Новобранцев заморозили
Военных обвиняют в халатности и создании ненадлежащих бытовых условий.
Российская армия продолжает шокировать страну: несмотря на модернизацию и реорганизацию, она остается необустроенной обителью для имевших несчастье в нее попасть.
Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа провела проверку в Чебаркульском гарнизоне, чтобы установить причину роста заболеваемости среди военнослужащих. По уточненным данным, в Челябинском военном госпитале с диагнозом «пневмония» находятся 63 военнослужащих частей гарнизона. Напомним, один мальчик умер: 20-летний солдат-срочник Костя Цыбук скончался ночью 16 января в реанимационном отделении медицинской роты, дислоцированной в городе Чебаркуль-12. В мирное время жизнь солдата, признанного призывной комиссией здоровым, отобрала «молниеносная форма менингита». С таким фактом не может смириться супруга Кости. Молодая вдова, оставшаяся с 10-месячной дочкой на руках, уверена, что в смерти мужа виновата не столько болезнь, сколько безразличие «отцов-командиров», допустивших ненормальные бытовые условия в части.
А вот и свежие новости - проведены первые проверки, виновные понесут наказание.
Как сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ, «отдельные воинские должностные лица гарнизона недобросовестно исполнили свои обязанности по обеспечению сохранности жизни и здоровья подчиненных военнослужащих.
В частности, в декабре 2010 года и январе текущего года при возникновении очага инфекционных заболеваний не проводились необходимые противоэпидемиологические мероприятия, связанные, в том числе, с изоляцией заболевших, оказанием им своевременной медицинской помощи и профилактикой простуды среди личного состава.
Число заболевших пневмонией в частях гарнизона превысило шесть десятков. Сейчас больные военнослужащие находятся в Челябинском военном госпитале.
Также установлено, что 15 января дежурный по войсковой части 86727 старший лейтенант Игорь Гуров, узнав, что у рядового Константина Цыбука ухудшилось состояние здоровья и сильно повысилась температура, не доложил об этом командиру части и не предпринял мер по оказанию квалифицированной медицинской помощи солдату. В результате в специализированное медицинское учреждение Цыбука доставили несвоевременно и на следующий день он скончался.
По материалам прокурорской проверки по факту смерти рядового Цыбука в отношении Гурова возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность).
В целях предупреждения подобных ситуаций военной прокуратурой в адрес командования Центрального военного округа внесено представление, ряду должностных лиц гарнизона объявлены предостережения. Кроме того, возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия)».
По заверению военных, сегодня в армии созданы надлежащие условия для предотвращения вспышек таких заболеваний, как пневмония и грипп: проводится вакцинация личного состава, каждое утро солдаты проходят медосмотр, есть санинструктор, действуют внештабные изоляторы. Также подчеркивается, что в армии нет проблем с теплой одеждой и медикаментами. Общество cкептически воспринимает эту информацию: неужели исправили положение в одночасье?
Итак, выявлена истинная причина хвори новобранцев, обозначены «крайние». По «округлым» формулировкам («некоторые должностные лица»), трудно судить - станут ли главными обвиняемыми нерасторопный старлей Гуров, «отец-командир», либо в зону серьезной ответственности попадает и более высокое руководство гарнизона или даже округа. Вопрос принципиальный, поскольку именно от них зависит, будут созданы в частях «человеческие условия» или все останется как есть.
На данном этапе вторым вопросом, во всяком случае, для воинской части № 86727 остается проблема с котельной - основным источником теплоснабжения, в том числе казармы.
Пресловутый объект на упомянут в заключении проверяющих, поэтому не совсем ясно, входит ли в планы военных его «лечение». Между тем, именно такое решение помогло бы в дальнейшем исключить проблемы со здоровьем в солдатской и офицерской среде.
Напомним, что командир части Игорь Цвинтарный не дал прямого ответа на вопрос, правда ли, что взорвался котел, котельная выгорела и температура в казармах упала почти до нуля градусов. Он не допустил корреспондента внутрь теплового пункта (как и в казарму), но в общих чертах обозначил нерадостную картину: здание старое, строилось по принципу «как могли», в капитальной починке нуждается и «начинка» котельной, включая трубы, остро не хватает добросовестных и грамотных кочегаров.
Известно, что около девяти лет назад здесь проводился капитальный ремонт, но не сообщается, в чем он состоял, как это улучшило работу тепловой точки. Судя по громкому простудному ЧП, можно предположить, что никак.
Корреспонденту удалось побеседовать с бывшим командиром этой части Владимиром Недорезановым, уволившимся по выслуге лет. Сегодня Владимир Васильевич известный в Чебаркуле общественник, возглавляет комитет ветеранов гарнизона «Защитник Отечества», является заместителем председателя организации «За достойную и безопасную жизнь» и охотно делится воспоминаниями и своими соображениями.
- Я был командиром части в 1989-1994 годах, проблема с котельной уже тогда существовала. Об этом мы не раз ставили командование округа в известность, в том числе заместителей командующего по боевой подготовке, по тылу. Предлагали угольную котельную перевести на газ. Это дало бы такие преимущества, как более регулярное и надежное тепло, экономия средств за счет отмены поездок за углем в Мисяш, трат на ГСМ и транспорт. Вновь нанятые операторы были бы ответственнее и квалифицированнее полупьяных кочегаров.
Были также постоянные проблемы и с электроснабжением - к старым опорам тянулись старые линии, которые не выдерживали сильных ветров, в итоге обесточивалось оборудование котельной. Начиналась беготня, поиск ремонтников, на это могло уйти до 40 минут. Электродвигатели не могли крутить насосы для подачи воды в отопительные котлы, значит, за это время температура существенно падала. Случаи простуд были и тогда, но не массовые и без летальных исходов.
Перевести котельную на газ можно было еще в те годы: в семи километрах от части расположен газифицированный населенный пункт Шахматово. Оттуда можно было проложить газопровод до Барановки и воинской части. Подсчитали возможные расходы, получилось что проект тянет на 21 миллион рублей. Таких средств ни у кого не нашлось. Гораздо дешевле обошлась бы реконструкция котельной, но это ничего бы в корне не поменяло. Мы были вынуждены пользоваться тем, что есть, и сами занимались ремонтом, котлы чинили летом, обкладывали их огнеупортным кирпичом.
Сегодня ходят слухи о взрыве котла и остановке котельной, из-за чего, как предполагается, солдатики и заморозились. Учитывая дряхлое состояние объекта, не исключаю такого сценария. Труба над котельной дымит, но это говорит только о том, что внутри что-то работает. Если задействован лишь один котел, можно представить, какую температуру он выдает - в таком случае даже электрообогреватели не очень помогут.
Подведу итог так: на иные нужды деньги находятся, на эти - нет. Так в армии было всегда: когда офицеры в округе ходили в унтах и меховых сапогах, я ходил в самодельной обуви. Они ставили себе противоклещевые прививки, нам нет. Где тонко, там и рвется - меня укусил клещ, пришлось в санчасть ходить на уколы. Примерно то же самое произошло сейчас, и подобную развязку можно было ожидать. К сожалению, заместитель командующего округа по боевой подготовке в этой части редкий гость, а ведь именно он ее курирует. К чему приводит такое невнимание, все уже видели. Мы, общественники, намерены написать командующему округа обращение.
…Еще одну проблему, напрямую связанную с военными, невозможно обойти стороной. В Барановке три жилых дома (около 35 квартир) отапливаются котельной воинской части - не повезло. Как рассказал Владимир Недорезанов, дома не простые: поначалу в них проживали офицеры, прапорщики воинской части, сегодня - военные пенсионеры. Хуже всех обитателям двух панельных домов: зимой в квартирах температура нередко опускается до +10 градусов, баллонным газом не погреешься, канализационные стоки собираются в цистерну вместимостью 80 тонн, которая стоит тут же за домом. Бесхозность данного населения также свидетельствует об отношении военных к людям, в том числе отдавшим годы службе в армии.