Общественная палата Челябинской области: надежда умирает последней?

Общественная палата Челябинской области: надежда умирает последней?

Грядущие поправки в Конституцию России, чаемые уже 22 апреля сего года, вызвали к жизни многие бурления не только во властных, но и в общественных структурах. И заодно заставили наиболее пытливую часть электората задаваться вопросом о глубинных смыслах этой деятельности. Могучим потоком человеческой любознательности в первую голову были омыты Общественные палаты городов и весей, призванные вкупе с Заксобраниями регионов организовывать обсуждение изменений, подготовленных для главного закона страны.

Не в силах противиться общенародному тренду, попробуем и мы оценить полезность и влиятельность Общественной палаты Челябинской области, насчитывающей 14 лет с момента создания. Нельзя не упомянуть, что первые десять лет своего существования Палата не могла похвастаться большим авторитетом среди населения и, что еще более значимо, средств массовой информации. Не в последнюю очередь это было связано с личностью первого председателя Общественной палаты Челябинской области Вячеслава Скворцова. Злые языки, среди которых, к прискорбию, было немало журналистских, наперебой делились впечатлениями о способности экс-председателя произносить пространные речи на манер Фиделя Кастро, как по долгу службы, так и в ответ на любой вопрос. К сожалению, эти речи от выступлений лидера кубинской революции отличала одна важная особенность — ни одна фраза в них не была логически связана с предыдущей. Таким образом, закончив беседу с главным региональным общественником, мало кто из местных журналистов мог связно пересказать ее содержание, даже обращаясь к диктофонной либо иной записи. Злоязыкие инсайдеры отмечают, что большинство репортеров научились преодолевать неприятность, беззаботно наполняя интервью отсебятиной с необходимым патриотично-государственным оттенком, тем более, что претензий со стороны зрителей, читателей и самого председателя ОП никогда не поступало.

Если признать таковые слухи за правду, стоит отметить, что подобный маневр весьма способствует бесперебойной работе средств массовой информации. Однако при его использовании, с прошествием времени уже никто не сможет сказать определенно, какой части успехов в общественной деятельности Палата при руководстве Вячеслава Скворцова реально добилась, а какую часть ей приписали труженики пера, осатаневшие от бесед с ее лидером, но очень ответственно и щепетильно относящиеся к рекламно-информационным контрактам.

8а.jpg

Олег Дубровин — ставленник бывшего вице-губернатора Руслана Гаттарова

Как бы то ни было, в сентябре 2016 года Вячеслав Скворцов внезапно покинул свой пост, уйдя в отставку досрочно. А председателем Палаты был избран кандидат юридических наук Олег Дубровин, доцент кафедры «Конституционное и административное право» ЮУрГУ. Поскольку основная часть гражданского общества Южного Урала трудами Скворцова относилась к своим общественным представителям весьма индифферентно, сами представители также не особенно возмутились тем фактом, что их новый руководитель — не просто креатура новых областных властей, но и давний помощник вице-губернатора Руслана Гаттарова еще в бытность его членом Совета Федерации. Некоторое недовольное бурление вызвала было необходимость отдать членство в палате нескольким сподвижникам другого близкого соратника Гаттарова — депутата Госдумы Владимира Бурматова. Но и этот неприятный инцидент быстро миновал.

В марте 2018 года южноуральские власти, депутаты и инициативная общественность провели новый отбор в Палату, сократив срок полномочия ее членов до трех лет. Дубровин был переизбран председателем ОП, а в июне, несмотря на исключительно юридический и преподавательский бекграунд, весьма кстати был назначен гендиректором правительственного медиахолдинга Челябинской области — АО «Областное телевидение». Это снова не произвело массовых протестов, хотя попытка привлечь внимание надзорного ведомства к данному факту у некоего неназываемого в СМИ заявителя все же была. Однако прокуратура, проверив назначение, не нашла нарушений законности в таком совмещении, и председатель ОП также воцарился и в кресле главного медиаменеджера области, покинув его лишь с пришествием Алексея Текслера. Отметим, что итоги его годичного управления сразу несколькими СМИ причастные к ним люди не всегда характеризовали в уважительных выражениях, регулярно упоминая известный каламбур Тэффи про «Дуб ровен».

Под руководством Олега Дубровина Палата продолжает деятельность по сей день, предполагая обновление своего состава лишь в 2021 году. Поскольку эта деятельность пока еще легко вспоминается и структурируется, нам предоставилась возможность сделать некоторые предположения о полезности данной общественной структуры для жителей Челябинской области как таковой.

Напомним, что суть всех Общественных палат страны — в произведении их членами общественных экспертиз всех значимых для народа решений власти. А поскольку ни одно из решений какой бы то ни было власти не может быть незначительным для подпавших под нее граждан, задача Общественных палат принимать экспертные заключения по наиболее актуальным вопросам. Максимально показательным в этом смысле стали широкие обсуждения во всех ОП России нашумевшей пенсионной реформы, которая была принята в крайне сжатые сроки. Несмотря на массовые заверения членов ОП о невозможности «протащить проект» без «общенародной дискуссии», срок выхода россиян на пенсию резко отодвинулся. Хотя дискуссии, кое-где переходящие в митинги, безусловно, прошли везде и абсолютно однозначно стали общенародными, они совершенно не помешали реформированию.

Если же спуститься с федерального на региональный и даже муниципальный уровень, станет еще более очевидным, что организация общественных экспертиз в Палатах теряет всяческий смысл, когда сами Палаты возглавляют креатуры местных властей, а большинство их членов представляют собой посланников тех или иных бизнес-кругов, что легко проследить, немного погуглив. Безусловно, это понимают и сами общественники, стараясь организовывать дискуссии и круглые столы относительно вопросов, не очень кардинально касающихся социального и экономического развития регионов.

8б.jpg

В необходимости ОП много сомнений

Что до общественных инициатив, то наглядной иллюстрацией к ним выступает цитата самого Олега Дубровина из интервью изданию «Урал-пресс-информ», наглядно показывающее уровень гражданской инициативности. Интересно, что абзац-лидер заметки начинается очень оптимистично «Все чаще на площадке Общественной палаты Челябинской области создаются структуры, инициированные рядовыми гражданами». Частота создания структур, инициированных гражданами, действительно, достойна удивления.

«В 2017-м году на площадке Общественной палаты появилась рабочая группа по решению проблем безнадзорных животных. А в 2019-м новая — по вопросу организации любительского и спортивного рыболовства», — сообщил прессе Дубровин.

Не менее важен и метод подсчета рейтинга, в котором ОП Челябинской области заняла четвертое место среди всех регионов России. Как сообщается на сайте Палаты, «рейтинг самых активных региональных палат составлялся московскими специалистами на основе мониторинга сайта https://www.oprf.ru/. В расчет принималось количество размещенных информационных материалов о работе региональной ОП. Так, в 2019 году на федеральном ресурсе было опубликовано 76 материалов о деятельности членов и экспертов Общественной палаты Челябинской области, что и обеспечило региону четвертое место». Отмечается, что «качественный скачок в федеральном рейтинге Общественная палата Челябинской области сделала в 2017 году. На сайте ОПРФ тогда было опубликовано 94 публикации о ее работе. С тех пор региональная ОП ежегодно подтверждает свое четвертое место. При этом до 2017г. ей не удавалось подняться выше 18-го места, а количество материалов едва достигало отметки 20».

Отметим, что бодание специально обученных сотрудников Палат по количеству размещения своих текстовых материалов на федеральном интернет-ресурсе, конечно, очень показательно. Однако оно говорит, скорее, об умении вовремя и без ошибок оформлять информационные поводы, чем о реальном влиянии структуры на жизнь региона.

Подытоживая вышесказанное, отметим лишь, что до 2021 года изменений в деятельность Общественной палаты именно Челябинской области вряд ли стоит ожидать. Помимо самого Дубровина, среди 57 членов Палаты до сих пор находятся посланники некоторого числа уважаемых южноуральских граждан, авторитет которых. хотя и поблек при губернаторстве Алексея Текслера, но не утрачен окончательно. Да и действия самого Текслера по недавнему делегированию в Палату уже лично своей креатуры - своего соратника по работе в Норильске и Красноярске, опытного «джиарщика» Олега Гербера, закономерно ставшего новым гендиректором АО «Областное телевидение» — назойливо наводят на мысль, что региональной ОП дают время привыкнуть к будущему новому председателю. Есть ли шанс у будущих общественных экспертиз и дискуссий в ОП Челябинской области как-то выйти из формата «разговоры в пользу бедных» — вопрос открытый.

Автор: Игорь Колкин

Фото: ura.news, mega-u.ru

VK31226318