«Конь» с огнем

«Конь» с огнем

В «эпидемии» возгорания автомобилей наблюдатели винят даже финансовый кризис.

На Южном Урале автомобили горят, как спички. Только в минувшие выходные зарегистрировано 12 таких пожаров. Всего за четыре месяца в области спалили 197 «железных коней» — на сотню больше, чем в тот же период прошлого года.

Откуда пламя?

Причины автопожаров специалисты и обыватели делят на три неравные категории: случайность, халатность и умысел.

Случайность — редкость. Например, замыкание электропроводки. Происходит в основном при работающем двигателе. Но объяснить всплеск огненной статистики простым стечением обстоятельств довольно трудно.

Халатность встречается чаще и заканчивается хуже. В прошлый выходной на автостоянке в Советском районе Челябинска погиб водитель тягача «Вольво». По предварительным данным, причиной повлекшего смерть пожара стало нарушение правил пользования газовой горелкой. Так как несчастный был нетрезв, он не смог избежать отравления гарью.

Умышленный поджог, по версии наблюдателей, основная причина горячего автобеспредела. В органах правопорядка об этом говорят неохотно. Зато сотрудники МЧС косвенно и с оговорками версию подтверждают.

— После тушения наши специалисты совместно с сотрудниками милиции проводят первоначальную проверку, — поясняет начальник отдела госпожнадзора по Центральному району Челябинска Евгений Ширяев. — Берутся пробы грунта рядом со сгоревшим автомобилем, и если в почве обнаруживается наличие легковоспламеняющейся жидкости (а она чаще всего находится), то есть основания говорить о поджоге. Правда, данные этой экспресс-экспертизы не могут быть безупречно точными.

Кто жжет машины?

По поводу природы злоумышленников есть несколько версий.

1. Битва за место.

Самая распространенная версия (ее придерживаются жители домов и посетители челябинских автофорумов). Речь о переделе земли, то есть борьбе за право организовывать парковки. Почти в любом городском дворе организуются нелегальные ночные стоянки. В Челябинске было немало случаев, когда в ходе «военных действий» машинам прокалывали колеса, царапали краску на кузове, выламывали зеркала. В автомобиле автора этих строк на парковке выбили заднее стекло. Возможно, что и поджоги — один из способов разборок между владельцами таких стоянок.

— У нас в течение недели во дворе две машины сожгли, — говорит жительница района Тополиной аллеи Мария. — Прямо под окнами. Теперь двор пустой. Даже днем люди боятся оставлять машины надолго.

— Разборки между парковочниками действительно случаются, — подтверждает работник одной из ночных стоянок в Калининском районе Анатолий. — Недалеко от нашей парковки, например, одну иномарку вообще кислотой облили. У нас разногласия тоже случаются, но мы стараемся в разборки клиентов не вовлекать. Мы несем за их машины материальную ответственность.

2. Борьба за страховку. Не исключено, что водители сами поджигают свои автомобили, чтобы получить страховку. Этого не исключают ни правоохранительные органы, ни МЧС. Источники говорят, что это вполне реально. Особенно сейчас, в кризис.

3. Хулиганство. Автовладельцы, соглашаясь с этой версией, отмечают: если это так, любителей поиграть с огнем милиции лучше найти и спрятать подальше от гнева пострадавших.

4. Бизнес-ход. По мнению некоторых автомобилистов, поджоги (кто бы их ни совершал) на руку собственникам платных парковок. Формируется общественное мнение, приучая людей к тому, что на улице оставлять машину крайне небезопасно.

5. Месть или давление. В минувший понедельник злоумышленники сожгли машину свидетеля, проходящего по делу главы Кунашакского района. «Ока» Владимира Котюрина вспыхнула под окном его дома в селе Сары в половине четвертого ночи. Владимир сбивал огонь водой, которую носил ведрами. Выгорели краска кузова и колеса. Салон удалось отстоять. Рядом с автомобилем Владимир обнаружил бутылку из-под бензина и спички. Соседка часа в три ночи слышала звуки отъезжавшего автомобиля. Котюрин не утверждает, но допускает: поджог не случаен, это акция запугивания. Именно на 27 апреля было назначено судебное заседание по делу главы района Танира Янбаева, обвиняемого в незаконном распределении квартир, предназначенных для переселенцев. Котюрин проходит по делу одним из семи свидетелей.

Как уберечь авто от огня:

— При постановке транспорта в гараж или стоянку отключайте выключатель массы или отсоединяйте клеммы аккумулятора

— Не проводите в гараже промывания деталей в легковоспламеняющихся и горючих жидкостях. Лучше это сделать на открытой местности

— Не подогревайте двигатель машины с помощью открытых источников огня

— Гараж и автомобиль обеспечьте первичными средствами пожаротушения (огнетушители, песок, в летнее время — емкости с водой)

— Не оставляйте машину на долгое время, особенно ночью, без присмотра. В это время обеспечивается легкий доступ к ней посторонних лиц.

Если машина загорелась:

— Если в кабине находится человек, который не может выбраться, взломайте дверь или выбейте стекло и помогите ему

— Эффективнее всего с пожаром в начальной стадии справится огнетушитель, но если его не оказалось под рукой, пламя можно накрыть брезентом, забросать песком, рыхлой землей, снегом или залить водой

— Найдите возможность сообщить о случившемся в пожарную охрану по телефону 01

— Если не справляетесь с ситуацией, отойдите на безопасное расстояние

— С помощью прохожих откатите рядом стоящие автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них.

Никита КОРНЕЕВ

Виктор РИСКИН

Геннадий ЯРЦЕВ

VK31226318