Область станет ключевым звеном интеграции

Область станет ключевым звеном интеграции

Ресурс логистического узла

Пожалуй, главным политическим событием недели, непосредственно затрагивающим наш регион, стал международный форум «Евразийская экономическая перспектива». Он завершился на днях в Астане.
Лейтмотивом звучавшая на нем мысль касалась сопряжения двух проектов: Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. По мнению участников, это должно оказать мощное влияние на индустриальное развитие и повышение конкурентоспособности вовлеченных в оба проекта государств.
- Россия как одна из крупнейших евразийских держав заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, - сказал, выступая на форуме, спикер Госдумы Сергей Нарышкин. - И мы в них все более активно участвуем. При этом, исходя из приоритетности Евразийского экономического союза, делаем упор на взаимодополняемости интеграционных проектов, что должно дать мощный мультипликативный эффект.

Губернатор Борис Дубровский в своем выступлении доказывал, что Южный Урал в процессе объединения потенциалов государств - участников ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути может стать одним из важных звеньев. Дубровский подчеркнул необходимость интеграции в качестве ключевого инструмента укрепления национального суверенитета стран.
- Евразийские объединения сегодня успешно противостоят попыткам сформировать однополярный мир с центром на Западе, - сказал он. - Важно, чтобы глобальное сотрудничество на уровне глав государств активно подкреплялось снизу, с уровня регионов. Мощным стимулом для Челябинской области в этой работе стала перспектива проведения в 2020 году саммита ШОС. Приложим для этого все необходимые усилия.
По мнению Дубровского, в условиях ограничения доступа к западным технологиям, рынкам, транспортно-торговым путям, логичным и симметричным ответом России и ее союзников становится усиление темпов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.

- Наш регион стремится выйти на передовые позиции не только в объемах производства, но и стать одним из крупнейших логистических узлов нового Шелкового пути, - обозначил роль Южного Урала губернатор. - Для этого у нас есть целый ряд конкурентных преимуществ, включая пересечение ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей, наличие двух международных аэропортов, широкие возможности для создания сети логистических центров.

Примером такого центра является транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» - значимое звено транспортного коридора Россия - Казахстан - Китай. Активно формируется пул инвесторов, способных вблизи ТЛК организовать новые производства.
- Правительством России одобрены наши планы по созданию особой экономической зоны со всеми предусмотренными этим статусом налоговыми льготами, - сказал Дубровский. - На сегодня с инвесторами подписано пять меморандумов о намерениях, и мы рассчитываем до конца года привлечь новых резидентов из числа компаний стран Союза и ШОС.
Губернатор проинформировал потенциальных инвесторов о том, что правительство области совместно с РЖД определило начальные этапы работы по строительству высокоскоростного участка железной дороги от Челябинска до Екатеринбурга с перспективным выходом на высокоскоростную магистраль «Москва - Пекин».

Роль регионов усиливается

В Астане южноуральский губернатор в очередной раз продемонстрировал возможность применить географический потенциал области для защиты интересов страны в непростой для нее период. Одновременно - инвестировать внешнеполитический курс Кремля в развитие региональной экономики.

Характерно, что на форум в Казахстан Борис Дубровский поехал по приглашению спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Однако очевидно: губернатор опирается не только на аппаратную поддержку федерального центра и кредит доверия президента (хотя они, безусловно, важны), но и на объективные геополитические тренды.

Во внутрироссийском контексте политика областного правительства внятно выражает тенденцию, о которой все чаще говорят столичные эксперты - усиление роли регионов в проведении экономических преобразований. В том числе путем наработки и укрепления международных связей.
На этом фоне интерес зарубежных партнеров к Южному Уралу вполне естественен. Одним из его проявлений стал состоявшийся на днях визит в Челябинскую область чрезвычайного и полномочного посла Ирана в России Мехди Санаи. Исламская республика, по его словам, заинтересована в поставках из нашей страны грузовиков, рельсов, вагонов, зерна. Из Ирана в Россию могут ввозить овощи, фрукты, дары моря, молочные продукты и специфические лекарства.
Роль Челябинской области в экономическом взаимодействии двух стран, по оценке посла, очень весома: "Были периоды, когда треть объема торговли между Ираном и Россией приходилась на Челябинскую область", - сказал он.

В свою очередь, южноуральские металлурги выражают намерение участвовать в строительстве в Иране экспортного газопровода. Они также заинтересованы в совместном с иранцами освоении крупнейшего на Ближнем Востоке нефтегазового месторождения «Южный Парс». Об этом Борис Дубровский проинформировал посла в ходе встречи. На ней присутствовали руководители ММК, ЧТПЗ, автозавода «Урал», компаний «Крановые технологии», «Конар», хлебокомбината имени Григоровича.

По словам Дубровского, в прошлом году совместный товарооборот Ирана и Челябинской области увеличился почти вдвое. Однако практически весь его объем складывается из южноуральского экспорта.

- Нас это, конечно, радует, но мы бы также приветствовали увеличение встречных товаропотоков из Ирана, - сказал губернатор. Он добавил, что рассчитывает на существенный рост товарооборота, на взаимные инвестиции, с учетом потенциальных инвестиционных проектов как на территории Ирана, так и на Южном Урале.

Вместе с тем представители ММК и ЧТПЗ рассказали о двукратном увеличении пошлины на ввоз металлопроката и труб в Иранскую республику. В свою очередь Мехди Санаи предложил южноуральским предприятиям поработать над конкурентоспособностью цены. Несмотря на высокое качество своей стали, российские экспортеры пока уступают иранский рынок конкурентам из Китая.
С предложениями о поставках собственной продукции и строительстве совместных предприятий на территории Ирана выступили директора предприятий АЗ «Урал», «Крановые технологии» и «Конар». Кстати, это один из эффективных способов укрепиться на конкурентном ближневосточном рынке.
На следующей неделе сформируется список южноуральских компаний, которые поучаствуют в запланированной поездке в Иран. По словам вице-губернатора Руслана Гаттарова, главная цель ответного визита - экономическая.

- В ближайшее время Ирану потребуется огромное количество продукции машиностроения, приборостроения, металлургических комбинатов, трубопроводной продукции, чтобы обеспечить нефтяную и газовую промышленность, - сказал он. - Также мы хотим поставлять пищевую продукцию: крупы, муку, подсолнечное масло. Рынок большой - 80 миллионов человек. И он очень интересен для челябинских компаний.

Таким образом, Южный Урал является не только заинтересованным в евразийской интеграции регионом, но и активным ее подвижником.
VK31226318