Как уберечь ребенка от несчастного случая?

Как уберечь ребенка от несчастного случая?

Всю Челябинскую область потрясла гибель трехлетней девочки, утонувшей в незакрытом люком колодце. Но почему малышка одна оказалась во дворе? Спустя неделю СМИ сообщили о новой трагедии: годовалый ребенок подавился куском колбасы, которым его угостила мать.

Еще у одного погибшего младенца экспертиза обнаружила в крови алкоголь. Двухлетний мальчик выпал из окна через москитную сетку. Дети гибнут на глазах собственных родителей или по их вине. Почему это происходит? Ребенок перестал быть ценностью? Чего следует опасаться при воспитании малыша? Об этом мы беседуем с главным педиатром Челябинска Натальей РИСКИНОЙ.

- За последние годы случилась просто какая-то катастрофа: количество травм, несчастных случаев у детей выросла в два с половиной раза. Только за прошлый год прирост составил 13 процентов, это на 2500 травм больше, чем в 2009 году. Причем на первое место вышли травмы, полученные в быту и на улице.

Мы сталкиваемся с неудовольствием родителей, которые обращаются в специализированное детское городское ортопедо-травматологическое отделение МУЗ ГП № 1 на проспекте Ленина, 38. Они жалуются на очереди, на то, как трудно получить помощь. Но по нормативам на детское население (202 875 детей) положено 15 врачебных ставок ортопедов-травматологов, и раньше их вполне хватало. Сегодня же травматологи работают круглосуточно и буквально захлебываются от потока обращений. За сутки приходится оказывать помощь 60 детям вместо 30. Недосматривать за детьми становится правилом, причем это касается и малышей первого года жизни. В самом любознательном возрасте, когда ребенок познает мир, вообще нельзя оставлять его одного. Из-за недосмотра бывают очень страшные случаи: ребенок погибает в собачьей пасти, тащит на себя кипящий чайник, хватает электропровод, глотает мелкие предметы.

- Наталья Владиславовна, вы 20 лет возглавляете детскую службу, откуда, на ваш взгляд, такая родительская безалаберность? Молодая семья чаще живет одна, больше пьет?

- Есть, к сожалению, и это. Но главное - безответственность молодых мамочек. Многие из них детей рожают неосознанно, когда еще не сформирована родительская доминанта, сопровождающаяся высокой степенью ответственности за своих детей, готовностью посвятить все время суток подрастающим малышам. Молодые родители еще не догуляли, жаждут всяческих развлечений, чересчур заняты собой, у них даже не проснулся биологический инстинкт сохранения жизни и здоровья своих детей. Детям не прививают навыки проживания в мегаполисе, в котором много интересного, но и много опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Мы нередко наблюдаем, как родители с колясками, детьми бегут на красный сигнал светофора, переходят улицу не там, где положено. У нас в городе были ужасные случаи, когда мама оставалась в живых, а коляска попадала под колеса автомобиля, погибали полноценные, здоровые дети. Как пережить такую трагедию?

- Не могут ли участковые врачи помочь родителям в воспитании их чад?

- Мы многое делаем для этого. В нашей службе работают 1500 врачей всех специальностей, 251 участковая бригада - врач и медсестра. Свободных вакансий в поликлиниках и на участках практически нет. Во всех поликлиниках есть кабинеты здорового ребенка, где можно получить любую консультацию профессионала. Однако сегодня возникла новая проблема: молодые мамы лечат своего ребенка с помощью Интернета, подчас даже не обращаясь к врачу. Только ленивый сейчас не умеет снизить температуру. И родители, не зная ни разовой, ни суточной максимальной дозировки, противопоказаний, дают ребенку жаропонижающие и другие препараты. Передозировка этих средств может привести к тому, что температура останавливается на 39,5 и больше не падает. Это отравление препаратами, угрожающее жизни ребенка. Вывести его из этого состояния непросто. Я уж не говорю о ситуациях, когда снижать температуру вообще не следует. Но оценивать все это, определить опасность для ребенка может только врач.

Другая проблема - антибиотики. Их тоже назначают самостоятельно или прекращают прием через два-три дня, как только малышу стало лучше. Когда случается серьезная беда, ребенок попадает в больницу в тяжелом состоянии, выясняется, что он уже перенес несколько заболеваний подряд и попробовал различные антибиотики. В результате флора к ним уже нечувствительна. Мы вынуждены использовать для маленького пациента антибиотик резерва. А это страшно, ведь следующая встреча с микроорганизмом для этого больного может стать последней. Вот к чему приводят доступность лекарств и самолечение, не надо рисковать здоровьем и жизнью детей.

- Наталья Владиславовна, какие болезни сегодня лидируют?

- Среди хронических заболеваний первое место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Часто продукты, которые используют в питании детей, представляют угрозу здоровью. Мы постоянно проверяем питание в школах - в столовых больше всего выбрасываются каши и супы. «Никогда их не ели и есть не хотим!»- слышим мы от детей. Что же вы дома едите, начинаем выяснять. И обнаруживаем - «Доширак»!

Конечно, легче всего залить лапшу кипятком и дать ребенку на завтрак. Но такое быстрое, несбалансированное питание - колоссальная угроза желудку. Быстрые углеводы только утоляют чувство голода, не принося организму ничего полезного.

Семья не приучает детей к здоровому питанию. Они не едят ни тушеную капусту, ни салат из свежей капусты, не притрагиваются к моркови и свекле.

- Но, может, эти блюда просто плохо приготовлены?

- Только что мы проверили питание в детских оздоровительных учреждениях Челябинска и остались очень довольны: повара просто чудеса творят. Но необыкновенной красоты и вкусноты запеканку 70 процентов детей в одной из школ выбросили: «Не ем такое!» Дома их не приучили к творогу, молочным продуктам. Такое дефицитное питание без кальция приводит к тому, что у детей подолгу не срастаются переломы, в 11-12 лет наблюдаются ранние сколиозы, остеохондрозы. Вот что такое отсутствие культуры еды. Я уж не говорю о том, что всему остальному дети предпочитают самые «вредные» продукты - газировку и чипсы.

Если не привита привычка к здоровому питанию, мы видим, как легко дети пробуют пиво, другие запретные вещи, как легко делают первый шаг в никуда. Воспитывать ребенка необходимо не нотациями, а личным примером и любовью. Погладить, поцеловать на ночь, спеть колыбельную, рассказать сказку, расспросить о прожитом дне. А утром нет ничего лучше приготовленного мамиными руками завтрака.

- Но ведь подростки не выносят такого отношения к себе.

- Это всего лишь поза. Родители не учат их разрешать конфликты не только силой. Все отношения со сверстниками выясняются на кулаках: травмируют глаза, ломают нос, безобидные шалости приводят к тяжелым последствиям, причем не только физическим. Подросток, не победивший в драке, может замкнуться, уйти в депрессию, затем - социальная дезадаптация и искалеченная судьба.

- А долгожданных, выстраданных детей родители могут уберечь от всех этих травм?

- Это, как правило, вариант гиперопеки, когда ребенка оберегают от всего. Он не видит жизни, его лишают инициативы. Что ж в этом хорошего?

Уже десяток лет на первом месте острые респираторные заболевания, они составляют от 60 до 70 процентов всех детских болезней. Два десятилетия назад этот показатель был самым низким. В чем причина? Родители не дают вовремя и правильно формироваться иммунитету. Защитные иммуноглобулины вырабатываются во время физических нагрузок, для этого дети должны ходить на лыжах, кататься на санках и коньках зимой, бегать, плавать, играть в футбол летом. Другой способ - закаливание ребенка, но не разовое, не от случая к случаю, а в системе. Родительская доля, она тяжелая, это каждодневный труд. Доля влияния медицинских технологий на здоровье ребенка не превышает 15 процентов, все остальное зависит от семьи.

VK31226318