Область станет ключевым звеном интеграции
Ресурс логистического узла
Пожалуй, главным политическим событием недели, непосредственно затрагивающим наш регион, стал международный форум «Евразийская экономическая перспектива». Он завершился на днях в Астане.Лейтмотивом звучавшая на нем мысль касалась сопряжения двух проектов: Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. По мнению участников, это должно оказать мощное влияние на индустриальное развитие и повышение конкурентоспособности вовлеченных в оба проекта государств.- Россия как одна из крупнейших евразийских держав заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, - сказал, выступая на форуме, спикер Госдумы Сергей Нарышкин. - И мы в них все более активно участвуем. При этом, исходя из приоритетности Евразийского экономического союза, делаем упор на взаимодополняемости интеграционных проектов, что должно дать мощный мультипликативный эффект.
Губернатор Борис Дубровский в своем выступлении доказывал, что Южный Урал в процессе объединения потенциалов государств - участников ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути может стать одним из важных звеньев. Дубровский подчеркнул необходимость интеграции в качестве ключевого инструмента укрепления национального суверенитета стран.
- Евразийские объединения сегодня успешно противостоят попыткам сформировать однополярный мир с центром на Западе, - сказал он. - Важно, чтобы глобальное сотрудничество на уровне глав государств активно подкреплялось снизу, с уровня регионов. Мощным стимулом для Челябинской области в этой работе стала перспектива проведения в 2020 году саммита ШОС. Приложим для этого все необходимые усилия.По мнению Дубровского, в условиях ограничения доступа к западным технологиям, рынкам, транспортно-торговым путям, логичным и симметричным ответом России и ее союзников становится усиление темпов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
- Наш регион стремится выйти на передовые позиции не только в объемах производства, но и стать одним из крупнейших логистических узлов нового Шелкового пути, - обозначил роль Южного Урала губернатор. - Для этого у нас есть целый ряд конкурентных преимуществ, включая пересечение ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей, наличие двух международных аэропортов, широкие возможности для создания сети логистических центров.
Примером такого центра является транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» - значимое звено транспортного коридора Россия - Казахстан - Китай. Активно формируется пул инвесторов, способных вблизи ТЛК организовать новые производства.
- Правительством России одобрены наши планы по созданию особой экономической зоны со всеми предусмотренными этим статусом налоговыми льготами, - сказал Дубровский. - На сегодня с инвесторами подписано пять меморандумов о намерениях, и мы рассчитываем до конца года привлечь новых резидентов из числа компаний стран Союза и ШОС.Губернатор проинформировал потенциальных инвесторов о том, что правительство области совместно с РЖД определило начальные этапы работы по строительству высокоскоростного участка железной дороги от Челябинска до Екатеринбурга с перспективным выходом на высокоскоростную магистраль «Москва - Пекин».
Роль регионов усиливается
В Астане южноуральский губернатор в очередной раз продемонстрировал возможность применить географический потенциал области для защиты интересов страны в непростой для нее период. Одновременно - инвестировать внешнеполитический курс Кремля в развитие региональной экономики.Характерно, что на форум в Казахстан Борис Дубровский поехал по приглашению спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Однако очевидно: губернатор опирается не только на аппаратную поддержку федерального центра и кредит доверия президента (хотя они, безусловно, важны), но и на объективные геополитические тренды.
Во внутрироссийском контексте политика областного правительства внятно выражает тенденцию, о которой все чаще говорят столичные эксперты - усиление роли регионов в проведении экономических преобразований. В том числе путем наработки и укрепления международных связей.
На этом фоне интерес зарубежных партнеров к Южному Уралу вполне естественен. Одним из его проявлений стал состоявшийся на днях визит в Челябинскую область чрезвычайного и полномочного посла Ирана в России Мехди Санаи. Исламская республика, по его словам, заинтересована в поставках из нашей страны грузовиков, рельсов, вагонов, зерна. Из Ирана в Россию могут ввозить овощи, фрукты, дары моря, молочные продукты и специфические лекарства.Роль Челябинской области в экономическом взаимодействии двух стран, по оценке посла, очень весома: "Были периоды, когда треть объема торговли между Ираном и Россией приходилась на Челябинскую область", - сказал он.
В свою очередь, южноуральские металлурги выражают намерение участвовать в строительстве в Иране экспортного газопровода. Они также заинтересованы в совместном с иранцами освоении крупнейшего на Ближнем Востоке нефтегазового месторождения «Южный Парс». Об этом Борис Дубровский проинформировал посла в ходе встречи. На ней присутствовали руководители ММК, ЧТПЗ, автозавода «Урал», компаний «Крановые технологии», «Конар», хлебокомбината имени Григоровича.
По словам Дубровского, в прошлом году совместный товарооборот Ирана и Челябинской области увеличился почти вдвое. Однако практически весь его объем складывается из южноуральского экспорта.
- Нас это, конечно, радует, но мы бы также приветствовали увеличение встречных товаропотоков из Ирана, - сказал губернатор. Он добавил, что рассчитывает на существенный рост товарооборота, на взаимные инвестиции, с учетом потенциальных инвестиционных проектов как на территории Ирана, так и на Южном Урале.
Вместе с тем представители ММК и ЧТПЗ рассказали о двукратном увеличении пошлины на ввоз металлопроката и труб в Иранскую республику. В свою очередь Мехди Санаи предложил южноуральским предприятиям поработать над конкурентоспособностью цены. Несмотря на высокое качество своей стали, российские экспортеры пока уступают иранский рынок конкурентам из Китая.
С предложениями о поставках собственной продукции и строительстве совместных предприятий на территории Ирана выступили директора предприятий АЗ «Урал», «Крановые технологии» и «Конар». Кстати, это один из эффективных способов укрепиться на конкурентном ближневосточном рынке.На следующей неделе сформируется список южноуральских компаний, которые поучаствуют в запланированной поездке в Иран. По словам вице-губернатора Руслана Гаттарова, главная цель ответного визита - экономическая.
- В ближайшее время Ирану потребуется огромное количество продукции машиностроения, приборостроения, металлургических комбинатов, трубопроводной продукции, чтобы обеспечить нефтяную и газовую промышленность, - сказал он. - Также мы хотим поставлять пищевую продукцию: крупы, муку, подсолнечное масло. Рынок большой - 80 миллионов человек. И он очень интересен для челябинских компаний.
Таким образом, Южный Урал является не только заинтересованным в евразийской интеграции регионом, но и активным ее подвижником.