Не моя полиция?

Не моя полиция?

Южноуральцы не спешат поддерживать Президента РФ Дмитрия Медведева, предложившего переименовать отечественную милицию в полицию.

По решению Президента РФ Дмитрия Медведева впервые в российской практике на общественное обсуждение вынесен проект Федерального закона «О полиции». Глава государства выступил с предложением вместе с реформой МВД сменить название органов правопорядка. 7 августа новый законопроект размещен на специально созданном сетевом ресурсе Бф zakonoproekt2010.ru. 8 августа проект Федерального закона «О полиции», который призван заменить действующий Закон «О милиции», опубликовала «Российская газета». «Челябинский рабочий» решил узнать, как относятся к инициативе главы государства южноуральцы.

- На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и называть в дальнейшем органы правопорядка полицией, - подчеркнул Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ на специальном совещании. - Еще со времен Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией. Тем самым подчеркивался их народный, как принято говорить, рабоче-крестьянский характер, это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно.

По мнению президента, необходимо подробно определить нормы, которые обеспечивают общественный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел и его должностных лиц. Кроме того, в законе должна присутствовать максимальная конкретизация прав милиции, а также четкий перечень ее обязанностей, менять который можно только через процедуру изменения самого закона. Д. Медведев также отметил, что отныне к личным качествам работников милиции будут предъявлять самые жесткие требования, чтобы в органы не попадали люди с наркотической или алкогольной зависимостью, психически неуравновешенные. Каждому сотруднику вменят в обязанность декларировать сведения о своих доходах и доходах семьи. По мнению президента, милицию необходимо освободить от несвойственных функций - с целым рядом нынешних обязанностей стражей порядка вполне могут справиться другие государственные структуры.

Любой желающий может в Интернете зайти на сайт zakonoproekt2010.ru и ознакомиться с документом, оставить свои комментарии. За первые пять часов с момента обнародования проекта поступило почти полторы тысячи комментариев. Обсуждение на сайте заканчивается 15 сентября 2010 года в 12.00. Содержательные мнения, замечания, предложения по тексту законопроекта будут проанализированы. Помимо изменений и дополнений, которые, возможно, будут внесены в его текст по результатам общественного обсуждения, планируется подготовить на основе комментариев аналитический доклад.

По словам главы МВД РФ Рашида НУРГАЛИЕВА, в новом законе предпринята попытка дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции. Структурно документ состоит из 11 глав и определяет 11 задач стражей правопорядка, в том числе предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц и похищенного имущества, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и другие.

- Российская полиция будет выстраивать с гражданами партнерские отношения, - заявил министр. - Это позволит каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправия, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона.

По мнению Р. Нургалиева, деятельность новой службы будет абсолютно прозрачной, граждане смогут беспрепятственно получать в полиции информацию. Их мнение и станет главным критерием оценки эффективности службы.

Кроме того, как отметил министр, проект законодательно закрепляет федеральное бюджетное финансирование полиции. Все затраты на ее содержание являются расходным обязательством Российской Федерации. Единое финансирование позволит уйти от двойного подчинения и организационно встроить полицию в единую централизованную систему органов внутренних дел.

По мнению депутата Госдумы Павла КРАШЕНИННИКОВА, модернизация правоохранительной системы не должна сводиться только к формальным изменениям и сменам названий. Наш земляк, глава Комитета по законодательству нижней палаты парламента, председатель Ассоциации юристов России, проведет правовую экспертизу проекта.

Тем временем на сайте zakonoproekt2010.ru развернулась интересная дискуссия. Сомнению подвергается право полицейских ограничивать на срок до одного часа свободу передвижения граждан на улицах и в других общественных местах «для проверки документов», «получения объяснений на месте», «решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам мер принуждения». Россияне отмечают противоречие между неприкосновенностью жилища (что гарантировано Конституцией) и подпунктом закона о полиции, позволяющим «беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями».

По поводу возможного переименования мнения расходятся.

- Не стоит переименовывать милицию, у которой есть славная история, - считает комментатор Игорь. - Достаточно вспомнить народные образы Жеглова и Шарапова. А отношение к полицейским будет у большинства россиян, как мне кажется, негативным. Недобросовестные сотрудники есть везде - в таможне, в прокураторе, в пожарной охране, среди судей, врачей, имелись они и в расформированной налоговой полиции. Необходимо ужесточить контроль за сотрудниками МВД, особенно за руководителями, обязать всех, начиная с заместителей начальников отделов и вышестоящих руководителей, ежегодно проходить тестирование на полиграфе.

- Я считаю, что менять надо не название, а суть, внутреннее содержание, - говорит Владимир МАЙОРОВ, декан юрфака ЮУрГУ, доктор юридических наук, председатель общественного совета ГУВД области, генерал-майор милиции (в недавнем прошлом - заместитель начальника ГУВД области). - В то же время, наверное, логика в этом есть. В последнее время к милиции со стороны общественности, в том числе благодаря журналистам, отношение очень негативное. А переименование, возможно, изменит ситуацию в лучшую сторону - по ассоциации с историческим названием и с европейскими странами, где отношение к органам правопорядка значительно лучше. Да и к правовому государству название «полиция» подходит больше. Другое дело, что мы еще до этого не доросли. Повторюсь, нужно в первую очередь менять суть.

Что касается самого законопроекта, то к нему Владимир Иванович относится критически:

- Я читал законопроект, и у меня он вызвал очень много вопросов. Сразу хочется узнать: каких финансовых затрат потребует смена названия?

Отрицательно относятся к переименованию и другие южноуральцы. По мнению Кристины ЛАЗАРЕВОЙ, челябинской журналистки, работающий с органами внутренних дел, название «полиция» не вяжется с нашей милицией, а из-за возможного переименования образ милиционера-полицейского станет еще более анекдотичным. Будет дисбаланс: название - европейское, а суть - российская.

Мы попытались узнать мнение о новом законе у сотрудников ГУВД области и у руководителей некоторых городских и районных отделов внутренних дел. Но от комментариев они отказались.

VK31226318