Кто ответит за утечку химической жидкости?

Кто ответит за утечку химической жидкости?

В Зареченском поселке Златоуста на территории воинской части, расформированной в 2009 году, 29 мая произошла утечка неизвестной маслянистой жидкости бурого цвета (предположительно вещества для дегазации химического оружия). Часть ее попала в Каменку - приток реки Ай. Городские власти отчитались перед населением о ликвидации последствий ЧП. Но «химия» вычищена не полностью.

Потекло из колодца

Канализационный колодец перед воротами частного двухэтажного дома № 104 по ул. Красной - составляющая сливной системы, принадлежавшей некогда воинской части. Им пользуются некоторые усадьбы. Видимо, из-за засора содержимое труб не уходит на очистные сооружения, а через дыру в канализационном колодце вытекает прямо у ворот названного дома, стекая потом прямиком в речку Каменку. Как сообщил «Челябинскому рабочему» главный инженер ООО «Златоустовский водоканал» Игорь Тащилин, пропускная способность «военного» коллектора достаточна для того, чтобы принимать стоки из нескольких частных домов. Но канализация не выдержала форс-мажора.

29 мая из худого канализационного колодца напротив дома № 104 потекла на поверхность бурая маслянистая жидкость, распространявшая стойкий запах краски, олифы или другого растворителя. Речка Каменка во всю свою ширину (два-три метра) окрасилась в ядовито-рыжий цвет. В огороде дома № 104 и соседнего с ним повяли (а затем засохли) кусты сирени и смородины. На земле валялось множество мертвых дождевых червей. Надышавшиеся химикатами люди мучились сильной головной болью, головокружением, у них начались проблемы с желудком.

Как сквозь пальцы

Как позже выяснилось, вредоносную жидкость слили в коллектор на территории бывшей воинской части. Первыми попытались устранить последствия ЧП городские службы. Примерно через час после обнаружения утечки один из канализационных колодцев, расположенный ниже того, в который сбросили жидкость, завалили отсыпкой. К утру следующего дня основная масса попавших в реку химикатов унеслась вниз по течению, вода стала почти прозрачной и лишь на берегах остались маслянистые разводы. Но бурая жижа стояла в засоренной канализации, продолжая сочиться из дыры напротив дома № 104. Едкими испарениями дышали люди.

Лишь через шесть дней после ЧП в Зареченский поселок прибыли военные из Чебаркуля. Им помогали местные коммунальщики.

- Сначала они хотели откачать жидкость спецмашиной, но это оказалось малоэффективным: вещество оставалось на поверхности воды, - рассказал зять одной из жительниц дома № 104 Владимир Юрин. - Потом решили вычерпывать ведрами. Все перед домом залили «химией», поэтому сняли верхний слой почвы и засыпали щебенкой. Солдаты углубили ливневую канаву, сделали запруду перед впадением в реку. Но нам эта зараза под носом не нужна, и мы ее спустили.

Что за жижа?

Жителей волнует вопрос: что за вещество разлили в Зареченском поселке Златоуста? Не наступит ли серьезных последствий для здоровья людей, которые надышались испарений? Тем более, что маслянистая жидкость до сих пор стоит в колодцах и стекает в реку Каменку, из которой люди берут воду для полива огородов.

Владимир Юрин отодвинул крышку канализационного колодца и зачерпнул из него консервной банкой бурую зловонную жижу, пахнущую химией. В нескольких канализационных колодцах на территории бывшей воинской части, куда сейчас можно свободно пройти, плескалась та же маслянистая жидкость. И только колодец, куда слили вещество 29 мая, был пуст.

- Нам никто не разъяснил, можно ли употреблять овощи с нашего огорода, не отравлены ли они, - возмущена жительница дома № 104 Ираида Кабанова.

Официальные представители называют вещество, попавшее в канализацию и реку, то нефтепродуктами, то ГСМ, то составом для дегазации отравляющих веществ (воинская часть была «химической»).

По поручению администрации Златоустовского городского округа взятые в реке и системе канализации пробы разлитого вещества были исследованы в местном филиале ведомственной лаборатории. Выяснилось, что вещество не является радиоактивным и не содержит дихлорэтана (вредного растворителя). Но анализ на химическое оружие (монометаноламин) не был сделан из-за отсутствия оборудования и аккредитации на данные анализы. За этим надо обращаться в Федеральное медико-биологическое агентство.

- Но анализ на гексахлорбензол, который является компонентом жидкостей для дегазации, не делает ни одна лаборатория, нам отказало даже федеральное агентство, - пояснил начальник управления экологии и природопользования администрации Златоустовского городского округа Сергей Ермашов.

Как сказано в экспертном заключении, содержание ГСМ в воде ниже по течению Каменки превысило предельно допустимую норму более чем в 200 раз (66,5 миллиграмма против 0,3 на кубический дециметр). Но и выше по ручью их тоже было в два с половиной раза больше. Возможно, вкопанная в землю цистерна проржавела (по крайней мере, она таковой выглядит) и ее содержимое попадало через почву в реку.

- Лет десять назад я полоскала белье в этой речке, - вспоминает Ираида Кабанова. - Подходит ко мне офицер и говорит: «Женщина, никогда не полощите здесь белье. Нас ведь не зря называют «химиками».

Кто и сколько?

По данным заместителя руководителя следственного отдела по Златоусту Александра Лапкова, личности виновников экологического ЧП не установлены. Выяснилось, что на территорию воинской части, охраняемую танковой бригадой Чебаркульского гарнизона, проникли посторонние лица, положившие глаз на металлическую цистерну, заполненную неизвестной жидкостью. Когда они с помощью спецавтомобиля начали сливать содержимое емкости в коллектор, жидкость потекла в речку и на частные подворья. Неизвестные, видимо, испугались последствий. Остатки жидкости они направили в бетонированную гаражную яму, откуда вещество было позже откачано.

Полицейские проверили городские ассенизаторские машины, но среди них не оказалось автомобиля с белой кабиной и оранжевой бочкой, который был замечен на месте ЧП. Поскольку разлив жидкости случился на территории воинской части, материалы дела направлены в следственный отдел Чебаркульского гарнизона.

Я побывала на месте ЧП. Опорожненная цистерна вмещает порядка 30 тонн. Как рассказывают местные жители, в котловане рядом с ней раньше стояли еще четыре точно такие же (следы от них остались). Но они были одна за другой погружены на панелевозы и увезены людьми в форме.

Сколько вылили из 30-тонной цистерны, неясно. По официальным данным, было утилизировано около шести тонн. Но немало утекло по реке, часть пропитала место засора. Разлита жидкость и по воинской части. На асфальтовой дороге остался извилистый след от текущей из машины жидкости. Он ведет к гаражам. Забетонированная яма пуста, но на потолке копоть: кто-то додумался поджечь жидкость и она заполыхала.

Кто ответит и заплатит?

Кстати, засорение коллектора оказалось наименьшим злом. Попади это вещество на очистные сооружения, в отстойниках наверняка бы погибли колонии аэробных бактерий, перерабатывающие органические отходы со всего города. Засоренный коллектор арендует у города Златоустовский водоканал. По данным главного инженера этой организации Игоря Тащилина, контракт о прочистке засоренного коллектора между местной администрацией и водоканалом находится в стадии подписания.

Неизвестно, сколько на это потребуется средств, ведь надо еще дочистить «химию». Компенсацией мог бы послужить штраф, который виновник должен выплатить местной администрации. Чтобы определить его размер, предстоит выяснить вред, нанесенный почве и воде. Но экологи пока не обладают полной информацией: все материалы дела находятся у военных. Они и должны установить виновных.

Решением городской комиссии по ЧС военные должны документально подтвердить факт утилизации вывезенных отходов. Местная прокуратура направила запрос коллегам из воинской части, но ответа пока нет.

VK31226318