Азбука жулья

Азбука жулья

Велики страдания и потери златоустовцев, «неудачно» обратившихся в агентство недвижимости «Азбука жилья».

Как мы уже сообщали ранее, в Златоусте приговорена к семи годам заключения риэлтор Наталья Ковалева, обвиненная в мошенничестве. Суд длился не одну неделю, поскольку требовалось допросить около тридцати потерпевших и свидетелей. Наш корреспондент присутствовал на некоторых слушаниях и сделал весьма невеселые наблюдения и выводы.

Из квартиры - на дачу

О неблаговидных делах в агентстве недвижимости «Азбука жилья», о жульничестве его руководителя Натальи Ковалевой я узнал задолго до суда. В корпункт обратилась жительница Златоуста Миларада Степанко и поведала грустную историю о том, как она с мужем лишилась крова. До этого они жили в хорошей трехкомнатной квартире. Когда с ними поселились дочь и внучка, закономерно встал вопрос о размене жилплощади. Мила обратилась к своей знакомой Наталье Ковалевой, с которой некогда работала на одном предприятии. Та пообещала решить довольно сложную задачу, поставленную семьей Степанко: найти для них две двухкомнатные квартиры взамен «трешки». Дело закрутилось, на первый взгляд, довольно успешно. На средства, вырученные от продажи исходной квартиры, риэлтор приобрела «двушку» для дочери Степанко. Одновременно подыскала двухкомнатную квартиру для Милорады и ее мужа. Ее одинокая владелица, желавшая перебраться в полуторку, согласилась до совершения сделки освободить жилплощадь, поверив обещаниям Ковалевой вскоре решить и ее проблему. Супруги Степанко, вселившись, затеяли ремонт своего будущего, как были уверены, жилья. Вложили приличные деньги.

Между тем однокомнатная квартира для хозяйки этой «двушки» так и не находилась. Как потом выяснилось, на ее приобретение у Ковалевой просто не было денег. Стоимость жилья к тому времени (2007 год) в Златоусте резко подскочила, прежний план размена был уже нереален. Вскоре чету Степанко попросили освободить незаконно занимаемую квартиру. Им удалось договориться с хозяйкой о том, чтобы какое-то время пожить на ее жилплощади как квартирантам. Когда это время истекло, супруги переехали в дачный домик за чертой города. И вот уже больше года обитают в нем. Правда, будучи под следствием и судом, Ковалева нашла и оформила на них квартиру. Только вот с ее владелицей не расплатилась. Потому предстоит гражданский суд, который, как думает Миларада, скорее всего, сочтет сделку недействительной. Выходит, немолодой паре так и доживать свой век на даче, в маленьком, плохо отапливаемом домике?

По замкнутому кругу

Подобных преступных эпизодов, инкриминированных Ковалевой, более двадцати. О них я узнал от следователя областного ОБЭП Алексея Еремина, когда пришел к нему после разговора со Степанко. В это время уже активно шло расследование многочисленных преступлений Ковалевой, которая находилась под подпиской о невыезде. Алексей Борисович считал такую меру оправданной: пострадавшие от мошеннических действий владелицы «Азбуки жилья» надеялись, что она хотя бы частично возместит им ущерб, если будет оставаться на свободе. И, действительно, Наталья Ковалева, продолжая работать, пыталась если не приобрети обещанные клиентам квартиры, то хотя бы вернуть чужие деньги.

Что касается причин столь масштабной аферы, следователь разделил их на три группы. Во-первых, само отношение подследственной к оказываемым услугам. Наталья Леонидовна оформляла договоры с клиентами так, чтобы не нести юридической ответственности за невыполнение своих обещаний. Причем, в процессе работы деньги от проданного жилья оставляла у себя, распоряжалась ими по своему усмотрению, в том числе для проведения операций по другим сделкам. Как виделось следователю, что-то тратила на себя и какие-то суммы «прокручила», используя неизвестные структуры. Другими причинами явились юридическая неграмотность одних клиентов и излишняя доверчивость других. Подписывая договоры с риэлтором, будущие жертвы ее авантюр, как правило, не вникали в содержание, верили, что называется, на слово. Причем, среди облапошенных были и люди с юридическим образованием.

Наконец, сильно пошатнули дела этого агентства быстро растущие цены на жилье. Продав квартиру по одной стоимости, уже через месяц невозможно было за те же деньги купить подобное жилье. А так как Ковалева одновременно занималась поиском вариантов для более десятка клиентов, включая давно ожидающих, выполнить все свои обещания и обязательства не могла даже в силу объективных причин. Оказавшись под следствием и судом, Ковалева, как ни старалась, лишь в малой степени вернула долги обманутым. До этого она также возвращала деньги, конечно, не сразу и только тем, кто месяцами обивал пороги ее агентства, жаловался во властные органы, милицию и прокуратуру. Правда, это были уже не те, а в несколько раз обесцененные суммы. По подсчетам потерпевших, по вине Ковалевой «пропали» более 10 миллионов рублей ее клиентов. Многие остались без своего жилья - проживают на дачах, в бараках, снимаемых квартирах, у родственников.

Добрая к «отбросам»?

Слушая допросы потерпевших на суде, я поражался, насколько люди могут быть доверчивыми, терпеливыми, незлобными. Многие говорили, что верили Ковалевой не один месяц и даже год, надеясь, что она сдержит данное слово. Для иных залогом благополучного окончания их мытарств были официальный статус агентства «Азбука жилья» и постоянные напоминания риэлтора, что она тесно работает с городской администрацией, пользуется покровительством ее ответственных сотрудников. Те же, кто начинал сомневаться в честности и порядочности Ковалевой, становились для нее людьми низшей пробы, с которыми она вела себя грубо, оскорбительно. К слову, на одном из последних заседаний суда Наталья Леонидовна назвала таких «отбросами». Она заявила, что не виновата, что к ней обращались в основном отбросы общества. Судья призвала подсудимую к корректности.

Во время судебного разбирательства Ковалева говорила, что в силу личной безотказности нередко брала на себя обязательства, превышающие ее возможности. Она хотела помочь многим, обещала осуществить зачастую нереальные планы клиентов. Из-за этого якобы недостатка своей натуры ей приходилось вырученные от сделок деньги оставлять у себя и использовать, независимо от их принадлежности. В том числе покупать долго ожидавшим клиентам обещанные квартиры, на которые из-за изменившегося уровня цен они уже не могли рассчитывать. Потратив деньги новоиспеченных клиентов, она вынуждена была «выкручиваться», если они, допустим, сами находили подходящие варианты. Избегать с ними встреч, не являться на сделки в регистрационную палату.

Слушая самооправдания Ковалевой, как-то слабо верил в ее добрые побуждения. За каждую осуществленную сделку она не стеснялась оставлять у себя в качестве комиссионных довольно большие суммы, не учитывая, насколько богаты обратившиеся к ней люди. Среди пострадавших есть и пенсионеры, и одинокие матери, и малообеспеченные семьи.

Грустный итог

Адвокат Ковалевой просил суд учесть то обстоятельство, что его подзащитная строила «пирамиду» из доверчивых клиентов якобы неосознанно, вовсе не мысля похитить чьи-либо деньги. Она по причине подскочивших цен на жилье оказалась в цейтноте, в замкнутом круге, который заставлял ее на деньги, взятые как бы в долг у одних, покупать квартиры для других. А потому, по мнению защитника, действия Ковалевой нельзя квалифицировать как мошенничество.

Перед тем, как принять непростое решение, судья Алла Яковлева опросила потерпевших и свидетелей на предмет того, насколько строгим может быть наказание в отношении Ковалевой. Некоторые из них на предшествующих допросах высказывали пожелание оставить «несостоявшегося» риэлтора на свободе, дабы дать ей возможность делами «искупить вину». Но во время прений сторон, до оглашения приговора, все находившиеся в зале заявили, что Ковалеву за ее преступления надо лишить свободы. В словах большинства не было не только жалости к обидчице, но и надежды на возврат своего жилья и кровных. Многие утратили эту надежду, когда после «бегущей строки» по телевизору встретились, объединились и наняли общего адвоката. Защищавшая их интересы в суде Ольга Быкова сказала нам, что обманутые клиенты, послушав друг друга, ужаснулись масштабу горя и потерь, причиненным горожанам «доброй» Ковалевой. Они с удовлетворением восприняли приговор, посчитав его вполне справедливым. Сама же Наталья Леонидовна и ее защитник подали кассационные жалобы в областной суд.

VK31226318