Год, когда исчезли политики

Год, когда исчезли политики

Их место занимают молодые люди, которые готовы модернизировать все.

ЛИШНИЕ ЛЮДИ

В апреле 2010-го жизнь в Челябинской области изменилась. Причем никто и предположить не мог, что это случится так резко. У нас вдруг исчезли политики.

Где все эти мощные мужики, крепкие хозяйственники, олигархи-миллиардеры, непримиримые коммунисты, харизматики, капитаны бизнеса и лидеры индустрии? Представители парламентских партий, депутаты ЗСО и Госдумы, бывшие мэры с большими амбициями?

Самолюбивые и волевые. Опытные аппаратчики. Тертые калачи. Стреляные воробьи. Где они все? Разбежались как тараканы! Присели тише воды, ниже травы. Аннигилировались силой собственной мысли…

После того как стало известно, что у области будет новый губернатор, так называемые политологи много и, казалось, довольно аргументированно убеждали публику: кто угодно, кроме Юревича. Потому что иначе - ой, что будет, что будет! Вплоть до подковерного саботажа и элитного бунта.

А случилось совершенно обратное.

Политическим символом уходящего года я бы сделал не Михаила Юревича, а руководство ЗСО. Ибо забыть такое невозможно: у нас все достойные, но Петр Иванович самый-самый. А спустя несколько дней: Михаил Юревич - это наше все.

А потом и все депутаты прошлого созыва ЗСО коллективно прогнулись. Это был почти подвиг - многие уже тогда знали, что прогиб не будет засчитан.

Ну и бог с ними, не очень-то и хотелось.

Народ стал догадываться, что такие политики ему и не очень-то нужны.

Эти дядьки в дорогих костюмах забыли, что если политик не выражает интересы общества, то эти самые интересы никуда не исчезают. И власть не может их решить априори. Дело тут не в дееспособности конкретной команды. В конце концов, власть - это мизерная часть населения, как правило, хорошо обеспеченная, в силу накопленного подкожного жирка просто теряет форму и перестает поспевать за развитием общества. Иногда просто не может поверить в то, что общество все время куда-то движется, и это не со зла.

БЛОГЕРЫ ВСЕ ВИДЯТ

В этом году случилось как минимум три местных сюжета, где отсутствие политиков ощущалось очень заметно. Это фактическая отмена выборов мэра в Челябинске, эпопея вокруг органного зала и, наконец, дорога через городской бор.

Положа руку на сердце, для обычных людей вопрос, кто будет руководить муниципалитетом, не столь важен. Главное, чтобы работало городское хозяйство и не росли тарифы на услуги ЖКХ. А поскольку все работает, как всегда, плохо, а цены, как всегда, растут, то связи между жизнью и сидящими в мэрии телами люди не видят.

Даже покупка для нового главы города Мошарова запредельно дорогого лимузина стала не скандалом, а фарсом. Дело в том, что этот, как хочется надеяться, все же достойный человек к настоящему моменту не успел сделать ровным счетом ничего. Ни плохого, ни хорошего. И каким-то чудным образом едва не удостоился машины ценой в элитную квартиру.

Историю раскрутили блогеры. Их сейчас журналисты цитируют (а также пользуются их мнением) куда чаще, чем наших областных политиков. Мошарову, кстати, повезло, что его мало кто знает даже в лицо - а то ведь спустили бы всех собак, как это случается с теми, кто на виду…

«КАК ИЗ ЧЕЛОВЕКА СДЕЛАТЬ БОРЦА»

История про органный зал интереснее. Это не только рискованный сам по себе перенос уникального инструмента с пока еще неизвестным результатом. И даже не сюжет о храме с церковной оградой в детском парке. Руководствуясь какими-то сигналами, неведомыми простым смертным, Михаил Юревич принял решение, какое вполне допустимо на частной фабрике. Но абсолютно неприемлимое в разговоре с обществом. Собственно, народ и завелся оттого что его посчитали за ничтожное.

Социум, в отличие от вертикальной иерархии, держится на репутациях. На профессионалах, экспертах, моральных авторитетах, просто уважаемых по тем или иным причинам людях. Органист и хранитель челябинского органа Владимир Хомяков - безусловно, один из достойнейших челябинцев. Его бы взять в союзники, просто даже как самого компетентного человека, так нет - новая власть не нашла ничего лучшего, чем по привычке «плющить» человека. Будто это Тарасов или Косилов. Явная неадекватность такого способа лишь подлила масла в огонь полемики.

Одна из публикаций нашей газеты в те дни называлась «Как из человека сделать борца». Я хорошо помню эпизод эволюции, поскольку постоянно общался с Владимиром Викторовичем. Неравнодушные люди решили провести на Алом поле концерт-митинг в защиту органа. И вдруг выяснилось, что ни одна челябинская фирма не может предоставить звуковую аппаратуру - всем «намекнули». А стоявшая здесь со времен царя Гороха деревянная сцена вдруг «загадочным» образом исчезла накануне ночью.

Сцену привезли, как и аппаратуру, из Екатеринбурга. Это стоило довольно больших для обычного труженика денег. По рублю что-то собрали, но львиную долю - несколько десятков тысяч рублей - Хомяков выложил из своего далеко не глубокого кармана. Представляю, что могли подумать о Хомякове домашние…

Я тогда спросил у музыканта, которому недавно Президент Российской Федерации своим указом присвоил звание народного артиста страны, зачем нужно было тратить свои деньги, по сути, только на то, чтобы громко возразить?

«Это надо было сделать», - кратко ответил Хомяков.

По нынешним рыночным временам это был абсолютно мужской поступок. Вдвойне достойный уважения ввиду исключительно нерыночной цели. Трудно себе представить человека, менее подходящего на роль народного трибуна, борца или политика. Но в этот момент в Хомякове было что-то от Че Гевары, честное слово! И я уже не удивляюсь, почему вдруг противников переноса органа (причем из числа очень молодых ребят, студентов) стало вдруг больше, чем утонченных поклонников органной музыки в Челябинске…

САМООРГАНИЗАЦИЯ

История с планами построить автотрассу в районе городского бора оказалась очень похожа на органное дело. И пренебрежительным отношением к интересам простых людей и основным своим конфликтом - сущностным, на самом деле.

Еще несколько лет назад тема леса стала бы главной в местной политике - уж очень многое в экологически опасном Челябинске она задевает. Более того, почти уверен: предложи года три назад такое губернатор Сумин, мэр Юревич первым поднял бы волну.

А сейчас - тишина.

Наши коммунисты даже не вспоминают, что их герой Патоличев в свое время отстоял городской бор перед Сталиным. Или так - их Сталин оказался настолько гуманистом, что велел оставить челябинский лес потомкам. Да еще во время войны!

Но теперь - пустота! Нет Патоличева!

Место, свободное от политиков, заняли простые честные люди, никогда не помышлявшие об этой чертовой политике. Думаю, немало удивились в мэрии, когда уведомление о проведении пикета в защиту городского бора им принес совсем юный студент Дмитрий Семенов. Одна чиновница даже попыталась надавить авторитетом. Не вышло.

К слову, именно молодежь оказалась способной и сказать прямо о своем несогласии с властью, и самоорганизовываться. В Челябинске сейчас существует несколько групп, выступающих в защиту органа и бора. Есть еще группа «Мусора. Больше. Нет», близкая по духу. Это все современные образованные люди, освоившие Интернет. Там происходят дискуссии, каких не услышишь ни по одному местному телеканалу. Эти люди далеки от реальной политики. Хотя, разматывая клубок, например, с тем же городским бором, активисты приходят к шокирующим выводам. О том, что нынешние Лесной и Водный кодексы РФ не защищают ни лес, ни водоемы. И решить вопрос «как надо» может просто недобросовестный чиновник. Который, может быть, уже отправил своих детей за границу, подальше от дымного Челябинска. А вот тут уже начинается политика, потому что с такими чиновниками и с такими законами у нас не останется страны.

КАДРЫ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Пока новая среда не породила своих лидеров, способных занять место окуклившихся в своих бизнесах политиков. Но это, несомненно, вопрос времени. Хуже, что пока они не у дел - честные молодые люди, патриоты малой родины не по должности, а по сути, которые могли бы стать опорой для модернизации страны.

Так, буквально месяц назад уехали в США Юрий и Мария Корчемкины, симпатичные и умные ребята, стоявшие в пикетах и за орган, и за бор. Юрий - талантливый компьютерщик - получил работу в известной американской компании. Я бы мог назвать много достойных ребят. Лидию Андрееву, мерзнувшую в одиночном пикете у органного зала. Виктора Тарасенко, который с единомышленниками устраивает субботники. Ярослава Магазова, который сейчас служит в армии, но думает про городской бор…

Такие ребята есть не только на Южном Урале. Упомянутая группа «Мусора. Больше. Нет» - это уже фактически общероссийская организация с центром в Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге два года работает общественная организация «Чистый двор - чистый город». Ее лидера, энергичную девушку Светлану Ефанову хорошо знают челябинские защитники бора по недавнему совместному пикету у уральского полпредства.

Среди тех, кто приходит на эти пикеты и обсуждает в сети проблемы города, нет ни наркоманов, ни любителей пива или телевизора. Зато все честно работают и хорошо учатся. Эти ребята - золотой запас страны. Разумеется, их не большинство. Но не большинство делает открытия, добивается достижений в науке, искусстве или бизнесе, наконец, меняет жизнь к лучшему. Вот на кого государство должно делать ставку. А их мнение политикам неинтересно.

Челябинский поэт Виталий Кальпиди верно заметил, что протест в условиях невозможности его действенно реализовать порождает месть. Большинство тезисов народовольцев в нынешней России, как ни печально, снова актуально.

VK31226318