Восемь часов в Крымске

Восемь часов в Крымске

На Черноморском побережье Краснодарского края снят режим чрезвычайной ситуации. Крымск, больше всего пострадавший от сильнейшего наводнения, продолжает восстанавливаться. Восемь часов провели в этом городе фотокорреспондент «Челябинского рабочего» Константин Шевчик и председатель регионального благотворительного фонда «Теплый дом» Михаил Щапов, сопровождавшие фуру с гуманитарной помощью от южноуральцев.

Поездка в Краснодарский край стала серьезным испытанием для челябинцев. Семь суток за рулем, решение множества проблем, и, конечно, масса впечатлений, которыми они делятся сегодня с читателями.

- Акцию по сбору вещей, продуктов и медикаментов для Крымска инициировал губернатор Челябинской области Михаил Юревич, - рассказывает Михаил. – «Теплому дому» уже 10 лет, и у нас были подобные проекты. Собирали гуманитарную помощь и довозили ее до адресата в Южную Осетию, в Ханты-Мансийский округ жителям поселка Самбург. Когда произошла трагедия в Крымске, я попросил поддержку у администрации области в организации сбора вещей. Мне предложили присоединиться к уже стартовавшей акции. И мы внесли в нее свой маленький вклад: при содействии МВД и ЧелГУ нашли волонтеров, наладили для них питание на площади Революции, организовали вывоз в Крымск помощи, предоставленной жителями Челябинска. Партнеры безвозмездно предоставили транспорт. Нашей задачей было – проследить, чтобы помощь дошла до адресата. И мы ее выполнили.

Сейчас пострадавшие наводят порядок в домах, очищают свои жилища. Вещи, переданные челябинцами, им пока даже класть некуда. Мы оставили часть груза на складе и договорились со своими друзьями в Крымске: как только жители наведут порядок, одежда им будет роздана.

- Когда мы только приехали и выгрузили часть вещей возле церкви, ребята первым делом нам сообщили, что в доме напротив живет мужчина, который вчера давал интервью Владимиру Путину, - вспоминает Константин Шевчик. - Я его нашел, попросил разрешение сфотографировать. Евгений Ключев очищал двор от мусора. Долго не мучил, неудобно было отвлекать от дела. Он сказал, что в эфире прозвучала лишь малая часть разговора с Путиным. Кстати, когда мы возвращались домой, по радио услышали, что Президент порекомендовал включить Евгения в состав комитета… Не расслышал, правда, какого.

Люди в Крымске очень доброжелательно настроены, искренне благодарят за помощь. Когда видят в руках фотоаппарат, начинают обращаться с мелкими проблемами: «Я тут в очереди мучаюсь с утра», «Ой, мне бы кровать». «Чем же мне пол теперь застилать?» Будут, говорю, вам, бабушки, и кровати, и доски для пола. Мы действительно видели машины, которые везли в город кровати и доски. А еще видел, как бабулька копается в привезенных вещах и пристает к начальнику штаба: «Что-то тут все ношенное… Мне бы новое что-нибудь…» «Бабушка, берите, что есть, - последовал ответ. - Новое - в магазине». На самом деле много нового постельного белья и вещей поступило из разных регионов.

Возле каждого разрушенного стихией дома сидит солдат - охраняют от мародеров. Даже мне, журналисту, не позволили зайти во двор.

Мы посмотрели, откуда пошла волна. Газовую трубу она, как спичку скинула, но труба не порвалась, покорежилась только. Газа в городе нет. Зато есть душ. В лагерях стоят импровизированные кабинки: каркас из брусьев, непрозрачный полиэтилен, сверху бак литров на 300-500. Жаркое солнце воду нагревает. В принципе, в частных домах там у всех такие установки. Музыки в городе не слышно. Вообще никакой, даже из автомобилей не доносится. И у нас в машине магнитола была выключена. Хотя никто не просил об этом. Просто не до музыки.

Константин Шевчик заходил в дома, разговаривал с людьми. Не щадя обуви, пробрался к речке, которая смыла часть города. Не речка даже, ручеек безобидный. Трудно представить, что он принес такие разрушения. Есть опасение, что под илом и песком до сих пор могут быть трупы. Пять человек пропали без вести, в том числе ребенок. Говорят, животных погибло много.

Местные жители сдержаны, собраны. Женщина, которой дали вещи, поделилась своей историей. Ее дом оказался в зоне затопления. Когда вода спала, пришлось в качестве кровати использовать входную дверь, снятую с петель. Проем закрыли бумагой. Муж сердечник. Когда случился приступ, вызвали скорую. Медики приехали и попросили включить свет. Но электричество обещают дать только через неделю. У электрощитков – бригада из Краснодара, тянут новые кабели. Из-за отсутствия двери в доме очень много комаров, люди покусанные ходят. Челябинцы привезли репелленты, но, к сожалению, мало.

Очень много приезжих из разных уголков страны и даже из-за рубежа, готовых оказывать всевозможную помощь. У казахстанцев, к примеру, лагерь очень ухоженный. Вместе с волонтерами приехали полицейские и медики. Добровольные помощники чистят дома. Вереница КАМАЗов с мусором постоянно движется в сторону свалки. Практически в каждом квартале работает выездная бригада медиков, прибывших из разных городов. Любой человек может обратиться за помощью. В мегафон объявляют: «Подходите за бесплатными прививками». В зоне бедствия идет вакцинация против дифтерии и столбняка. Раздаются препараты от кишечной палочки.

На полевой кухне просто говоришь: «Дайте поесть». При каждом штабе и лагере организованы пункты питания. На первое - борщ, на второе - гречневая каша с тушенкой и компот. Вполне прилично. Особенно если учесть, что жара на улице и особо есть не хочется. От жажды никто не страдает. Бутылку воды можно попросить в любом пункте. Возле магазинов и штабов МЧС стопками лежат вещи – подходите, берите, если надо. Много беременных и женщин с маленькими детьми. Востребовано детское питание и памперсы.

Челябинцы встретили мальчика, у которого затопило дом. Родители отправили его к бабушке пожить. После потопа он пришел домой, откопал школьные фотографии и несколько книжек. Отмоет от грязи, высушит, будет читать. Очень трогательно!

Один из новых знакомых Константина оказался нашим земляком. Когда Владимир Степаненко узнал, что фотограф из газеты, сказал: «Молодец, что приехал! Слухов много про Крымск ходит. Надо развеивать их. О том, что начинается наводнение, нас оповестили…».

До 1979 года Владимир Григорьевич работал кузнецом на Челябинском металлургическом заводе, жил на «северке», был читателем «Челябинского рабочего». Потом переехал в Крымск, работал на консервном комбинате кузнецом, сейчас на пенсии.

Когда челябинцы уже возвращались домой, в СМИ появилась информация о том, что волонтеров якобы выдворяют из города. 15 июля, начиная с обеда, в Крымск постоянно шли колонны военных машин с солдатами и спецтехникой. Может, поэтому в волонтерах перестали нуждаться? По телефону мы выяснили у земляка, какова реальная ситуация.

- Приехало много солдат, ребят из ивановского института МЧС. Расчищают улицы от мусора. Работают все очень хорошо, по 12-15 часов в день. Распределяют квартиры, людей отправляют на отдых в Геленджик, в Анапу. Путевки предлагают всем желающим пенсионерам и инвалидам. Никто волонтеров не выдворяет. Работают они на износ. Вечером помылись – и спать. Трудятся здесь все сообща. Мы со многими волонтерами подружились. В первые дни после наводнения пункты выдачи гуманитарной помощи работали круглосуточно. Сейчас помощь выдают по записи, регистрируют, записывают адрес.

- Вы оказались в гуще событий. Говорят, геройски себя проявили во время наводнения…

- Да ну как я себя проявил? Плавал всю ночь – и все. Не спас никого - не пришлось. По просьбе одной женщины машину спас. А вот казаки у нас поднялись быстро и многих людей спасли. Обвязывались веревками, ныряли, оказывали первую помощь.

К слову, Константину Шевчику тоже довелось оказать первую медицинскую помощь. Молодая баптистка повредила руку. Кровь текла сильно. Рану обработали перекисью водорода, йодом. «Я вас никогда не забуду!..» – воскликнула, прощаясь, девушка, впечатленная заботой нашего фотокора.

- Константин, как думаешь: у нас дружная страна? – спросила у коллеги, прежде чем отпустить его домой отсыпаться.

- Да, в Крымске я ощутил уверенность в завтрашнем дне. Случись что – из любой точки России приедут и безвозмездно окажут помощь.

- Государство все возможное сделало?

- Мне трудно судить о возможностях государства. Но работа в Крымске организована четко, всесторонняя помощь оказывается. Люди спокойны, жизнь входит в обычное русло. Да, удивительная у нас страна!

С Константином трудно не согласиться. У нас действительно страна удивительная. В очереди или в общественном транспорте готовы в рукопашную друг на друга пойти по пустяковому поводу. Но если вдруг БЕДА – спешим на помощь, не задумываясь, отдавая порой последнее. Загадочная русская душа, что тут скажешь. Может быть, научит она нас когда-нибудь дружить без беды, просто так?

P.S. «Теплый дом» благодарит координатора сбора помощи, заместителя начальника главного управления по молодежной политике Алексея Алейникова, транспортную компанию «География», предоставившую фуру, 131-й специальный моторизованный полк МВД России (войсковая часть 7438), 23-й отряд специального назначения, «Пиццу Миа» и «Уральские пельмени», кормивших волонтеров, радио «Континенталь», чемпиона России по боксу Михаила Насырова, приютившего у себя дома челябинцев, сопровождавших груз, а также другие организации и людей, не оставшихся равнодушными к трагедии Крымска.

Подробный фоторепортаж с места событий

шкаф по размерам Голицыно .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


ремонт бытовых приборов в Екатеринбурге
VK31226318