Велосипеды в Челябинске крадут все чаще

Велосипеды в Челябинске крадут все чаще

Распрощавшийся с двумя велосипедами, наш корреспондент дает советы, как не стать жертвой велоугона.

Так получилось, что за июнь у меня украли два велосипеда. Первый - в заморском городе Хайдельберге, что в западной Германии. Я поехал туда подучить немецкий язык и, чтобы не тратиться на общественный транспорт (почти три евро за поездку в один конец), купил себе велик поплоше - за 80 евро. Это была старая развалюха, тяжелая и неповоротливая, но в Германии все ездят на таких. При тамошнем мягком климате, ровном рельефе и обилии велодорожек это несложно.

Так вот, я приобрел этого пенсионера велопрома, чтобы не разориться на трамваях, а через неделю его угнали. Не стоило, наверное, оставлять железного коня на велостоянке, привязанного лишь хлипкой цепочкой. Вор без труда сломал ее, и мне все-таки пришлось пересесть на трамвай.

Вторая потеря ждала меня уже в Челябинске. Здесь я катаюсь (точнее, катался) на достаточно дорогом велосипеде Stark Tactic - 13 500 рублей в магазине. Понятное дело, старался не оставлять его на улице без присмотра, однако это не всегда было возможно. 25 июня я ехал с работы домой, по пути решил завернуть в магазин «Проспект», что в ТРК «Урал». Рядом со входом в здание, на перекрестке улиц Воровского и Сони Кривой, есть велопарковка. Место людное, к тому же висит камера наружного наблюдения. Эти два фактора усыпили мою бдительность. Пристегнув велосипед к железной стойке металлическим тросом, я отправился в магазин. Когда через десять минут снова вышел на улицу, ни велика, ни цепи уже не было.

Сразу же пошел к администратору магазина и вызвал полицию. Когда приехал наряд ППСП, мы с полицейским пошли в комнату охраны, он посмотрел запись с камеры. Похититель оказался молодым, лет 18-20 от роду, среднего роста, одетым в черные штаны или джинсы, закатанные до колен. Белая майка, кепка. Более точного портрета камера наблюдения, увы, не дала.

Я провел в полицейском участке несколько часов - общался сначала с одним оперативником, потом с другим, потом ездил на место преступления и писал заявление о краже. Ушел домой в половине двенадцатого вечера. Вся эта суета имела, конечно, чисто символическое значение. Найти пропавший велосипед в миллионном городе можно только чудом.

Спустя неделю после кражи мне позвонил угонщик. Представился Артуром и предложил вернуть украденный велосипед - за пять тысяч рублей. Мой телефон, как нетрудно догадаться, вор узнал из объявления Вконтакте, которое перепостили на свои страницы 86 человек. Платить выкуп я отказался. Не то чтобы жалко пяти тысяч, а просто неохота идти на поводу у воров.

Магазин «Проспект» и ТРК «Урал» всякую ответственность с себя сняли сразу. Сотрудник магазина подвел меня к велостоянке у входа и ткнул пальцем в небольшую табличку. Надпись гласила, что за сохранность оставленных велосипедов администрация ответственности не несет». Очень предусмотрительно, но зачем тогда вообще делать на улице велостоянку?

Когда мой велосипед воровали, охрана торгового комплекса этого не заметила. Никто не выбежал на улицу и не попытался задержать вора. А вот когда я с новым велосипедом и фотоаппаратом пришел к «Уралу» делать снимок для этой статьи, охранники среагировали быстро. Не прошло и минуты, как у меня за спиной возникли два сотрудника ЧОПа и попросили перестать снимать. Мы разговорились, и я узнал, что с этой стоянки воруют велосипеды очень часто.

- Один раз даже велик за триста тысяч рублей украли, - сказал один из охранников, - не понимаю, как хозяин решился его тут оставить.

Следователь в полиции поведал мне, в Челябинске велосипеды крадут часто. Летом случаются дни, когда в городе пропадает по 10-15 двухколесных машин. По статистике, предоставленной городским управлением МВД, за два летних месяца этого года у челябинцев украли более пятидесяти велосипедов. Большую часть постигла примерно та же участь, что мой «Старк» - их стащили на улице.

Шесть велосипедов пропали в итоге грабежа (никто из владельцев, к счастью, не погиб). Воры предпочитают велосипеды дорогих марок: Wheeler, Specialized, Mongoose и так далее. Впрочем, плохо лежащие советские «Аисты» и «Туристы» тоже отлично расходятся.

Неудивительно, что именно велотранспорт пользуется у воров таким мощным спросом. Велосипед, как и мобильный телефон, несложно украсть, а вернуть практически невозможно. Сотрудники полиции делают все, что могут: составляют ориентировки на пропавшие «колеса», выборочно останавливают велосипедистов на улице и проверяют номер рамы. Но вернуть пропажу эти меры помогают лишь в одном случае из ста. Вывод - надо постараться сделать так, чтобы велосипед не украли.

Как спасти велосипед от кражи

Самый популярный способ - замок-трос. Такой трос стоит от 150 до 2000 рублей, бывает разной длины и продается в любом веломагазине. Из-за этого у многих складывается мнение, что с помощью троса они надежно защитят своего алюминиевого коня от кражи. Как я убедился (причем дважды), это не так. На лекции по обслуживанию велосипеда, которая прошла в Челябинске 18 апреля, координаторы проекта «ВелоФан» рассказали, что перерезать велотрос можно за 5-10 секунд без особого труда. Даже если обмотать велик тремя тросами, вор разделается с ними не более чем за 30 секунд. Если дорожите своим велосипедом, даже не думайте покупать велотрос.

Второй вариант - U-образная скоба из закаленной стали. Эту штуку уже не перекусишь обычными столярными кусачками, нужен тяжелый и заметный инструмент. Вряд ли вор рискнет ходить с таким по улице. Минус скобы в том, что не везде можно найти место, чтобы пристегнуть ею велосипед. В больших городах Европы, где на каждом шагу велостоянки, это не проблема, а в Челябинске придется тщательно выбирать парковочное место. Стоит U-образный замок от 700 до 4000 рублей, к тому же он весит сравнительно много. Зато надежно.

Третий вариант, сочетающий в себе простоту велотроса и надежность скобы, - цепь из закаленной стали с замком. Ее практически невозможно вскрыть подручными средствами. Вору понадобится полутораметровый болторез или гидравлические ножницы. Минусов у этого вида защиты два - сравнительно большой вес и высокая цена (до пяти тысяч рублей).

В качестве дополнительного средства защиты стоит упомянуть блокиратор колеса. Это небольшой замок, который крепится на покрышку и не дает колесу крутиться. Тактика большинства веловоров - сесть на украденный велосипед и быстро скрыться, а с блокиратором колеса сделать это будет затруднительно.

Инженеры тайваньской компании Cheng-Tsung Feng разработали любопытное устройство Pedal Lock, которое представляет собой обычные велосипедные педали, трансформирующиеся в блокиратор для заднего колеса. Даже умудрившись вскрыть этот замок, вор не сможет быстро уехать - педали-то он тоже сломал.

Если байк стоит дороже 70-80 тысяч рублей (да, бывают и такие, причем в любительской категории), имеет смысл задуматься о покупке SpyBike GPS Tracker. Это устройство спутникового слежения за велосипедом, которое встраивается в рулевую колонку. Кроме стандарта GPS, гаджет поддерживает сотовую связь GSM и оснащен датчиком движения. Если велосипед со включенным SpyBike GPS Tracker угоняют, на телефон владельца приходит SMS. Далее с помощью специального приложения для смартфона можно отслеживать, где находится байк в этот момент. Создатели обещают, что сигнал от велосипеда будет исходить, даже если его загонят на подземную стоянку. Купить SpyBike GPS Tracker можно за 7500 рублей.

Есть и более бюджетный вариант электронного противоугонного устройства - велосигнализация. Этот гаджет состоит из двух элементов - датчика движения и «пищалки». Если велосипед, поставленный на сигнализацию, кто-то пытается сдвинуть с места, сигнализация начинает издавать резкий и громкий звук. Если кража происходит в людном месте, вор должен испугаться и убежать.

Наиболе эффективный способ борьбы с велокражами уже давно придумали самые продвинутые велосипедисты в мире - голландцы. Их метод прост: покупай дешевый и скверный велосипед за смешные деньги. Если его украли - не придавай этому значения, а просто купи второй. Или третий.

VK31226318