Бунтом заключенных в Челябинской области заинтересовался Президент

Бунтом заключенных в Челябинской области заинтересовался Президент

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина в канун Международного дня защиты прав человека (он отмечается 10 декабря) принял Президент РФ Владимир Путин. Тема их разговора - коренное реформирование пенитенциарной системы России. Повод - прозвучавшее на всю страну «восстание» зеков шестой колонии под Копейском.

Напомним: в знак протеста против нечеловеческого обращения и поборов со стороны сотрудников ГУФСИН (служба исполнения наказания) осужденные фактически захватили власть в учреждении. Пресс-служба Кремля детали разговора Владимира Путина с главным омбудсменом страны не раскрывает, но сообщает, что глава государства «на фоне всплеска серьезных проявлений в местах лишения свободы» согласился, что подобная реформа назрела.

Добавим от себя: она давно перезрела! Чуть больше четырех лет прошло с момента убийства в колонии № 1 четырех заключенных. Кстати, случилось это тоже под Копейском. После чего за решетку были отправлены рядовые исполнители злодеяния, экс-главу челябинского управления ГУФСИН генерала Жидкова осудили условно. Но никаких выводов, судя по последним событиям, сделано не было.

Никаких сдвигов не случилось и после визита Владимира Лукина в злополучную колонию № 1, он побывал здесь в апреле этого года. Тогда Лукин заявил, что у Челябинской области две главные проблемы - экологическая и пенитенциарная. Но уже с первых минут уполномоченному дали понять, что к его приезду администрация относится как к пустой формальности.

- Я приехал слушать, а меня заставляют говорить, - с горькой иронией комментировал тогда Владимир Петрович. - Я приехал общаться, а меня посадили в президиум, как члена ЦК.

Но пообщаться омбудсмену все же удалось. В его портфеле лежали многочисленные жалобы зеков на всевозможные притеснения, на пресс-конференции серьезные факты приводили правозащитники. В частности, Валерия Приходкина указывала на почти полное отсутствие в колониях нормальной медицинской помощи. И приводила статистику: в ставшей нынче «знаменитой» колонии № 6 зарегистрировано пять смертей заключенных, но когда правозащитники попросили их истории болезни, то администрация ИК отказала, сославшись на «врачебную тайну». В тот день Владимиру Лукину рассказывали о пытках (избиение и помещение в холодный штрафной изолятор), о систематических унижениях (грубый анальный осмотр), о мизерной зарплате работающих зеков, об условно-досрочном освобождении, которое можно оформить за энную сумму… Но настоящей бомбой стало выступление матери одного из осужденных. Не испугавшись присутствия гуфсиновского начальства, она поведала, что администрация под предлогом «гуманитарной помощи» регулярно вымогает у заключенных деньги. Женщина рассказала о репрессиях к тем, кто не смог найти требуемую сумму, и о привилегиях «шерстяных» (состоятельных сидельцев). Одного из «отказников», по ее словам, просто убили.

Поскольку все происходило в присутствии журналистов, не реагировать «силовики» не могли. Прокурор области Александр Войтович заявил: «Будем звонить во все колокола!» И пообещал даже подключить ФСБ. Но прошло чуть более полгода и под Копейском встала на дыбы целая зона, возмущенная запредельными вымогательствами людей в погонах ГУФСИН, до которых так и не дошли проверяющие из ФСБ и прокуратуры. А ведь в прокуратуре есть целая структура, занимающаяся исключительно местами лишения свободы.

Что, «силовики» по обыкновению ждали, пока жареный петух клюнет? И он напомнил о себе. Где ждать появления этой птицы в следующий раз?

VK31226318