Варгот уходит, проблемы остаются
Челябинские художники выбрали новым председателем своего творческого союза Анатолия Костюка.
Вчера в Челябинске, в Выставочном зале по улице Цвиллинга, состоялось отчетно-выборное собрание Челябинской организации союза художников России. Из 129 членов Союза присутствовало 88. На выборы председателя и нового правления приехали москвичи: первый секретарь СХ России Николай Боровской, финансист Марина Романовская и юрист Елена Тулякова. Начали в полдень, яростно спорили без отдыха десять часов, чуть не подрались. И хотя среди собравшихся было много пожилых людей, а в соседнем зале спали в колясках грудные дети, почти никто из художников не ушел. За результаты голосования бились до последнего.
Видимо, натерпелись… Конфликт внутри регионального Союза художников разгорелся давно. Проигранные суды, ситуация с мастерскими и знаменитая голодовка, которыми «прославились» председатель Евгений Варгот и его ближайшие помощники, постепенно сделали свое дело. Доверие рядовых членов союза было подорвано, областные и городские власти иметь дело с нынешним руководством отказались. Проверкой деятельности Евгения Варгота занялась прокуратура.
Противостояние чувствовалось с первых минут собрания. Давление московских гостей было жестким. Собрание вел все тот же Дмитрий Сурин, из-за которого сорвались августовские перевыборы. Когда большинство выступило против его кандидатуры (за него проголосовал 21 человек, за Анатолия Черепанова - 43), сработала особая арифметика. Со словами «Ваши штучки нам известны» юрист Елена Тулякова распорядилась, чтобы собрание вели сразу два председателя. В итоге Сурин практически руководил процессом, много говорил, стучал по столу, как-то избирательно следил за регламентом. Из президиума время от времени звучало: «Не забывайтесь!», «Это клевета!».
После доклада Варгота люди начали высказываться. Никто не отрицал, что как хозяйственник Евгений Александрович сделал много хорошего. Те, кто поддерживал бывшего председателя, говорили исключительно теплые слова: «Отдавал душу за общее дело», «Сберег собственность, привел в порядок здание Выставочного зала». Но много было критических замечаний.
Владимир Шаповалов: «Правление под руководством Варгота действовало недемократично, непрозрачно, проявляя вкусовые пристрастия, кумовство. Окружить себя близкими родственниками - не совсем тактично. На место председателя должен прийти опытный, честный, совестливый, контактный человек».
Ирина Духина: «Последние три года мы лишены возможности строить отношения с властью. Сурин, Варгот поссорились со всеми ветвями власти - администрацией области и города, музеями. Вопрос с мастерскими висит на волоске. Вероятно, это удобно - разделять и властвовать, помогая членам правления, членам семьи. Но нам очень важно новое правление, социальная программа поддержки художников. Сегодня мы выбираем, кому верить».
Елена Щетинкина: «Отойдите от кормушки, займитесь творчеством. В первое время я поддерживала вас, Евгений Александрович, верила. Но потом доверие вы растеряли. Вы противопоставляете себя народу. Хозяйственность есть, но порядочности не хватило. Пренебрежительное отношение к художникам недопустимо».
Галина Трифонова: «Художники - люди мирные. И если происходит что-то не так, если они занимаются разборками, значит, их что-то вынуждает. Да, налажена предпринимательская деятельность, а творческой атмосферы нет, мало выставок. Эйфории не должно быть».
Ирина Сокова: «Зачем надо было поддерживать голодовку, если все равно договоры аренды мастерских подписываем с Центром искусств? Мы поверили, что лишимся мастерских. А на самом деле нас просто использовали. Унизительная акция. Это неуважение к художникам».
И все-таки главная задача собрания - выбрать нового председателя. Это все понимали. Из шести кандидатур осталось двое: молодые художники Геннадий Жихарев и Анатолий Костюк. За них и голосовали. Анатолий Костюк членом союза стал недавно, зато успел поработать в ревизионной комиссии и даже съездил в Москву - для знакомства с руководством секретариата Союза художников России. Ему сорок лет. О программе выхода из сложившейся ситуации говорил так:
- Нельзя допустить, чтобы конфликт перешел на личностный уровень… На мой взгляд, причины недовольства, о которых говорится, отчасти были, и с ними надо разбираться. Прежде всего нужно отделить, где действительно разбор полетов, а где личное неприятие. И спокойно вести работу. С чего бы я начал? Руководствуясь уставом, я готов продолжать выставочную деятельность, налаживать отношения с властью. Решения буду принимать самостоятельно, единолично. Прикрывать никого не собираюсь. В продолжение грызни меня специально втягивать никто не станет. Сурина и Варгота там не будет.
Геннадий Жихарев - живописец, занимается и бизнесом. Ему около сорока:
- Мы стоим на месте, а значит, жизнь проходит мимо. Не надо кричать и оскорблять друг друга. Любую проблему можно решить - надо просто уметь договариваться. Я считаю, что Выставочный зал нужно использовать максимально. Нельзя делать выставки только для себя. Надо заниматься рекламой. Даже коробку спичек не продашь без рекламы. А тем более живопись. Нужно работать с прессой, придумывать новые формы, абонементы. Когда власти увидят, что мы работаем, ни у кого не будет претензий. На мой взгляд, конфликт надуман. Вопрос собственности давно решен. Разборки идут, потому что художники не востребованы. Надо занять их делом, создать базу для приема творческих заказов. Гримасы тогда уйдут, на лицах художников улыбки появятся.
В 20.45, перед самым голосованием, Сурин зачитал телеграмму, подписанную председателем Союза художников России Ковальчуком с просьбой поддержать Анатолия Костюка. И большинство за него проголосовали - с перевесом в два голоса. Все получилось так, как хотела Москва.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве