Детский омбудсвумен региона
В минувший вторник Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному Собранию РФ, в котором много внимания уделил проблемам детства. В частности, он заявил, что уполномоченный по правам ребенка должен быть в каждом регионе страны. Сразу после оглашения послания губернатор Михаил Юревич сделал запись на своей страничке в "Твиттере" : "В послании президента много социальных вопросов, включая тему защиты детей. Вношу кандидатуру Маргариты Боровченко на пост уполномоченного по правам ребенка Челябинской области".
Будущее назначение ведущей 31-го канала озвучили еще три месяца назад - предстояло только соблюсти все формальности. 23 декабря ЗСО рассмотрит предложение губернатора. Неожиданностей не произойдет, и в новый 2011 год область войдет со своим детским омбудсменом.
Должность наконец-то развяжет руки
Маргарита Боровченко согласилась дать "Челябинскому рабочему" первое эксклюзивное интервью в качестве будущего уполномоченного по правам ребенка области.
- Маргарита, для начала примите наши искренние поздравления. Как вы думаете, почему губернатор выразил свое желание видеть именно вас на посту детского омбудсмена региона?
- Думаю, Михаилу Валериевичу близка моя жизненная позиция и он уверен, что я смогу защищать права южноуральских детей. Еще летом, когда фамилия впервые прозвучала в списке кандидатов на пост детского омбудсмена, я очень обрадовалась. Ведь эта должность развяжет мне руки: я смогу реализовать те проекты, которые уже давно задумала.
- После внесения вашей кандидатуры на рассмотрение ЗСО в Интернете появилось немало скептических высказываний на этот счет.
- Честно говоря, от каждого едкого комментария и высказывания на глазах чуть ли не слезы наворачиваются. Неприятно, что люди не доверяют, сомневаются в моих искренних намерениях. Да мне и самой немного страшновато: а справлюсь ли? Но каждый день борюсь с этими мыслями.
- А почему вы не уверены в собственных силах?
- Работа детского омбудсмена предполагает знание юридических основ, а соответствующего образования у меня нет. Уже начала штудировать юриспруденцию, осваиваю опыт других уполномоченных по правам ребенка. Но я не супермен и справиться со всеми пробелами в образовании вмиг не получится. Предстоит серьезная работа над собой. Кстати, на телевидение я пришла тоже без журналистского образования.
Возвращаясь к вопросу о том, кто должен быть уполномоченным по правам ребенка, хочу сказать, что в переводе со шведского языка термин "омбудсмАн" (именно так должно писаться это слово) означает "несущий весть". А это практически синоним журналиста. К тому же в других российских регионах на этом посту не только юристы - есть педагоги, психологи, чиновники, немало журналистов. Главное, чтобы это была личность.
Несовершенство системы
- У вас непростая жизненная ситуация: дочь больна, уже несколько лет вы обиваете пороги больниц и кабинетов начальников.
- Действительно, когда моей дочери Виктории было три месяца, в больнице ей поставили прививки БЦЖ и противовирусного гепатита. Через месяц в организме малышки случился какой-то сбой: она продолжала расти физически, но остановилась в интеллектуальном развитии. Два диагноза врачей прозвучали для всей нашей семьи как приговор: ДЦП и аутизм.
Мириться с инвалидностью ребенка мы не стали. Тщательно следовали всем рекомендациям врачей. Однако через некоторое время, углубившись в вопросы ДЦП и аутизма, я поняла, что лечили Вику неправильно. Все действия врачей только усугубляли тяжелое заболевание дочери. На одном из приемов профессор Плеханов посоветовал попробовать бесказеиновую, безглютеновую диету. Сначала я не поверила, что это может хоть как-то помочь моему ребенку. Но все же решила попробовать, ведь на тот момент дочь практически отказывалась есть все, что я предлагала. Тогда у Вики (ей было три года) были странные пристрастия в еде: за день она могла выпить кружку молока, больше ничего не хотела. Как оказалось, для ее организма это был яд. Отравление происходило ежедневно, о каком развитии могла идти речь?! Пришлось немедленно убрать все молочное, а затем и продукты, которые содержали глютен (хлеб, булочки, многие каши). Результат не заставил долго ждать. Появились двигательные улучшения. Сейчас Вика уже может себя обслуживать, понимает многие инструкции, у нее появилось желание учиться!
Если бы лечащие мою дочь врачи были профессионалами, они обязательно изучили бы эту диету. Тогда мой ребенок и еще сотни детей области, возможно, уже сейчас были бы полноценными.
- Но как наши врачи могут прописывать лечение, зная, что оно просто погубит ребенка?
- Я миллион раз задавала себе этот вопрос! Но ответа так и не находила. Вся проблема в несовершенной системе здравоохранения, отсутствии квалифицированного персонала.
Окунувшись с головой в проблему детской инвалидности, я сделала для себя неутешительные выводы: к сожалению, больные дети никому не нужны. Инвалидов не вытаскивают из этого состояния, а, по сути, еще больше усугубляют их и без того невеселую жизнь. Я уверена, что большинство детей-инвалидов можно вернуть к нормальной жизни. Им просто нужны нормальный уход, осмотры и лечение профессионалов. Но, к сожалению, из-за отсутствия этих специалистов и правовой неграмотности самих родителей драгоценное время на выздоровление утекает.
Всесторонняя защита
- То есть на посту уполномоченного по правам детей вы планируете большое внимание уделять детскому здоровью?
- Не только. Наши дети нуждаются во всесторонней защите. Одно дело, когда ребенка защищают его родители или те, кто их заменяет. И совершенно другое - когда в дела вмешивается авторитетный орган, с которым все вынуждены считаться. Но начала я с малого. На этой неделе, после полугодовых переговоров со специалистами по аутизму и ДЦП, учениками профессора Архипова, я наконец-то смогла привезти их в Челябинск. Они пробыли у нас в городе неделю, провели ряд обучающих лекций и тренингов для родителей, чьи дети имеют это тяжелое заболевание, осмотрели более 20 детей. На консультации многих ребят приносили на руках: они не могут ни ходить, ни сидеть, ни даже держать голову. Главное, что у родителей заблестели глаза, они поняли: у их детей есть шанс на полноценную жизнь.
- Вы уже знаете, что будет входить в ваши обязанности в качестве детского омбудсмена?
- Знаю. Моя основная задача - незамедлительно реагировать на обращения граждан. Но это не будет исключительно бумажная работа. При необходимости стану созывать экспертные советы, бывать с проверками в учреждениях открытого и закрытого типа, присутствовать в суде в качестве слушателя. Возможно, придется наказывать бездействующих руководителей. Пыль в глаза пустить может каждый. Многие такие детские учреждения я уже сейчас знаю изнутри. Моя задача будет состоять в том, чтобы провести собственное расследование и обнажить все болевые моменты. Здесь мой журналистский опыт очень пригодится. В случае массовых нарушений прав и интересов детей буду выступать с докладом на заседаниях ЗСО и правительства области.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве