Стропорез для батюшки

Стропорез для батюшки

На следующей неделе в области пройдут международные учения.

Официальный военный пресс-релиз гласил: близ Миасса объявились сепаратисты. Не сегодня-завтра они собираются провозгласить независимости своей территории, чтобы затем войти в состав другого государства.

Красные против синих

Патриоты Урала, а также компетентные органы и местные власти могут выдохнуть и расслабиться. Речь идет о так называемой легенде международных учений, которые в конце октября пройдут на Чебаркульском полигоне. На маневрах, носящих название «Взаимодействие-2010», российские военные совместно со своими коллегами из Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана и Белоруссии будут отрабатывать тактику действий в ходе локального конфликта. Все эти страны входят в Организацию Договора о коллективной безопасности.

Согласно версии штабных стратегов, в противоречие вошли интересы двух виртуальных государств - Далии и Уралии. Агрессивная Далия (на учебных картах она обозначена синим) вознамерилась силой отхватить от Уралии (красный цвет) всю «Миасскую область». Уралия делиться территорией не захотела и обратилась за помощью к странам-союзницам. На подавление сил мятежников «красные» отрядили солидную группировку: до двух полков десантников и горных стрелков, 12 транспортных самолетов, 11 истребителей и штурмовиков, 10 вертолетов, два десятка бронемашин. Военная фаза операции пройдет 25-28 октября, а пока…

В армии летают даже крокодилы

Пока что войска с разными нашивками на бушлатах учатся действовать плечом к плечу, понимать друг друга. На челябинском аэродроме Шагол, где базируется авиация «красных», в эти дни все пропитано запахом сгоревшего керосина, здесь сутки напролет ревут самолетные двигатели. В строгой очередности с интервалом в несколько минут уходят в небо «грачи» (штурмовики Су-25), «крокодилы» (ударные вертолеты Ми-24), похожие на китов тяжелые транспортники Ил-76. Нас пригласили понаблюдать за работой военных.

Раннее утро. Неподалеку от взлетной полосы в очерченном яркой ленточкой квадрате стоят десантники. Примерно три сотни. Полная экипировка: два парашюта, притороченный к парашютным лямкам автомат, контейнер для боеприпасов. На каждом вместе с каской, с остальной амуницией - килограммов по тридцать.

- Это ерунда! - усмехается один из бойцов. - В боевой обстановке бывает и под шестьдесят.

Но на более пространные разговоры с посторонними у парней времени нет. То и дело по команде своих командиров они выстраиваются в шеренгу и начинают выкрикивать странное заклинание: «Пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три, кольцо, купол». Действия в воздухе отрабатываются на земле до автоматизма.

Среди людей в форме выделяется один. Этот рыжебородый десантник тоже в камуфляже и с парашютами, но на голове у него не кевларовая каска, а черная шапочка православного священника.

- Отец Вадим, - вполне по-военному представляется он. - Полковой священник. Моя задача - духовно поддерживать воинов, помогать им переносить тяготы службы.

Молодой священнослужитель явно скромничает. Сослуживцев он «поддерживает» не только словом, но и личным примером. В штате 217-го десантного полка батюшка состоит менее года, но у него за плечами уже семь прыжков с парашютом. И сейчас он готовится к восьмому.

Батюшку придирчиво осматривает инструктор. Подгоняет ремни, расправляет складки униформы. И вдруг хмурится:

- А где стропорез (специальный нож для отрезания парашютных стропов при чрезвычайной ситуации - авт.)?

И тут же отдает распоряжение:

- Ну-ка быстро - стропорез для батюшки!

По команде «светофора»

И вот, наконец, погрузка. Разделившиеся на два потока десантники один за другим исчезают в темной бездне грузового отсека «Ильюшина». Крайними (здесь не принято говорить «последними») на борт поднимаются военнослужащие с восточным разрезом глаз. Это представители 37-й десантно-штурмовой бригады Вооруженных сил Казахстана. У ребят из соседней республики вчера был праздник, они впервые прыгнули из большого самолета. Оказывается, у себя на родине казахстанские «голубые береты» летают на борту вполне мирного «кукурузника» Ан-2.

Пока наш «грузовик» разогревает турбины своих двигателей, мимо по взлетной полосе выдвигаются на старт истребители Су-27.

- Это наша воздушная поддержка, - поясняет корреспонденту командир грузового воздушного судна Игорь Амосов. - Над полигоном они займут верхний эшелон и будут прикрывать десантирование.

Пользуясь паузой, командир и его помощник Андрей Косарев (а вместе с ними - еще пять членов экипажа) проверяют системы самолета. Лично у меня от россыпи сотен тумблеров, кнопок и лампочек на панели, на стенах и даже на крыше кабины с непривычки рябит в глазах. Но экипаж уверенно и монотонно выполняет привычную работу. Хотя у нашего Ила по всему борту идет усыпляющая недругов надпись «Аэрофлот», из кабинки бортстрелка угрожающе торчат четыре пушечных ствола.

А вот и наша очередь выруливать на взлетку. В наушниках слышен обратный отсчет штурмана: «Десять… Пять… Три, два, один». Рев четырех движков - и спустя несколько секунд тяжелая машина отрывается от бетонной полосы. Тут точный хронометраж очень важен, от него зависит не только оценка командования, но и четкость, с которой позже соберутся в заданном районе семь десантных самолетов.

Под крылом, судя по карте, остаются северные районы Челябинска, аэропорт Баландино, потом - Коркино… Но мы этого не видим, землю заслоняет низкая облачность. Самолет следует по приборам, а еще - по черному выхлопу впереди идущих машин.

«Готовность - пять минут» - это уже команда для десантников. Заскучавшие было служивые (кое-кто из них уже успел прикорнуть) приободрились, сосредоточились. Многие стали то и дело поглядывать на «светофор», особое «трехглазое» световое и звуковое устройство возле самого люка.

Признаюсь: момент выброски парашютистов я прошляпил. Палец успел всего два-три раза нажать на кнопку фотокамеры, а в пустом салоне уже гулял ветер. Только болтающиеся на тросе чехольчики направляющих куполов напоминали о том, что всего 18 секунд назад здесь сидели полсотни «воздушных пехотинцев». С высоты 600 метров десантники вылетели за борт со «скорострельностью» хорошего пулемета. Оно и понятно, резвость каждого из них сильно влияет на то, насколько кучно приземлится подразделение.

…Уже на земле нам сообщили: очередная тренировка прошла успешно. Это значит, Уралия и ее союзники сделали неплохую заявку на будущую победу над заносчивой Далией. Ну а насколько гладко пройдет сама операция, станет известно лишь в середине следующей недели, когда на полигоне Чебаркуля развернется настоящее сражение.

VK31226318