«Я - за дорожную революцию»

«Я - за дорожную революцию»

Начальник областной Госавтоинспекции Сергей Курышев дал интервью сайту mediazavod.ru

Непростой год

- Сергей Валерьевич, нынешний год подходит к концу. Каким он был для Госавтоинспекции?

- Я думаю, что здесь стоит говорить не только о Госавтоинспекции, а в целом о системе МВД, поскольку ГАИ - структура Министерства внутренних дел. Год для милиции получается непростой. Президент решил реформировать милицию. Будет сокращение штатной численности сотрудников внутренних дел, выведение определенных функций и задач. Непросто приходится как коллективам, так и руководителям, нужно перераспределить обязанности, направления, менять акценты в работе.

- Сменится ли в рамках реформы название ГИБДД?

- Я думаю, что определяющим здесь должно быть не название службы, а ее обязанности, структура и задачи. В рамках реформирования предусмотрена передача от ГИБДД ряда функций, например, проведения государственного техосмотра. На протяжении уже многих лет техосмотр владельцы транспорта проходят на пунктах технического диагностирования, которые принадлежат частным лицам, а наш инспектор, который там находится, выполняет чисто милицейские функции - проверяет, чтобы не было вопросов к водительскому удостоверению, следит за тем, чтобы соответствовали маркировки агрегатов. Но все это мы можем контролировать и потом, при надзоре за дорожным движением. Поэтому нет необходимости держать эту функцию в руках ГИБДД. Раньше на Госавтоинспекцию была возложена проверка дорог к эксплуатации. Приходил наш человек и проверял, сколько в организации запасено песко-соляной смеси, проверял техническое состояние дорожных машин. Но наша ли это функция, когда есть собственник дорог, который платит подрядным организациям за качественное содержание этих самых дорог? Что касается названия, то пока мы сами не знаем, как в дальнейшем будет называться служба.

Камеры дисциплинируют

- С какими наиболее острыми проблемами столкнулась областная ГИБДД?

- Каких-то новых проблем не возникло, а старые давно известны. Например, не совсем правовое поведение некоторых участников дорожного движения. Мы все ездим по мегаполису и видим, что основная масса движется с соблюдением ПДД, но в потоке есть такие участники, которые влияют на аварийность и на образование пробок. В частности, люди выезжают на перекресток, когда светофор переходит в желтую, а затем красную фазу. Водители пытаются проехать на запрещающий сигнал, закрывают перекресток, «запечатывают» перпендикулярное движение. В результате пробка, аварийная ситуация, нервозность. Но эта проблема характерна для всех мегаполисов.

- Как же с ней бороться?

- Мы уже решили, что необходимо регулировать движение на наиболее проблемных перекрестках с помощью сотрудников ДПС. Еще одна проблема: некоторые водители бросают свои машины там, где хотят, создавая тем самым помехи для других участников движения, снижают пропускную способность улиц. В этом я вижу проблемные вопросы применительно к областному центру, Магнитогорску. Что касается других городов области, то там ситуация более или менее стабильная.

- Какова сейчас ситуация с аварийностью на Южном Урале?

- Федеральная программа безопасности дорожного движения, которая была принята руководством государства в 2006 году, когда ситуация с аварийностью была просто неуправляемой, принесла свои плоды. Достаточно сказать, что за годы действия количество погибших в ДТП по стране сократилось с 34 тысяч до 26 тысяч. Это ощутимый результат. За это же время количество людей, погибших в Челябинской области, сократилось на более чем 200 человек. Это, конечно, плод работы не одной ГИБДД, но и областных властей, которые взяли проблему под свое руководство и обеспечили финансирование. Это вклад и министерств - здравоохранения, строительства, образования, которое обеспечивает базовые знания для самых маленьких участников дорожного движения, а также вклад СМИ. Все это дало свой эффект, поэтому с 2006 года мы имеем постоянный процент снижения аварийности и смертности на дорогах.

- Наверняка свою роль сыграли и активно внедряемые системы автоматической видеофиксации, стационарные видеокамеры?

- Конечно, они дали свой эффект. Особенно в плане дисциплинирования участников дорожного движения. Важен не только административный материал о том или ином нарушении, важно, чтобы человек осознавал, что есть контроль, это его самодисциплинирует. Не случайно мы с самого начала установки этих камер не скрывали ни мест их размещения, ни параметров работы. Ставили там, где наибольшая интенсивность движения, где наиболее опасные аварийные участки. Сегодня в Челябинске работают семь таких стационарных систем, на перекрестках: проспект Ленина - Российская, «Меридиан» - Дзержинского, Братьев Кашириных - Свердловский проспект, Автодорожная - Свердловский тракт, пр. Ленина - «Мередиан», Братьев Кашириных - 40 лет Победы, Доватора - Степана Разина.

Кроме того, три системы работают в Миассе, одна в Магнитогорске (еще две монтируются) и пять на трассе М-5 «Урал».

- Будет ли в ближайшее время продолжена установка таких систем?

- Да, благодаря поддержке правительств области в текущем году выделено финансирование на установку в Челябинске еще десяти систем видеофиксации (Комсомольский проспект, дом 83, «Меридиан» - улица Потемкина, Бродокалмакский тракт - Мамина, Блюхера, 95, Комсомольский проспект, 4, Дзержинского, 109 - Барбюса, Свердловский тракт, 18а), «Меридиан» - улица Артема, 195, Троицкий тракт, 25, Троицкий тракт - поворот на поселок Новосинеглазовский. Важно, что камеры могут распознавать машины по госномерам и сравнивать проходящий мимо поток с базами разыскиваемых ТС, на которые наложены какого-либо рода ограничения. То есть их можно использовать для поиска угнанных машин. Сегодня это для больших городов настоящий бич, поскольку транспорт зачастую оставляется без присмотра, на нелегальных дворовых парковках, которые не несут за машины никакой ответственности.

- Когда устанавливали первые камеры, они работали только на определение скорости. Сейчас ситуация изменилась?

- Да. Одно из грубейших нарушений ПДД - выезд на полосу встречного движения, лобовые столкновения имеют наиболее плачевные последствия. Эти камеры позволяют зафиксировать выезд машины на полосу встречного движения там, где имеется разметка или знак «Обгон запрещен». Но поменялось и законодательство. Если раньше за такое нарушение наказание было только одно - лишение прав, то сейчас именно для автоматических систем фиксации предусмотрен штраф - 5 тысяч рублей.

- Камерами оснащаются и экипажи ДПС. Насколько проще стало работать?

- Госавтоинспекция и государство неоднократно призывали людей приходить в правовое поле. Отрадно, что сейчас люди более грамотные, знают административное законодательство, изучают регламенты несения службы ГИБДД. Есть определенные рамки, в которых должен работать сотрудник ДПС, но есть рамки и для водителя. Чтобы не было взаимных претензий, мы оснащаем наших сотрудников техническими средствами контроля. Это видеокамеры, диктофоны, современные приборы контроля за скоростью. В случае возникновения конфликтов они служат доказательной базой в суде.

Раньше на вооружении в Госавтоинспекции был прибор скоростемер. Он представлял собой обычный секундомер, на котором была градуированная шкала для скорости. А дальше делалось так: на участке дороги, на расстоянии 50 метров друг от друга, помещались две проволоки, стоял инспектор, он слышал, когда машина пересекла колесами первую проволоку, потом вторую. Нажимался скоростемер, и показывалась скорость, с которой двигался автомобиль. И споров не было! Вся эта техника, пусть даже простая, в конечном итоге дисциплинирует участников дорожного движения. Водитель знает, что технически зафиксированное нарушение невозможно оспорить.

- Недавно заместитель главы МВД РФ Сергей Герасимов рассказал, что ГИБДД может получить на вооружение специальный радар, определяющий пьяных на расстоянии. Ваше мнение?

- Я читал об этом приборе, он был широко пропиарен во всех СМИ. (Улыбается). Вы знаете, у нас есть прибор «Крис П», который может считывать скорость и номер машины в потоке. При этом он стоит в отдалении от машины ДПС на обочине, не привлекает особого внимания, а наши сотрудники получают радиосигнал через компьютер, находящийся в автомобиле. Челябинская область была одной из первых, кто взял этот прибор на вооружение. То же касается лазерного радара. Если у нас будет возможность, мы постараемся в числе первых купить хотя бы один такой прибор. Езда в пьяном виде - одно из самых тяжких, если не самое тяжкое нарушение ПДД. И «пьяные аварии» имеют очень тяжкие последствия, поэтому для контроля все средства хороши. Если будет прибор, который позволит целенаправленно измерить пары алкоголя, то почему нет?

Ближний свет - везде

- 21 ноября вступают в силу очередные изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Чего ждать нашим водителям?

- Вступают в силу изменения не только в КоАП, но и в ПДД. Ужесточится наказание за выезд на трамвайные пути встречного направления. Теперь за такое нарушение будет не штраф, как раньше, а лишение прав. Это, я считаю, правильно. Представьте себе: заторовая ситуация, а машина едет в лоб трамваю и «закупоривает» движение. Из-за чего в мегаполисах возникают заторовые ситуации? Фаза светофора сменилась, а мы продолжаем проезжать перекресток. Видим, что он закрыт, но тем не менее пытаемся на него заехать. За это наказание тоже будет строже (со штрафа в сто рублей до тысячи). Кроме того, меняются требования ПДД, в частности в определении обгона. Мы вернулись к старой норме, когда обгоном считался маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, а не просто опережение в потоке, движущемся в одном направлении. Спорная была норма, потому что опережение и обгон - все-таки разные вещи. Обгон - это непосредственно выезд на «встречку». Теперь все предельно понятно. Кроме того, ПДД сейчас разрешают на сложных участках обгонять тихоходный транспорт, например трактор или гужевую повозку, там, где это запрещают знаки и разметка. Ну нельзя тянуться в гору за тихоходом, тем более что далеко не каждый из них соблюдает требование, что надо бы съехать и пропустить колонну транспорта. Теперь будет обязательно использование ближнего света фар, независимо от того, где вы едете - в городе или за городом. В свое время очень много было дебатов, когда ввели необходимость движения со светом за городом. А сейчас, если едет машина, у которой не включены фары, ее даже не видно, настолько мы привыкли к ближнему свету. Это акцентирует внимание участников движения, особенно пешеходов. Кстати, о пешеходах, теперь на нерегулируемом переходе автомобилист обязан останавливаться, даже если человек только обозначил желание перейти дорогу и приблизился к краю проезжей части.

- Как относитесь к возращению «сухого закона» за рулем?

- Как практический работник, который всю жизнь этим занимается, могу оценить это только положительно. Да, в свое время мы подписали европейскую конвенцию, в которой сказано о том, что может присутствовать сколько-то промилле (для каждой страны эта доза своя, она зависит от внутреннего законодательства), но опыт, который мы имели эти два года, когда разрешалось выпивать за рулем, показал один негатив. Все разрекламировали, что можно безболезненно выпить, скажем, 30 или 50 граммов водки и через час спокойно поехать. Но это неправильная трактовка! В РФ граждане оказались к этому не готовы. Кому-то можно, скажем 100 граммов, а кому-то и 30 нельзя. В результате снова пьяные аварии. Ситуация опять стала выходить из-под контрился.

- Еще один момент касается изменения правил прохождения медосвидетельствования.

- Да, врачи тоже будут пользоваться только алкотестерами. Но предусмотрено наличие двух обязательных проб. Там находятся опытнее люди, которые способны отличить пьяного человека от трезвого. Законодатель прописал так, что существующие ранее нормы (покраснение глаз или неустойчивая поза) могут лишь косвенно показывать на состояние опьянения. Покраснение глаз может быть и от усталости, а неустойчивость позы - от длительного сидения за рулем. Поэтому здесь законодатели полагались на приборную базу, чтобы исключить фактор субъективности. Если же будут возникать спорные ситуации, можно просто-напросто сдать кровь.

Меньше нервотрепки, меньше аварий

- Ваше мнение о широко разрекламированной дорожной революции?

- Знаете, я всю жизнь живу в Челябинске и могу только с чувством глубокой благодарности оценить шаги, которые сделаны властями области и города. Дороги - часть жизни. Зачем нам заторы, простаивание в пробках, нервы? Я двумя руками приветствую, что сделано, делается и еще будет делаться в Челябинске. Когда строительство было в разгаре, мы говорили, что придется немного потерпеть, но результат налицо! Открылись новые дороги, увеличилась пропускная способность существующих магистралей, развязались закрытые перекрестки. В конечном итоге все это положительно влияет на аварийность: меньше нервотрепки, аварий.

- Расскажите немного о себе. Как и почему решили прийти в ГИБДД?

- В 1983 году я заканчивал Челябинский политехнический институт, автотракторный факультет. Когда защищали диплом, пришло несколько предложений в деканат о том, что в органы внутренних дел ведется набор будущих сотрудников. Мне это было интересно. У меня отец и дед военные, дядя - офицер милиции. А еще я с детства любил автомобили. Офицерская форма, которую мне хотелось носить, и близость к машинам предопределили мой выбор.

- Не могу не поинтересоваться, какая машина у начальника областной ГИБДД?

- Volkswagen.

- Любите сами находиться за рулем?

- Я очень люблю водить машину, но оказываюсь за рулем не чаще, чем один-два раза в неделю. В субботу мы всегда здесь, и только в воскресенье появляется возможность сесть за руль и проехаться самому.

VK31226318