Пирамида Рублевой
По оригинальности строительства пирамид Снежинск не уступит стране сфинксов. С одной разницей: в Египте возводили фараоновы усыпальницы из известняка, а в городе ядерщиков — из рублей доверчивых клиентов. Только за последние 10 лет в Снежинске возникли несколько сомнительных финансовых конструкций, которыми вскоре занялись правоохранительные органы. Странно, но люди, занимающиеся математическим моделированием, не смогли разобраться в нескольких арифметических операциях.
Очередную преступную группу организовали две дамы — 46-летняя Елена Рублева, частный предприниматель, и 40-летняя сотрудница Федерального ядерного центра Наталья Федонина.
Уговорили на кредит
— Одна из обвиняемых являлась индивидуальным предпринимателем, — рассказывает руководитель следственного отдела при отделе внутренних дел МВД России в Снежинске подполковник юстиции Валерий Круглов. — На определенном этапе у нее возникли финансовые трудности. Рублева при помощи Федониной стала привлекать денежные средства физических лиц. Действуя через своих знакомых, путем уговоров и гарантии материального вознаграждения, они склоняли друзей и их близких к получению кредитов в банковских учреждениях Снежинска. Те передавали Рублевой и Федониной солидные суммы — от 100 тысяч до 450 тысяч рублей. Вознаграждение было сначала фиксированным: 500—1000 рублей, потом — в размере пяти-семи процентов от займа. На начальном этапе кредитные обязательства гасились за счет новых клиентов. Но у любой пирамиды существует временной интервал, когда наступают необратимые последствия: кредиты не гасятся, банки выставляют исковые требования кредиторам и поручителям.
А подпись чья?
Процедура получения кредита предусматривает институт поручительства. Банк требует от заемщика предоставить определенный пакет документов: справки о доходах, анкеты поручителей и заемщиков. Ни в тех, ни в других недостатка у преступного дуэта не было. Если пирамида Хеопса состояла из десятков тысяч хорошо обработанных блоков, то рублевско-федонинская — более чем из 160 неплохо обработанных граждан: столько уголовных дел, объединенных в одно производство, было возбуждено органами следствия.
— Самое первое возбуждено 3 июля 2008 года, — продолжает Валерий Круглов. — Сроки неоднократно продлевались из-за большого объема следственной работы. Поэтому в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, сроки продлены до апреля 2009 года. По делу создана группа из девяти человек (руководитель — старший следователь Ярослав Сидоренко). А поскольку в нашем отделе работают 13 сотрудников, получается, почти все заняты этим уголовным делом. Оперативное сопровождение хода расследования осуществляется силами криминальной милиции ОВД. Усилия сотрудников максимально направлены на защиту интересов потерпевших, защиту их прав, обеспечение возмещения имущественного вреда от преступлений. Для этого проводится весь комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
Следователи вынуждены делать двойную работу. Выяснять причину разночтения в показаниях (на предварительном следствии люди говорят одно, а в судебных заседаниях по искам кредитных учреждений другое). Предстоит провести более 180 почерковедческих экспертиз. За помощью пришлось обратиться к коллегам из закрытых городов Озерск, Трехгорный, Лесной, Новоуральск, а также в экспертно-криминалистические центры ГУВД Челябинской и Свердловской областей. Немало времени занимают программно-техническая и финансово-аналитическая экспертизы.
— Последняя, — уточняет Круглов, — должна ответить на вопрос о том, имела ли реальную возможность предприниматель Рублева расплатиться по взятым на себя кредитным обязательствам. Не надо быть экспертом, чтобы догадаться: нет! Если оценить все товары в магазинах, складах, отделах, автомобили, квартиры и прочее имущество на начало следствия, наберется не более 18 миллионов рублей.
Это ответ доброхотам из числа родственников обвиняемых, которые утверждают: дескать, если бы не арест, не следствие, то Рублева и Федонина непременно рассчитались бы с заемщиками и поручителями. Тут опять хочется напомнить о несложном арифметическом действии. Если из 165 миллионов (долги с процентами!) или даже из 82 беспроцентных миллионов вычесть 18, то ноля в остатке никак не получится.
Поручители в роли ответчиков
Те, кто брал кредиты, и их поручители в гражданском судопроизводстве выступают в роли ответчиков. Банки на законном основании требуют от них (уже есть решения в пользу истцов!) вернуть взятые ими суммы. В случае неуплаты их ждет арест имущества.
Сейчас эти люди считают себя пострадавшими. Но пострадавшими от желания поиметь вознаграждение сначала в 500 рублей, а потом и в 10—15—20 тысяч. Неужто взрослые люди, работающие в основном на предприятии мирового уровня (РФЯЦ-ВНИИТФ), не смогли разобраться в пирамидальной структуре, выстроенной на мошенническом фундаменте? Неужели хопрами, МММ и властелинами не научены?
— Почему граждане с легкостью соглашались взять кредит? — переспрашивает Валерий Круглов. — Да потому, что они не один раз брали кредиты в пользу Рублевой и Федониной. И те поначалу их гасили с выплатой «премиальных». Соответственно возникло доверие. Так, один гражданин взял несколько кредитов, и теперь на нем «висит» почти миллион рублей. Но почему до этого у него не закралось сомнение: «Странно, я беру восьмой кредит, и мне никто не отказывает?»
Банки в этой истории тоже выглядят отнюдь не невинно пострадавшими. Потерпевшие рассказывают следователям, что заключали договор по «зеленому коридору»: сколько бы народа ни стояло перед дверью кредитного отдела, они проходили вне очереди. Порой при заключении кредитной сделки отсутствовали поручители. Не вызывали сомнения у службы безопасности банка и липовые справки с явно завышенной зарплатой.
Андрей Шаров, заместитель прокурора Снежинска:
— Удивительно, но снежинцев обманывают не впервые. Казалось бы, уголовное дело в отношении сотрудников агентства недвижимости «Перспектива», занимавшихся мошенничеством при долевом строительстве жилья (недавно оно было рассмотрено Челябинским областным судом), должно было стать для горожан хорошей наукой.
В деле Рублевой и Федониной особую позицию заняла главная обвиняемая. Согласно ст.51 Конституции РФ, показаний она не дает. Ведет себя уверенно, основываясь на презумпции невиновности: мол, доказывайте мою вину! У нее два адвоката. И еще. По ходу расследования поставлена задача: принять исчерпывающие меры по установлению и изобличению всех лиц, причастных к преступной деятельности. Когда материалы поступят в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, без процессуальной оценки деятельности сотрудников банков мы подобное дело без внимания не оставим. Проверим и показания тех граждан, которые уверяют, что их подписи под поручительством сфальсифицированы. Но пока из 180 назначенных почерковедческих экспертиз проведена лишь небольшая часть. Поэтому сроки расследования продлены до апреля.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве