17-летний ученик восьмого класса Златоуста Алексей Сабинин покончил жизнь самоубийством

17-летний ученик восьмого класса Златоуста Алексей Сабинин покончил жизнь самоубийством

Он вышел во двор частного дома и повесился на шарфе. В кармане куртки подросток оставил записку, в которой объяснил: мол, простите, надоело все, хочу к маме. Алексей Сабинин и его сестра, которой исполнилось 12 лет, жили с отцом и мачехой. Их мать умерла около трех лет назад.

В точке невозврата

Едва справляясь с рыданиями, отец Алексея Владимир рассказывает: днем 25 января сын сказал, что идет убрать за собакой, которая обитала на привязи во дворе. В это время глава семейства помогал дочери делать уроки. Минут через пять он вышел во двор и остолбенел, увидев своего ребенка висящим на перекладине в петле, сделанной из шарфика младшей сестренки. Владимир сразу же приподнял сына, но вынуть из удавки не смог, поэтому позвал на помощь гражданскую жену и дочь.

Девочка по его просьбе вынесла нож, которым и перерезали шарф. Мужчина положил сына и начал нажимать на грудь и вдувать воздух через рот. Как ему показалось, сердце парня забилось, пульс прощупывался, но дыхания не было. После этого отец перенес подростка в дом и вызвал «скорую помощь», объяснив, что случилось с молодым человеком. В ожидании врачей щупал пульс, прикладывался к груди сына, делал массаж и искусственное дыхание. Ему казалось, что сердце билось.

Медики прибыли через 17 минут после звонка. Родственники ожидали, что примчится реанимационный автомобиль со всем необходимым оборудованием.

- Но приехала обычная «скорая», - говорит Владимир. - Врачи достали аптечку и резиновую подушку с трубкой и маской, как для наркоза (мешок Амбу. - Авт.) Делали этой подушкой искусственное дыхание, но сын так и не задышал. Массаж проводили. Поставили три укола, один за другим. Сердце билось. Я ведь проверял. Почему же мне сына не вернули? Будь у врачей нормальное оборудование, он был бы жив.

- На момент прибытия бригады «скорой помощи» у подростка были все признаки ранней биологической смерти - отсутствие дыхания, артериального давления, расширенные зрачки, бледность кожных покровов, падение температуры тела, - пояснил главный врач станции скорой медицинской помощи Сергей Шаламов. - Врачи провели пробные реанимационные мероприятия: искусственную вентиляцию легких, введение ангиотонических и кардиотонических препаратов, непрямой массаж сердца. Но они не дали желаемого эффекта.

Судя по всему, с момента асфиксии прошел большой промежуток времени. Родственники не смогли уточнить, сколько провисел в петле подросток. Если бы бригаду вызвали вовремя, в момент клинической смерти, была бы возможность восстановить жизненные функции.

Клиническая смерть - состояние, которое может быть обратимым в течение пяти-шести минут, затем наступает гибель головного мозга, то есть биологическая смерть.

- Родственники подростка рассчитывали, что прибудет реанимобиль. Была ли возможность вернуть подростка к жизни при помощи специального оборудования?

- К сожалению, реанимобиль, который имеется в Златоусте, не полностью оснащен кадрами: работает только один врач, а в другое время обслуживается фельдшерами. Но в случае биологической смерти можно сколько угодно запускать сердце, к жизни человека уже не вернуть.

На почве токсикомании?

Примерно за две недели до повешения Алексей уже пытался покончить с собой, порезав вены. Но в травматологическом пункте, куда отец привез подростка на машине, кровотечение удалось остановить. Владимир Сабинин не скрывает: возможно, первая попытка суицида связана с пристрастием сына к токсическим веществам.

Несколько месяцев назад отец заметил, что от Алексея попахивает то бензином, то лаком. Заподозрив сына в токсикомании, он запретил ему вдыхать ядовитые пары. Но подросток перешел на непахучие галлюциногены, это было видно по расширившимся зрачкам. Тогда отец поставил Алексея на учет в наркологическое отделение, где токсикоман прошел 10-дневный курс реабилитации. По словам главы семьи, в последнее время сын уверял его, что перестал нюхать всякую гадость, был в хорошем настроении.

Накануне трагедии у Алексея был день рождения. Отметил его вне дома с приятелями, получив из рук отца 100 рублей «на веселье». На что потратил их сын? Вполне возможно, на тюбик клея, чтоб «днюха» не казалась такой грустной. Будь живой мама, она, конечно, испекла бы праздничный пирог и позвала гостей.

Мог в рабочие пойти

Поскольку живу неподалеку, Алеша был мне знаком. Впервые увидела его почти семь лет назад вскоре после переезда в Златоуст. Шла по улице и наткнулась на двух барахтающихся в апрельской слякоти ребятишек. Один был крепенький, крупный, примерно 10 лет от роду. Всем весом он навалился на маленького хрупкого мальчонку лет пяти на вид и почем зря дубасил того кулаками. Силы явно были не равны. Растащив драчунов и сделав внушение, я поспешила дальше. Как потом выяснилось, мальчишки были ровесниками. Однако Алеша в свои 10 лет выглядел лет на пять младше. К 17 годам он заметно подрос, но выглядел лет на 13.

Судя по комплекции, у невысокого худощавого парнишки было не так много сил, но он постоянно занимался физическим трудом. Учась в вечерней школе, в которую перешел в шестом классе, днем работал по дому: копал, рубил, возил.

Прошлым летом вместе с отцом разобрал обгоревшую пристройку к каменному дому, помог поставить ее заново. За несколько дней до своего рокового поступка рубил дрова для соседнего магазина, зарабатывая на жизнь. Тогда он встретился мне с тяжелым колуном в руках. Я поинтересовалась, для чего инструмент. Получив ответ, похвалила парнишку. В таком духе я высказывалась всякий раз, когда видела Алешу за работой, как правило, тяжелой. Думала: на верном пути человек.

Несколько лет назад из-за мелких правонарушений Алексей попал в поле зрения инспекторов по делам несовершеннолетних, но после испытательного срока был снят с учета. Правда, в декабре прошлого года снова оступился: отнял мобильник, получил условный срок. Учился, по правде говоря, неблестяще, но привычка к труду и терпение вполне могли сделать из него неплохого рабочего. Отец полагал, что сын пойдет по его стопам и выучится на сварщика или станет шофером.

Последняя капля

Что же подтолкнуло к суициду не идеального, но трудолюбивого парня? Скорее всего, это останется тайной за семью печатями. Как правило, в подобных случаях поводом служит какая-то последняя капля, сиюминутная слабость. Возможно, это была обида или очередной срыв токсикомана. В нужный для себя момент парнишка не нашел человека, который смог бы облегчить ему душевную ношу, помог зацепиться за жизнь и выкарабкаться. Наверное, таким понимающим собеседником была его покойная мать. Отца он воспринимал как контролера, перед которым надо было держать отчет. А плакаться ему в жилетку - это как-то не по-мужски.

Со сверстниками Алексей мог обсуждать свое состояние лишь в полушутливой, нарочито циничной форме. Рассказывают, что в последнее время он просил своих приятелей показать, как вяжут узел на удавке. Все отказались помогать ему в этой страшной затее, но воспрепятствовать задуманному не смогли. Не смог и отец.

…Накануне трагедии, пробегая мимо по своим делам, я мельком видела Алешу. Он волок в горку на тачке тяжелую 40-литровую флягу с водой. Обычно паренек здоровался первым и поддерживал разговор. Но на этот раз, встретившись со мной глазами, промолчал. У него был жутко измученный, отрешенный взгляд.

Принадлежа к числу «шапочных» знакомых, которые спрашивают, как дела, и, не дождавшись ответа, спешат удалиться, я ничем не смогла бы помочь этому отчаявшемуся парнишке. Понимаю это, но ловлю себя на мысли: остановиться бы тогда, перекинуться с человеком несколькими общими фразами. А вдруг удалось бы запустить зависший маятник?

VK31226318