Число мошенничеств с использованием сотовой связи растет
Жулики находят все более изощренные способы обманывать южноуральцев. Защитить от них себя, родственников и друзей помогут 15 простых правил.
Вал мошенничества
Жулик позвонил челябинцу Олегу Львову днем. Он представился сотрудником федерального экстренного штаба и объявил, что все деньги на зарплатной карточке заблокированы из-за технического сбоя. Чтобы разблокировать карту, нужно немедленно пойти к банкомату и четко выполнить все инструкции, которые продиктует «сотрудник». На вопрос, почему Олег не может напрямую обратиться в банк, позвонивший ответил, что в подобной ситуации оказалось еще несколько миллионов человек по всей России, ее решением поручено заниматься специальному межбанковскому штабу. И если О. Львов самостоятельно позвонит в свой банк, то разблокировку его «пластика» поставят в многокилометровую очередь. Когда Олег на все это заметил: «Обманом пахнет», представитель экстренного межбанковского штаба покрыл его отборной бранью и положил трубку.
По данным компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), жертвами мобильных мошенников в России стало более 10 миллионов активных пользователей сотовой связи. Это и неудивительно, ведь все операторы отмечают, что жулики действуют практически с первых дней работы радиосети.
Жульнические технологии начинались с «выигрышей» от имени известных радиостанций, выуживания паролей от карт оплаты сотовой связи (раньше платили не через терминалы). В первом случае людям предлагали открыть платный счет, на который должны перечислить выигрыш. Во втором - ушлым абонентам, интересовавшимся, как сгенерировать пароль от карты оплаты, предлагалось выслать телефонному «хакеру» пароль от приобретенной в киоске самой дешевой карточки. Эту информацию «хакер» якобы должен был ввести в специальную компьютерную программу. Взамен он обещал выслать сгенерированный пароль «на в два раза большую сумму». Естественно, что никому ничего не присылали.
В «МегаФоне» полагают, что количество случаев мошенничества с использованием сотового телефона значительно выросло в конце 2009 года. В «ВымпелКоме» считают, что это произошло примерно на год раньше. Главным локомотивом новой волны мобильного мошенничества стали компьютерные вирусы семейства Trojan.Winlock. Они блокировали операционную систему Windows пораженного компьютера, далее для разблокировки требовали от пользователя отправить платное SMS на короткий номер. Но даже после оплаты компьютер оставался неработоспособным.
В 2010 году жулики стали массово давить на жалость своих потенциальных жертв. Человеку звонили, представлялись родственником, который попал в ДТП, СИЗО, или просто тяжелобольным и просили материальной помощи. Деньги требовалось передать псевдосотрудникам ГИБДД, псевдо-следователям и псевдоврачам…
В 2011 году количество мошеннических случаев выросло еще сильнее. И, как отмечают в «МегаФоне», тенденции к его снижению сегодня не видно.
- Конечно, абоненты стали менее доверчивы и более скептичны, это факт, и уже реже попадаются на крючок: все сценарии использованы и всем знакомы. Короткие номера, странные розыгрыши призов и лотереи - все это теперь вызывает сомнение получателя и желание провести проверку перед тем, как принять участие, - комментирует руководитель пресс-службы Челябинского филиала ОАО «Ростелеком» Вера Касаткина. - Но под ударом по-прежнему остается самая незащищенная часть населения - дети и пожилые люди.
Одна из самых современных технологий мобильных жуликов - рассылка вирусов, которые запускаются непосредственно с сотовых телефонов. Для недорогих моделей они чаще всего безвредны. Как правило, такой вид мошенничества связан с получением абонентами SMS-спама с таким текстом: «Poluchen MMS-podarok ot Katya dlya abonenta +7903ХХХХХХХ. Posmotret: http://.ru/.jar». При нажатии на ссылку на телефон скачивается вредоносное Java-приложение, способное отсылать одно или несколько SMS-сообщений и таким образом опустошать баланс мобильного счета жертвы. Поэтому, приобретая дорогущий телефон своим детям или родителям, стоит провести с ними обстоятельный инструктаж.
Лучший антивирус
Для борьбы с мобильными жуликами четыре мобильных оператора - Ростелеком, МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» - совместно разработали правила безопасной связи. Самое главное из них предписывает абоненту доверять только той информации, которая поступила из справочной службы оператора. Ее номер нужно внести в список контактов своего телефона. Звонок туда чаще всего бесплатный и дает возможность проверить любую сомнительную весть.
«Избранное» правило гласит: «Включите официальный сайт своего оператора, раздел «Избранное» интернет-браузера, которым пользуетесь. Если на этом сайте вы не нашли подтверждения неожиданным призам и розыгрышам, значит, вас пытаются разыграть мошенники.
«Деньги любят счет». Регулярно проверяйте баланс своего счета. Чем внимательнее следите за ним, тем в большей безопасности ваши мобильные финансы.
Правило реализма. Помните: даже если вы отправили сообщение по «подсказанному» номеру, никто не сможет дать информацию о местонахождении интересующего вас абонента, никто не разблокирует компьютер в случае поражения вирусом и так далее. В этот момент просто не дайте себя обмануть, а потом сами решите проблему.
«Антизомби». Никогда не выполняйте действий под диктовку неизвестного человека, как бы правдоподобно он ни описывал ситуацию. Никуда не звоните и не отправляйте SMS, даже если вас просят об этом очень приятным голосом. Один звонок в справочную оператора сразу же разрешит все сомнения.
Правило «Своя рука - владыка». Никогда не отдавайте свою sim-карту в руки незнакомца. Помните, что клонирование sim-карт на современном оборудовании занимает лишь несколько минут. Клон sim-карты может принести вам убыток на многие тысячи рублей, а по закону именно вы как держатель карты будете обязаны возместить потери.
Проверяйте стоимость звонка или сообщения, если предлагаемая услуга или сервис заинтересовали. Реальная цена услуги иногда может превышать указанную в рекламе в несколько раз.
Правило «Сами перезвонят». Никогда не перезванивайте на незнакомые номера. Если это был тот, кому вы действительно нужны, то он наберет вас сам. Всегда имейте в виду: неосторожный ответный звонок может стоить нескольких сотен рублей.
Если вы где-то оставили свой контакт и теперь вас раздражают ненужные сообщения, позвоните в справочную службу оператора, а не тем, кто вас беспокоит спамом.
Не стесняйтесь связаться с радиостанцией или телекомпанией, приз от которой вам пообещал незнакомец. Этот звонок в любом случае не разочарует вас: если даже не получите приз, сохраните свои деньги.
Правило «Цените общение с близкими». Сразу же звоните родным и друзьям, если вдруг кто-то незнакомый по телефону сказал, что дорогие для вас люди попали в неприятную ситуацию. Скорее всего, первые слова близких сразу же избавят от ненужных тревог и переживаний.
Не теряйте голову, когда на ваш телефон вдруг приходит предложение о выгодной работе. Перезвонив или отправив ответное SMS, вы можете просто потерять деньги. Человек всегда сам ищет работу, а не наоборот.
Правило бережного отношения к деньгам. Пользуясь «Мобильным переводом», перечисляйте деньги только на известные номера; перед отправкой внимательно проверяйте введенные данные.
Блокируйте телефон по звонку в справочную службу, если вдруг вы его потеряли или он был похищен. Не позволяйте преступникам общаться за ваш счет.
Правило полезного знания. Знайте уникальный код (IMEI) своего телефона. В случае кражи или потери вы найдете аппарат, если с него хоть один раз позвонят. IMEI определяется вызовом на номер #06#.
Кроме перечисленных универсальных предписаний «МегаФон» советует своим абонентам посещать познавательный портал защиты от мошенников. Подобный сервис работает и у «Билайна», автоответчик 068044.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве