Усть-Катавский вагоностроительный завод замешан в скандале с Роскосмосом
По заказу Волжского конструкторского бюро (ВКБ) ракетно-космической корпорации «Энергия» южноуральское предприятие выпустило под своей маркой агрегаты, некачественные компоненты для которых производили в гаражных боксах самарские кулибины.
Следственными органами СК РФ по Самарской области по материалам УФСБ России по Самарской области возбуждено уголовное дело в отношении заместителя главного конструктора ВКБ Михаила Фирстова. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В 2008 году Волжское конструкторское бюро получило госзаказ на изготовление оборудования для ракетно-космических комплексов: двух блоков холодной продувки для армейских устройств и агрегата заливки терморегулирования и вакуумирования, необходимых для модернизации ракеты «РН-СОЮЗ».
- Для изготавливаемой нами модернизированной ракеты потребовалось разработать новый кондиционер, - поделился с mr.ru подробностями президент РКК «Энергия» Вячеслав Филин. - ВКБ разработало документацию и заключило договор с Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Все шло, как полагается, по закону. Однако в этой установке есть элементы, которые сам Усть-Катавский завод не производит. Тогда разработчик, ответственный за выполнение заказа, отвечает: «Мы вам поставим эти элементы сами». И заказывает их левой фирме.
Как следует из материалов Генпрокуратуры, в октябре 2009 года подозреваемый инициировал образование ООО «Энком», учредителем которого выступил его родственник, а главным технологом стал сын конструктора. Затем Фирстов убедил генерального директора ВКБ заключить с фирмой договор на изготовление некоторых комплектующих и перечислить на расчетный счет общества более 14 миллионов рублей. Общество с ограниченной ответственностью, не имеющее лицензии, нелегально производило комплектующие в трех арендованных в Самаре гаражных боксах.
Затем Фирстов организовал переправку агрегатов на Усть-Катавский вагоностроительный завод. Предприятие испытало их и выпустило под собственной маркой. В дальнейшем испытания в Москве и Байконуре провалились. Возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
Руководство Усть-Катавского вагоностроительного завода не чувствует за собой никакой вины.
- Мы-то здесь при чем? - удивляется генеральный директор Павел Абрамов в беседе с нашим корреспондентом. - Получили заказ, согласовали комплектацию, провели испытания узлов и агрегатов, оформили формуляры и отправили заказчику. Подчеркиваю: на наших испытаниях продукция показала себя хорошо. Кто сказал, что агрегаты не работают? Лично мне никаких претензий на качество не поступало.
У прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Самарской области Владимира Миронова, с которым мы тоже связались по телефону, другое мнение:
- Вина вагоностроительного завода в том, что они пошли на поводу у «Энкома»: заключили договор на испытания и, вместо того чтобы провести их в полном объеме (а это серьезная процедура из более чем десяти операций), оформили документы, что изделия произведены на заводе. Делать этого они не имели права ни под каким предлогом. По сути, все было отдано на откуп ВКБ. Завод ожидает как минимум дисциплинарная ответственность. Дальнейшее расследование покажет, в какой степени имелся сговор с «Энкомом».
Сейчас проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств происшествия.
Справка
Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова - градообразующее предприятие оборонного значения. Выпускает трамвайные вагоны, газорегулирующее оборудование, трубопроводную арматуру, насосы, товары народного потребления, а также выполняет оборонные заказы, в частности производит ракетные системы и маневровые космические двигатели.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве