Поправки одобрены. Грустно...
Руководитель озерской правозащитной организации «Планета надежд» Надежда Кутепова анализирует правительственные поправки в закон о «маяковцах».
Согласно проекту закона о дополнительной соцподдержке граждан, пострадавших от аварии 1957 года, они приравниваются к чернобыльцам. А это значит, что обеим категориям предусмотрены равные социальные гарантии. В частности, предполагается предоставить нетрудоспособным членам семей, находившимся на иждивении умерших из-за аварии, право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Между первым и вторым
Впору воскликнуть: наконец-то! Кончилось унизительное деление пострадавших в Чернобыле и на «Маяке». Когда первым полный набор льгот, а вторым - в урезанном виде и с оглядкой на чернобыльцев: как бы лишнего не передать. Все теперь равны перед разбушевавшимся атомом! Но руководитель озерской правозащитной организации «Планета надежд» Надежда Львовна Кутепова далека о того, чтобы испытывать восторг.
- О том, что изменения в федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу» одобрены правительством, я прочитала 5 августа на информационном сайте. Мне стало грустно... Там всего четыре пункта, и для большинства граждан они не сулят ничего хорошего. Пока наше государство не напишет новый федеральный закон о социальной защите чернобыльцев, новый социальный закон о «маяковцах» мы написать не сможем. Чего бы политики всех уровней (а это одна из главных тем, которая озвучивается на выборах!) нам ни обещали.
Как ни была разочарована правозащитница в очередном правовом, как она выражается, «обрубке», рук она не опустила. Через депутата Александра Вольхина ей удалось выйти на Законодательное Собрание области, где была создана рабочая группа. Подготовлен ряд поправок. Они касаются включения в число пострадавших определенных категорий граждан и изменение порядка выплат. Другое дело - как их реализовать?
- Нам надо прыгнуть выше своей головы, - невесело шутит Надежда Львовна. - А именно - попасть с поправками между первым и вторым чтениями в Госдуме. Но как это сделать, не знаем.
После второго следует третье
В этом месте я попросил мою собеседницу прояснить ситуацию с поправками: что они меняют в положении «маяковцев»?
- Правительство одобрило всего три несущественных изменения, - ответила Кутепова. - Меняются нормы статей 8 и 9, предусматривающих выплаты в 100 и 200 рублей. Теперь они увеличены соответственно на 197,43 и 394,83 рубля.
- Так это же хорошо! Считай, в два раза больше!
- Хорошо, - соглашается Надежда Львовна. - Если на то пошло, то мы со всеми поправками согласны. Вот только считаем их недостаточными. Но продолжу... Еще меняется статья о детях первого-второго поколений граждан. Она теперь называется «дети первого-второго и последующих поколений граждан».
- И что это значит?
- То, что третьему поколению не надо доказывать, что оно тоже относится к этой статье, поскольку последующее после второго - это третье. Согласны мы и со статьей, касающейся вдов ликвидаторов. Они также получают возможность после смерти супруга, бывшего инвалидом вследствие воздействия радиации, получать выплату, аналогичную той, которую имеют вдовы чернобыльцев. Речь идет о сумме более чем в 1000 рублей. Для сравнения: на сегодняшний день они получают 100 с чем-то рублей. Но данных изменений недостаточно...
Выпали из закона
Ничего себе, недостаточно! Сумма выплат увеличилась почти на порядок, со 100 рублей до 1000, а правозащитникам все мало! Может, они ищут повод, чтобы в очередной раз заявить о себе?
- Ни в коем случае, - возражает Надежда Львовна. - Я согласна с этими доплатами, хотя они не соответствуют росту цен. Речь идет о другом. О том, что действие закона о равных гарантиях чернобыльцев и «маяковцев» распространяется не на всех. Во-первых, мы предлагали внести изменения в статью «категории». Дать там место многострадальным внутриутробным «ликвидаторам», то есть тем, чьи матери принимали участие в устранении последствий аварии. Также мы предлагали внести в закон детей старше 18 лет, которые являются инвалидами либо имеют заболевания вследствие воздействия радиации. На сегодняшний день из закона они просто выпадают, и никто не может придумать, каким образом возмещать им ущерб.
В качестве примера Надежда Львовна упомянула последнее постановление Конституционного суда РФ от 13 мая этого года. Оно касалось Ксении Казанцевой - молодой женщины из поселка Теченский. Ее мать была жительницей Муслюмова. И этим все сказано. Уже в детском возрасте у Ксюши обнаружили набор заболеваний. Установлено, что они являются результатом воздействия радиации на ее родителей.
- До 18 лет Ксения получала определенные льготы по линии соцзащиты: ежемесячную выплату примерно в 500 рублей. Кроме того, ее родственники имели право бесплатно сопровождать ее во время поездок, а также получать больничный лист при уходе за ней.
- Девочка так серьезно болела?
- Она инвалид. У нее поражена центральная нервная система. Ксюша не ходила, по сию пору плохо говорит, хотя сейчас ей 22 года. Но как только ей исполнилось 18, на следующий день органы соцзащиты сняли с нее льготы. И теперь она не получает от государства ни-че-го. За свой счет сделала операцию в Кургане (60 тысяч рублей!), благодаря чему в прошлом году встала на ноги. Чтобы восстановить ее в правах, мы обратились в суд Центрального района Челябинска, где находится министерство социальных отношений. Нам отказали под тем предлогом, что суд не имеет права расширительно толковать закон. А мы всего лишь просили продлить Ксюше льготы, которые были у нее до 18 лет. Тогда мы обратились в Конституционный суд, где наша жалоба была зарегистрирована еще в декабре прошлого года. Он ее рассматривал пять месяцев. Как я потом узнала, были сделаны запросы в соответствующие инстанции. Но, в конце концов, и в Конституционном суде нам отказали. Аргументировали следующим образом: дескать, мы фактически ставим вопрос о введении в закон новой категории граждан. В законе есть дети и есть инвалиды. А Ксюша, получается, дитя-инвалид, новая категория. Вопрос-де не к нам, а к законодателю.
И что же мы видим, когда открываем закон о внесение изменений? Там нет ни внутриутробных ликвидаторов, ни детей-инвалидов, ставших таковыми вследствие воздействия радиации. Нам осталось только идти с жалобой в Европейский суд по правам человека. Добьемся ли мы чего-то - другой вопрос, но подать ее мы просто обязаны.
Если ударили дважды?
В «маяковском» законе есть статья, с которой категорически не согласны правозащитники. Она гласит: «При этом одинаковые льготы и компенсации предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору». Расшифруем: допустим, гражданин жил в селе Метлино около «Маяка». Он попал под взрыв 1957 года, его эвакуировали. То есть практически пострадал дважды: получил поражение от радиации и был вынужден уйти с родной земли. А государство говорит: да, ты пострадал на обоих фронтах, но выбери один, так как по ним предусмотрены одинаковые льготы.
- Когда речь идет о возмещении ущерба, с нашей точки зрения, это неправильно, - критически оценивает позицию государства Кутепова. - Если человека стукнули по голове два раза, так ему что - выбирать между компенсациями за первый и второй удары? Но законодатели стоят твердо, боясь «ползучей революции»: если пройдут двойные льготы, то следом поднимутся ветераны, потом кто-то еще…
Как попасть в летящую ракету?
Кроме поправок, подготовленных рабочей группой, были и предложения со стороны областных министерств радиационной безопасности и социальной защиты. Они касались пенсионных и ежемесячных выплат. Но возникает вопрос, что будет дальше. По образному выражению Кутеповой, внести в Госдуму поправки в промежутке между первым и вторым чтением закона - все равно, что вскочить на ходу в ракету, летящую в межпланетное пространство.
- Поэтому хотелось бы от своего имени и от имени рабочей группы, - говорит Надежда Львовна, - обратиться к губернатору области, Законодательному Собранию, к депутатам Государственной Думу от Челябинской области с одной просьбой: помогите нам попасть в Госдуму между первым и вторым чтением! Чтобы мы могли продвинуть те поправки, которые в значительной мере улучшат положение наших граждан. Больших средств на это не требуется, так как закон кардинально не меняется. Просто заполняются правовые пробелы, из-за которых граждане вынуждены обращаться в суд. Еще хочу сказать одну неприятную для большинства «маяковцев» вещь: в ближайшее время существенных изменений ждать не приходится. Что бы нам ни обещали политики. Пока, повторюсь, не напишут новый чернобыльский закон, «маяковского», который «привязан» к нему, ждать не стоит.
Напоследок я спросил Надежду Львовну, как обстоят дела в тех странах, где есть аналогичные проблемы с необузданной в свое время радиацией. Так вот, в этих государствах гражданам, пострадавшим от радиоактивного воздействия, положили такое пожизненное пособие, что им никакие поправки-изменения ни к чему. Как все, оказывается, просто.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве