Спички есть — ума не надо

Спички есть — ума не надо

Минувший год для многих жителей Каменского стал годом сгоревших надежд. То и дело в разных частях поселка полыхали языками пламени стога сена. Сельчане не могли понять причину пожаров. Оказалось, что красного петуха пускал 15-летний подросток, страдающий психическим расстройством.

Огонь заметает следы

Впервые стог сена в поселке Каменский загорелся в ноябре 2007 года. И понеслось: пять возгораний в ноябре, три в декабре 2007 года (в том числе — поджог сарая), по одному случаю в июне и сентябре 2008-го, четыре возгорания за октябрь. Всего 14 случаев. Многовато для маленького селения.

Длительное время работники отдела внутренних дел не могли обнаружить никаких «зацепок».

— Очень трудно раскрыть поджог и доказать причастность к нему какого-либо лица, — рассказывает старший оперуполномоченный Игорь Мамаев. — Огонь «заметает следы» преступления, сжигая все доказательства.

Одно дело, когда поджог совершают из чувства ненависти или мести, после продолжительной вражды или неприязненных отношений. Тогда налицо мотив преступления. Но пострадавшие от «красного петуха» признались: никаких серьезных конфликтов у них не было и явных врагов тоже.

Жители Каменки всеми силами пытались помочь оперативникам. Участковый уполномоченный Андрей Дмитриев обошел чуть ли не все дома поселка, собирая информацию по крупицам.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий удалось установить, что все поджоги были совершены в период с 18 до 22 часов вечера. Оперативники сделали вывод: виновником пожаров может быть подросток, так как он явно ограничен во времени.

Юный пироман

Правонарушитель сам себя выдал. В сентябре 2008 года после очередного поджога сена местные жители видели подростка, убегавшего с места происшествия.

В поселке его многие знали не с лучшей стороны. Он из неблагополучной семьи, с явными психическими отклонениями и дефектами речи. Подростка не раз ловили за руку в чужих сараях, где он воровал яйца. Видимо, с голодухи. Стражи правопорядка удивлялись, когда обнаруживали его за много километров от дома, в Пласте или Увелке. Потом привыкли: паренек с завидным постоянством покидал родной дом.

— Со стороны родителей за ним не было надлежащего контроля, — рассказывает старший инспектор ПДН Людмила Ишимова. — Мы уже привлекали его мать к административной ответственности за ненадлежащее воспитание ребенка. Но, как видно, результатов это не дало. У мальчика умственная отсталость — наследственное явление, отягощенное пьянством родителей. Он часто просто не осознает последствия своих действий.

Даже по внешнему виду подростка можно понять, что он не вполне адекватен. Из-за дефектов речи и путанности мыслей его очень непросто понять. Ребенок необучаем, и потому в свои 15 лет неграмотен.

После беседы оперативников с подростком и его отцом удалось установить причастность мальчика к 12 поджогам. Как оказалось, отец знал о наклонностях своего сына: юный пироман однажды пытался развести огонь даже в родном доме.

На вопросы сотрудников милиции, зачем он это делал, подросток ответил по-детски просто: нравится, как горит, как люди суетятся, пожарные машины приезжают…

Позабавился на миллион

Сейчас молодой пироман пребывает в психиатрической лечебнице Троицка. Наказать его нельзя по закону, так как парень признан умеренно умственно отсталым. В решении суда нет слов «совершивший преступление», только «совершивший запрещенное уголовным законом деяние». Ближайшие полгода жители Каменки могут быть спокойны: «красный петух» не станет непрошеным гостем в их доме. Но нет уверенности, что после возвращения из лечебницы он не захочет вновь поиграть со спичками.

— Я больше чем уверена, что он делает это не со зла, — считает Людмила Ишимова. — Просто не осознает, какой вред приносят его действия.

А уж вреда он принес достаточно: средний ущерб всех поджогов — около миллиона рублей!

Елена КОРОТКОВА

VK31226318