За чужие грехи

За чужие грехи

Благородный поступок поручителя обернулся арестом его квартиры.

Виталий Смирнов в 45 лет перенес инфаркт. Теперь, похоже, на всех парах идет ко второму. После того, как однажды по почте он получил сообщение судебных приставов об аресте его трехкомнатной квартиры (точнее, одной второй ее доли), где живет он сам, жена и двое сыновей.

Телефон замолчал

Официальный документ звучит так: «В целях исполнения требований… о взыскании… 92 274,68 рублей с должника Смирнова В. А… наложить арест на имущество… расположенное по адресу: Кыштым, ул. Чернышевского…»

Где так наследил Смирнов В. А., кому задолжал, что у него хотят отрезать половину жилой площади?

Из письма Виталия Смирнова: «В декабре 2005 года Петр Мишура взял кредит в банке на 100 тысяч рублей. Поручителями по его настоятельной просьбе выступили я и Александр Хомяков. С первых месяцев 2006 года на мой адрес стали поступать письма из банка с тревожными сигналами о просрочке платежей, потом о неплатежах вообще. Когда банк подал на меня в суд, я позвонил Мишуре. Он успокоил: все под контролем, не нужно реагировать на письма, звонки, вызовы в суд. Мол, он все уладил. Я настоял, чтобы он написал мне расписку, и с апреля 2007 года меня никто не беспокоил. Но в марте 2008 года пришло постановление о наложении ареста на имущество должника. Моя попытка связаться с Мишурой результатов не дала: телефон молчал.

Как можно жить в маленьком городе, прекрасно разбираться в законодательстве (Мишура - адвокат) и так кинуть ближнего?! Он прекрасно знает, что я уже перенес один инфаркт. Или ждет, что я не переживу его мошенничества и весь долг будет выплачивать моя семья? А он, молодой, здоровый, знающий лазейки в законах, вывел из-под себя движимость и недвижимость, поэтому ему нечем отвечать по суду. Он не бедствовал в период разборок с банком. У него были заработки как у частного юриста, он получал также зарплату в одном из силовых ведомств. Даже выиграл 100 тысяч рублей в популярной телеигре «Кто хочет стать миллионером!». Вот только право гасить кредит оставил другим. Не утверждаю, но допускаю, что он провел с поручительством не только меня. И не дай бог кому еще обратиться за советом к этому человеку - подведет!»

Кто поручится, тот и помучится

Все три фигуранта - люди в городе известные. А о Смирнове и говорить нечего. В молодые годы он играл на гитаре в инструментальном ансамбле вместе с земляком, ныне - солистом Челябинского театра оперы и балеты, заслуженным артистом России Павлом Калачевым. Он был также знаком всем автомобилистам как искусный карбюраторщик на станции техобслуживания. А сейчас он трудится звукорежиссером. Без него не обходится ни один концерт в ДК «Победа» и «Металлург».

- Когда-то я создал фонд развития культуры, - поясняет Виталий, - и нередко приходилось обращаться к Петру Мишуре с просьбой: подкинь тысчонку! Как правило, он откликался на зов о благотворительности. Поэтому, когда он обратился ко мне за поручительством, я не смог ему отказать.

Однако права оказалась старая русская поговорка «Кто поручится, тот и помучится». Так и вышло. Имущества, на которое можно было бы наложить арест, не оказалось не только у Мишуры, но и у второго поручителя. Виталию исполнители судебного решения так и намекнули: «За тебя взялись, потому что у тебя есть что взять». А у бывшего музыканта, напомним, есть трехкомнатная квартира и пережившая свой автовек «четверка», тоже попавшая в поле зрения приставов. Создается впечатление, что Смирнова крепко подставили.

Дружили три товарища…

- Так и есть, - соглашается второй поручитель Александр Хомяков. - Виталик здесь вовсе не при делах. С Петром мы дружим с 90-х годов. Помню, его выгнали из ДК «Победа», где он снимал офис, и я предложил ему место в арендованном мной помещении. Отделал ему кабинет, жалюзи повесил. Никакой арендной платы не брал. Более того, предложил поучаствовать в моем бизнесе.

Назревала неплохая сделка в Сибири. Вложили деньги. Решили: выгорит - получим 50 на 50. Не получится - отвечаем тоже поровну. Он заключал договор, а мы с Виталием отслеживали ситуацию. Даже ездили в Сургут. Сделка не состоялась как раз по вине Петра.

И тогда он решил забрать свои деньги. Договорились получить кредит. Петр выступил кредитором или заимодавцем, а мы - поручителями. Я заплатил первый взнос - 9000 рублей. Когда собрался платить второй, Мишура сказал: «Кредит я взял для себя, а если ты хочешь мне отдать мои деньги, то ищи другие выходы. А я съезжу на передачу «Как стать миллионером!» и там заработаю. Виталика не подставлю».

Но, выиграв 100 тысяч рублей, он ни с кем не рассчитался. В последний раз, когда мы с ним виделись, сказал: «Вложенные тобой в сделку средства пойдут в зачет нашего долга. И Виталия выведешь из-под огня, и со мной рассчитаешься». Но получилось то, что получилось.

Поскольку я имел дело с друзьями, никаких соглашений мы не составляли. Но в любом случае я не пойду ни судиться, ни рядиться, потому что всех действующих лиц по-прежнему считаю своими друзьями. А их у меня и без того немного.

Но к Петру у меня есть определенные претензии. Он вел мои дела. Получал за них деньги вперед, однако сами дела до конца не доводил. То есть у Петра передо мной есть долги. И внушительные. Из того офиса, который занимал, он выехал. Все мое имущество пропало - двери, жалюзи, кресла, шкафы. Кроме того, перед заседанием суда по моему делу он отказался его вести, хотя уже получил деньги.

А Виталий как поручитель остался просто крайним. Он вынужден разводиться, выписываться. Парень с инфарктами и я не знаю, как ему помочь. А Петр отказался от всего. В грубой форме. Мне же не возвращает ни кресла, подаренные тещей, ни жалюзи, ни двери, ни перегородки.

Банальная ситуация?

Петра Мишуру мы искали больше месяца. Телефоны не отвечали, в офисе застать его было нельзя, на записки с просьбой позвонить в корпункт он не реагировал. И вот, наконец, встреча состоялась. Мы поставили на стол диктофон.

- Ситуация банальная, - заявил Петр Юрьевич. - Есть некто Хомяков Александр Сергеевич - бывший предприниматель. Никакого дела у него сейчас нет, все он спустил по неизвестной причине. Предвидя свой крах, стал обирать друзей, в числе которых оказался и я. Говорил: дайте денег, я сделаю то-то и деньги тут же отдам. Давали, и достаточно крупные суммы.

Хомяков работал поначалу, честно говоря, достаточно хорошо. Успешно вел бензиновый бизнес, создавал фонды культуры. Были у него общие дела и со Смирновым.

В 2005 году снова занял деньги. Тянул с возвратом, пока спустя год не сказал: ничего отдавать не буду. А сумма немалая - 300 тысяч рублей. Наконец, заявил: хочу с тобой рассчитаться, для этого возьму кредит. Поехали в Копейск, в Челябинвестбанк. Но кредит стали оформлять на меня - ему уже не давали. Как обычно, нужны поручители. Виталик тоже там был. Зачем и что он там делал, я знать не знал.

Подписали документы. Хомяков сказал: «Иди, получай сто тысяч!». Получил и списал с него эти деньги. Спустя несколько месяцев звонок из банка: вы заемщик, надо платить набежавшую сумму. Я к Саше: ты зачем меня подставляешь? Он: все будет нормально! В итоге я беру свои деньги, еду и плачу 16 тысяч. Одновременно обращаюсь в суд - о взыскании с Саши денег. Потом приходит Виталик: «Петя, меня дергают!»

Я: «Тебя-то за что?»…

Спасибо банку, что он «заморозил» договор и зафиксировал сумму долга - 92 тысячи. Но Хомяков не рассчитывается: ходит, улыбается! Хотя сумму в 300 тысяч мне должен. Потом как обухом по голове: появляется статья в местной газете, где меня выставляют подлецом.

Звоню Виталию: ты что, я не просил тебя быть поручителем! Мне был нужен Хомяков с моими деньгами. Я сказал ему: хотел сам выбраться и тебя за собой вытащить. А после такого пошел ты на… Давай, лови Хомякова, с него что-то вытягивай. А с меня что ты возьмешь - у меня четверо детей, … вашу мать, прошу прощения. Думает, если я адвокат, то у меня все тут в золоте. Нет, к сожалению.

Послесловие

Недавно Смирнов позвонил в банк: дескать, за что я должен выплачивать такую кошмарную для меня сумму в 90 тысяч рублей!? «Мил человек, - ответили банкиры, - какие 90! Уже 149 тысяч натекло!»

А недавно состоялся суд. Теперь у Виталия из скромной зарплаты звукорежиссера будут ежемесячно изымать по 50 процентов. Так он рассчитается за чужие грехи.

Когда этот материал готовился к печати, в наш корпункт позвонил Смирнов: «Приставы описали и наложили арест на офисное имущество Мишуры. Он попытался обжаловать решение суда и действия приставов. Но в иске ему было отказано».

Виктор РИСКИН,

Геннадий ЯРЦЕВ

Mebel-golitsyno.ru мебель в Голицыно интернет магазин .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


продвижение на авито услуги в Санкт-Петербурге
VK31226318