С начала года на Южном Урале обнаружено пять несанкционированных врезок в нефтепроводы
Все знают детскую считалочку-загадку про А и Б, которые «сидели на трубе». О ее невеселом финале (одна буква упала, другая пропала) невольно вспоминается, когда листаешь материалы уголовных дел, связанных совсем с другой трубой. Трубой магистральных топливопроводов.
Ночкой темною…
Сторож одного из сельхозпредприятий Чебаркульского района Андрей ЮДИН (имя и фамилия по этическим соображениям изменены) у своего начальства был на хорошем счету. По крайней мере, это следует из представленных в суд характеристик. Относительно безоблачной была и его личная жизнь: жена, двое детей, свое хозяйство... Однако наступило время, когда 50-летнего сторожа потянуло на приключения. Парадокс заключается в том, что человек, чья профессия состоит в том, чтобы охранять имущество от воровских посягательств, сам решился на кражу.
Наш сюжет развивался по классическим канонам детективного жанра. В одну из темных октябрьских ночей 2009 года к лесному массиву, примыкающему к автотрассе Уфа-Челябинск, свернул грузовик ЗИЛ без опознавательных знаков. Некие люди с фонариками сначала обследовали местность, затем шлангом соединили емкость в кузове машины с торчащим из-под земли патрубком. Несколько часов ожидания - и грузовик с потушенными фарами трогается в обратный путь. И вот тут, как будто из-под земли, перед ним вырастают фигуры, требующие прекратить движение. Авто не сбавляет хода, звучат окрики, потом выстрелы, завязывается погоня, потасовка...
Читатель, видимо, уже догадался, что фигуры, преградившие путь безномерному ЗИЛу, были полицейскими. В течение нескольких недель оперативники УВД Миасса терпеливо выслеживали группу жуликов, промышлявших кражей топлива из проложенного под землей топливопровода «Уфа-Петропавловск». Объем проделанной преступниками работы впечатлял: на глубине более метра к телу трубы был приварен патрубок с вентилем, от которого тянулся шланг длиной в несколько сотен метров. Причем шланг был тщательно замаскирован и углублен в почву на 35 сантиметров. На суде Юдин (в ходе ночной погони задержать удалось лишь его) старательно принижал свою роль в воровской схеме. Мол, он всего лишь откликнулся на просьбу знакомого помочь перевезти груз. Но суд счел вину нечистого на руку сторожа вполне доказанной и за кражу полутонны солярки отмерил ему вполне реальный срок - два года лишения свободы.
«Амбар» на случай ЧП
- К сожалению, так происходит далеко не всегда, - говорит ведущий специалист отдела безопасности ОАО «Уралтранснефтепродукт» Анатолий КУЛЬДЮШОВ. - Нередко организаторы и участники таких преступлений отделываются условными сроками.
На служебном уазике мы приближаемся к береговой кромке озера Синеглазово. Свежеразрытый грунт еще не успел подернуться весенней травкой, в воздухе стоит ощутимый запах дизтоплива. Это последствия ликвидации очередной криминальной врезки в нефтепродуктопровод. Ее искали довольно долго. Чтобы найти «левый» вентиль, рабочие «Уралтранснефтепродукта» перелопатили не один кубометр земли. И все-таки нашли! Зарытый в грунт воровской шланг вился 2,5 километра, он проходил по дачному участку, нырял под железную дорогу. Жутко представить, что могло произойти, случись прорыв этой «присоски». Одна искра от проходящего состава - и заполыхал бы поезд. А хлещущее из разрыва топливо прямиком потекло бы в озеро. Чтобы предотвратить возможные экологические эксцессы, предприятие идет на колоссальные затраты: у берега возводятся боны и заградительные дамбы (их тут называют «амбарами»), закупаются специальные абсорбирующие реагенты. По большому счету, эти деньги надо бы брать с бензиновых воров, потенциальных виновников подобных ЧП, но...
Анатолий обменивается приветственными жестами с экипажем встречного внедорожника. Это наряд по охране магистральной трубы, которая уже более полувека перекачивает по челябинской земле сотни тысяч тонн солярки и бензина из Сибири на Урал и обратно. Мне показалось, что она защищена не хуже государственной границы: вооруженные патрули, наблюдение с вышек, организация ночных засад-секретов... И это приносит свои плоды. В последние годы удалось добиться существенного снижения преступной активности в так называемых проблемных регионах. Так, в Челябинской области число криминальных врезок в прошлом году по сравнению с 2009-м упало в 1,9 раза, в Курганской - более чем вдвое.
- Странно, что Челябинская область относится к «проблемным», - наивно рассуждаю я. - Все-таки мы побогаче, чем Казахстан, куда тоже тянется ваша топливная труба.
- Нет, в Казахстане врезок немного, - разъясняет Анатолий Кульдюшов. - Там знают, что за кражу чужой собственности обязательно полагается срок. И не какой-то там условный, а реальный, в тюрьме.
Нелегал - сообщник вора
На какие только ухищрения не идут преступники. Не чураются они и технических ноу-хау - устанавливают на месте внедрения в трубу замаскированные камеры видеонаблюдения. Но это помогает лишь до поры до времени. С начала года на южноуральском участке топливной магистрали обнаружено и ликвидировано пять несанкционированных врезок. Цифра, несопоставимая с количеством преступных посягательств, регистрировавшихся в 90-е, когда, по воспоминаниям начальника отдела безопасности «Уралтранснефтепродукта» Ивана ЧИРСКИХ, с нефтетрубы «кормилось» почти все окрестное население. Не сразу, но порядок навести удалось. Кто-то, убедившись в бдительности охранников, сам отошел от незаконного бизнеса, а наиболее упертые отправились куда полагается. За решетку.
За примерами ходить далеко не надо. С сентября 2009-го по апрель прошлого года в Златоусте, а также в Красноармейском и Чебаркульском районах предотвращена деятельность сразу нескольких криминальных группировок, специализировавшихся на хищении нефтепродуктов. Но самый громкий процесс состоялся в соседней Курганской области. Там на скамье подсудимых оказались четыре человека, обвиняемых в реализации 150 тонн краденого топлива. Сроки они получили нешуточные: двое отправились в колонию на пять лет, еще двоим Фемида «выписала» условные сроки - пять лет и четыре года. Златоустовским же «врезчикам» в ходе суда предъявлен иск о возмещении ущерба на сумму более восьми миллионов рублей.
Иван Чирских убежден, что борьба с бензиновыми «пиратами» будет намного эффективнее, если перекрыть воришкам каналы сбыта. Через нелегальные автозаправки, которыми, как корабль ракушками, обросли основные трассы Южного Урала, легко реализуются любые нефтепродукты сомнительного происхождения. А ведь подобные АЗС не только не приносят дохода в карман региона, они наносят непоправимый урон природе, пропитывая соляркой и маслом земли сельхозназначения.
Сейчас ОАО «Уралтранснефтепродукт» готовит обращение в органы прокуратуры с целью разрешения данной проблемы. А еще предприятие обращается за помощью к местным жителям. Понятно, что подготовка к врезке в подземную трубу не может остаться незамеченной для граждан, проживающих в районе залегания магистрали. Поэтому руководство «Уралтранснефтепродукта» обратилось к нам и ко всем неравнодушным людям с просьбой: при обнаружении несанкционированных врезок в нефтепродуктопровод сообщать о них по телефонам 280-05-52 (работает круглосуточно) или 280-08-31 (в рабочее время). В случае подтверждения информации предприятие гарантирует денежное вознаграждение.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве