руководитель фракции «Яблоко - Объединенные демократы».

В 2008 году избран председателем РОДП «Яблоко».

VK31226318