Прагматичный идеализм Никиты Михалкова

Прагматичный идеализм Никиты Михалкова

Внимательное чтение манифеста «Право и Правда» заставляет думать о серьезном заказчике этого политического документа.

На безрыбье

В 2010 году правящая партия России наконец-то попыталась определиться со своей идеологией. Оно и понятно: все социологические опросы показывали, что в глазах населения это партия бюрократов с вросшим в нее крупным бизнесом с платформой «воруй больше, кидай дальше» (в смысле, за кордон). Надо было что-то делать.

Но попытка эта была очень осторожная и чахлая. Типа только источники идеологии - комплекс идей русского консерватизма. Опять же очевидно. Ведь внешняя консервативная политика у нас легко сочетается с неолиберальными внутренними шагами типа монетизации и сворачивания бесплатного образования, ориентированными на увеличение разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и, к сожалению, даже не самыми бедными, а всем населением.

Что с русским консерватизмом уж никак не вяжется.

И тут на помощь партии пришла творческая интеллигенция. Отпрыск автора «Дяди Степы» и трех советских и постсоветских гимнов Никита Сергеевич Михалков, претендующий на русский престол (я серьезно, было, гляньте в Интернете), разродился 60-страничным опусом «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма». Поэт в России больше, чем поэт. Мы все в пророки лезем. Не дают нам покоя лавры Александра Солженицына с его «Как нам обустроить Россию». Тоже, кстати, голимый идеализм. Но у того хоть в искренность веришь.

В силу профессиональных научных инстинктов (20 лет занимаюсь русским консерватизмом) мне пришлось просмотреть сей трактат. У нормального человека терпение лопнет на второй странице. А зря: презабавнейшее и о многом говорящее чтиво. Манифест - нечто среднее между царским (милостиво повелевать изволяю), пролетарским (вся нефть - крестьянам, но распоряжаться будут комиссары) и сюрреалистическим в смысле художественного презрения к реальности. Этакие три ипостаси Никиты Сергеевича.

Вообще цифра «три» имеет для него магическое значение. Ну, это через философа Ильина гегелевская триада, хотя не уверен, что Михалкову знакомо это понятие. Построение, стилистика, пафос, вплоть до терминологии, калькированы с «Наших задач» того самого Ильина. Но то были листовки для членов РОВСа, преимущественно казаков, и соответствовали уровню образования и пропаганды того времени. Сегодня это смешно.

К тому же наш пророк элементарно безграмотен. Впечатление, как будто приличную лекцию профессора пересказывает старательный троечник. Вроде все то, но так жестко, безапелляционно, упрощенно, что мне на экзаменах слушать стыдно. Этакие «Филососфкие тетради» Ленина (очень тупые конспекты Гегеля). Каждый раздел предваряет эпиграф из себя, любимого. Зачастую им исчерпывается все содержание, и дальнейшую манную кашку читать просто нет смысла.

Но пройдемся по тексту.

Подробности читайте завтра (в субботу) в газете "Челябинский рабочий"

Андрей ЛАВРОВ,

кандидат философских наук

VK31226318