На Южном Урале дважды напали на китайцев: версии и предположения
На этой неделе в Челябинской области совершено два нападения на китайских сезонных рабочих, выращивающих овощи в теплицах.
Первый инцидент произошел 29 июля в Сосновском районе около деревни Сагаусты. Четверо неизвестных в масках ворвались в жилое помещение иностранных фермеров, расположенное при въезде в тепличное хозяйство, и, расстреляв из травматического оружия двух граждан Китая 1963 и 1988 годов рождения, скрылись.
«Постреляли неслабо, особенно одного. У него около 10 ран, ухо насквозь пробито, дырка в хряще, изранены грудь и руки. Оба пострадавших проходят амбулаторное лечение у нас», - сообщил нашему корреспонденту врач общей практики Солнечной участковой больницы Сосновского района Николай Стасик.
Второе вооруженное нападение случилось возле китайских теплиц в Красноармейском районе в ночь на 31 июля. Двое обезличенных масками людей вторглись во временное жилище граждан КНР, угрожали им и наносили побои. Ограбив рабочих на сумму 200 тысяч рублей, вырученную от продажи помидоров, налетчики растворились в темноте ночи. В результате второго нападения трое китайцев получили травмы средней степени тяжести.
Прокурор области Александр Войтович взял эти происшествия на особый контроль. 1 августа прошло совещание с участием представителей регионального управления ФСБ России, ГУ МВД России по области, прокуроров Сосновского и Красноармейского районов и начальников соответствующих отделов полиции. Итогом совещания должны стать меры, направленные на предупреждение дестабилизации ситуации в регионе. Пресс-службу ГУ МВД России по области на это совещание не пригласили. Будут ли доведены до средств массовой информации принятые на нем решения, пока неизвестно.
Налеты на иностранцев стали благодатной почвой для выдвижения разнообразных версий и распространения слухов. Один инцидент - случай, два - система. И хотя никто не подтвердил, что действующие в масках лица объединены кем-то или чем-то, попробуем разобраться, что происходит.
Обыкновенный национализм
Версия первая: это обыкновенный национализv. «Слава партизанам, освобождающим землю русскую!» - в Интернете появилось много подобных комментариев. Сторонники лозунга «Россия без русских!» поддерживают преступников. Этот факт - повод для тревоги. Националисты считают, что китайцы топчут нашу землю, травят ее химикатами, опустошают реки, поливая из них свои овощи.
Китайские рабочие приезжают по квотам, почти не нарушают миграционное законодательство (есть отдельные случаи), работают непосильно для русских и кормят город-миллионник овощами. Если бы не было посредников и перекупщиков, китайские овощи победили бы другой аналогичный товар смешной ценой. При нас на китайской ферме фуру овощей грузили азербайджанцы, давно работающие в южноуральском регионе. Потом они реализуют китайские помидоры под видом азербайджанских и наварят на этом хорошую прибыль, потому что у них есть фуры и они «держат» рынок.
Другое дело, что, попадая в нашу страну по рабочим визам, энное количество китайцев остается в России и ассимилируется. Но это объективный процесс: они берут русских жен и получают гражданство РФ. Не выделять им квот? Кто тогда будет выращивать овощи? В области китайские теплицы занимают 700 гектаров. Русские фермеры, где вы?
Политическая провокация
Есть версия, что нападение на китайцев - способ разжигания национальной розни с целью дестабилизации ситуации в регионе. Это может быть на руку противникам существующей власти. Чтобы ее дискредитировать перед центром, они стремятся разыграть межнациональный конфликт.
Слабая сторона этого предположения - абсолютная миролюбивость мигрантов китайской национальности. Они тихие, спокойные и безобидные. Так охарактеризовали иностранных овощеводов и жители села Сагаусты. Китайцев не видно и не слышно, они никому не мешают, совсем не говорят по-русски, терпеливо сносят все невзгоды, пашут от зари до зари, чтобы заработать свою копейку.
В деревне практически не появляются. Раньше покупали товары в сельском магазине, теперь отовариваются где-то оптом - экономят. Конфликт предполагает столкновение сторон, а вызвать на него китайцев проблематично.
Деревенские разборки
Вряд ли эта версия имеет право на существование. Китайцы неконфликтны, а деревенские толком и не знают, что случилось на их ферме. Слышали, что стреляли, что понаехало много милиции. К китайцам они относятся дружелюбно. Если только нашлось несколько отморозков…
Заурядное ограбление
Наступил сезон продажи овощей. Китайские рабочие ежедневно реализуют тонны товара. Возможно, у них скапливается много налички. Это и привлекло любителей легкой наживы? По нашим сведениям, с «живыми» деньгами китайцы предпочитают не связываться и большую часть выручки получают через банковские карты. Однако второе нападение свидетельствует, что совсем без денег гастарбайтеры не сидят. Вариант ограбления мне кажется наиболее вероятным. В роли налетчиков - не бывалый криминал, а молодняк. На эту мысль наталкивает использование травматического оружия, но это только субъективное предположение.
Конкурентная борьба
Одни китайские фермеры «молотят» других в борьбе за рынок сбыта? Маловероятно. Можно запугать один-другой десяток рабочих, но куда деть километры теплиц и созревший в них урожай? Чтобы справиться с масштабом занимаемой площади, парой налетчиков не обойтись.
Месть за китайский огурец
Самая будоражащая умы южноуральцев тема - отравленный китайский огурец. Она муссируется не один год, мол, китайская продукция напичкана химикатами и опасна для здоровья. Но овощи все равно выращивают, их охотно покупают и еще ни один человек не умер. К тому же право выбора никто не отменял: не хаять китайский огурец, а разбить свой парник, например. Так что вряд ли «зеленые» схватились за ствол и ринулись с ним в бой.
Что бы мы ни предполагали, точки над «i» расставит только следствие. Хотелось бы услышать мнение самих мигрантов, но они молчаливы и тихи, как послушные дети. Наша речь им чужда, поэтому ответить на вопросы журналиста пострадавшие и очевидцы происшествия не смогли. На русский язык на ферме отозвались только азербайджанцы, покупающие овощи. Главный представитель китайской диаспоры в Челябинске отбыл в Харбин, и связаться с ним не удалось.
Двух пострадавших от стрельбы я встретила, в этот день они были освобождены от работы. Молодой отозвался дружелюбно и с любопытством, но общению помешал языковой барьер. Тот, что постарше, воспринял меня испуганно и настороженно, сказал по-русски, что ничего не понимает, и поспешно скрылся в зеленом чреве гигантской теплицы.
Хочется надеяться, что виновников преступлений найдут и они понесут заслуженное наказание. Закон суров, но это закон, и в цивилизованном обществе он обеспечивает равную защиту всем, независимо от цвета кожи.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве