Петр Сумин: последний визит на Цвиллинга, 27
Южноуральцы простились со своим бывшим губернатором.
Фоторепортаж Бориса Каулина - здесь
В последний день новогодних каникул, тысячи челябинцев и жителей области сходились, съезжались к оперному театру. Они провожали в последний путь человека, который на протяжении многих лет олицетворял собой весь наш регион, весь Южный Урал. Но, думается, выстраиваясь в длинную траурную очередь, люди отдавали дань не столько Сумину-политику и хозяйственнику, сколько Сумину-человеку.
Видя такой наплыв желающих проститься с экс-лидером области, организаторы похорон приняли решение открыть доступ к телу на полчаса раньше. Люди проходили сквозь плотные ряды милиции, службы безопасности, курсантов военного училища и попадали в просторное фойе театра, где был установлен гроб с телом Петра Сумина. Рядом с ним - расположенные в семь рядов кресла для родных и близких. Откуда-то сверху под аккомпанемент рояля лились звуки живого пения, торжественную церковную музыку исполняли артисты магнитогорской хоровой капеллы. На специальном постаменте рядом с гробом с каждой минутой росла гора живых цветов: розы, гвоздики, лилии… В непрерывной людской реке то и дело мелькали узнаваемые лица: Евгений Редин, в недалеком прошлом вице-губернатор, мэр Магнитки Евгений Тефтелев, бывший гендиректор ПО «Маяк» и депутат ЗСО Виталий Садовников... Последний, разговаривая с журналистами, не смог сдержать слез:
- Знаете, что я больше всего ценил в этом человеке? Петр Иванович умел управлять людьми, не унижая их при этом. Вообще, человеческое достоинство он всегда ставил на главное место.
Одними из первых в это утро склонили голову перед Петром Суминым его бывшие коллеги из соседних регионов: от Башкирии - Муртаза Рахимов, от Среднего Урала - Эдуард Россель.
Действующий губернатор Челябинской области Михаил Юревич приехал чуть позже, к гробу он подошел вместе с главным федеральным инспектором в Челябинской области Андреем Андрияновым, полномочным представителем президента в УрФО Николаем Винниченко и заместителем полпреда Сергеем Сметанюком. В печальной церемонии приняли участие глава Курганской области Олег Богомолов, Оренбургской - Юрий Берг, и.о. губернатора Свердловской области Анатолий Гредин.
А вот в конец очереди - к полудню она растянулась на добрую сотню метров - встают известные в Челябинской области «силовики»: прокурор Александр Войтович и отставной начальник ГУВД Павел Григорьев. Но их быстро замечают руководители оцепления и, избавляя от получасового ожидания на морозце, тут же проводят в помещение через служебный вход.
Его двери, кстати, тоже не закрываются, два черных микроавтобуса с номерами областной администрации постоянно подвозят сюда министров, депутатов, крупных бизнесменов.
Между тем, в театральном холле множатся ряды венков. Их несут представители предприятий, организаций, учебных заведений. Вот люди в полувоенной форме возлагают еще один, на ленте значится: «От атамана и казаков оренбургского казачьего войска». Биографы Сумина уверяют: Петр Иванович происходил из казачьего рода. Иные венки выполнены в цветовой гамме, повторяющей цвета российского флага. Это лишний раз подчеркивает государственный масштаб ушедшего политика.
Но вот церемония прощания завершена. Ровно в 14.30 двери оперного распахиваются и под звуки духового оркестра гроб проносят к бэтээру с бортовым номером У-121. К броневику прицеплена гаубица, на лафете которой и укрепляется задрапированный российским триколором гроб. Сквозь ряды военных траурная процессия (рядом чеканят шаг курсанты с карабинами на плечах) приближается к губернаторской резиденции на Цвиллинга, 27. Отсюда Петр Сумин много лет руководил регионом, здесь же остался кабинет, который он занимал последние восемь месяцев - кабинет ответственного за связи с полпредством. Вышло очень символично - последний визит на рабочее место. Через несколько минут черный катафалк в сопровождении длинного автоэскорта увез гроб в направлении Успенского кладбища. Ставшего легендой губернатора похоронили на аллее почетных граждан Челябинской области.
Говорят, имя Петр в переводе с греческого означает «утес», «скала». Но всякий, кто знал Сумина, подтвердит: у человека с «каменным» именем было отнюдь не гранитное сердце. Занимая высший областной пост на протяжении 13,5 лет, он продолжал оставаться одним из нас, он не разучился сердиться, он умел жалеть, умел карать, но умел и миловать. Петр Иванович Сумин всего полгода не дотянул до своего юбилея, до своего 65-летия.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве