Сделать репортаж и остаться в живых

Сделать репортаж и остаться в живых

На Чебаркульском полигоне журналистов учат работать во время военных конфликтов.

Около ста российских журналистов получили возможность «поработать» с микрофоном и камерой на поле боя. На Чебаркульском полигоне корреспондентов обучают, как работать во время военных конфликтов, в зоне чрезвычайных ситуаций или в случае техногенных аварии.

Организаторы недельных тактических учений «Бастион» - специалисты ПУрВО, ассоциации военной прессы, Союза журналистов России. В проведении теоретических и практических занятий помогают представители действующих подразделений силовых структур и академии ФСБ, психологи, бывшие заложники.

Сценарий таков: террористы захватили заложников в доме, идет операция по их освобождению, бойцы спецподразделения открывают огонь. Журналисты находятся неподалеку.

Согласно инструкциям, они должны спрятаться в окопах. Самые осмотрительные так и поступают. Тот, кто не последовал их примеру, «попал под огонь». После «боя» проводится анализ корреспондентских материалов, даются рекомендации, как подготовить достоверный репортаж, чтобы опубликованные факты (цифровые, географические данные) на руку боевикам не сработали и не обострили конфликт. Это тоже одна из задач учений. Ведется также «разбор полетов» поведения корреспондентов во время боевых действий: что сделал не так, почему оказался в числе «погибших», а «полегло», кстати, с десяток. Главная причина - несоблюдение правил личной безопасности в погоне за эксклюзивом. Один из операторов так спешил за сенсацией, что едва не угодил под обстрел бронетранспортера.

Своими впечатлениями от учений делится участник курсов, председатель Союза журналистов Челябинской области Владислав Писанов:

- Едем в автобусе, сбоку лесная полоса. Из нее выбегает группа террористов с автоматами, в темных масках, останавливают. Выволакивают водителя, пассажиров. Звучит нерусская речь, крики «Аллах акбар!», мелькают бородатые лица. Руки-ноги связывают веревками, бьют, сыплется брань. Волосы встали дыбом, мы даже засомневались: может это не учения вовсе, а настоящий захват? Реально почувствовали себя заложниками. Прежде я был любителем спешки, но теперь сделал вывод: не разобравшись, не лезть сломя голову, она одна - отсечет махом.

Как признаются «ученики», особенно неприятно было, когда «боевики», угрожая оружием, погнали по полю. Вот тут-то мастера пера, камер и микрофонов перестали шутить, присмирели. Кто-то получил ощутимый удар по почкам, кто-то по «ушам», спине. Подумали: хорошо, что на Урале, а не в Ставропольском крае или Ингушетии.

И о минометном обстреле журналисты получили четкое представление. Вот она, мишень после обстрела - чучела в пух и прах.

- Не хотите оказаться на их месте? - спрашивает инструктор. - Тогда на поле боя от атак с воздуха следует прятаться надежнее.

Курсанты уже усвоили: не соваться по первому же выстрелу, не бликовать объективом фотокамеры (могут принять за блик оружия, взять на мушку и первыми открыть огонь), не спешить доставать микрофон, одеваться неброско, удобно, постараться сделать все, чтобы не заснять на пленку собственную смерть. Об этом рассказывается на теоретических занятиях, лекции сопровождаются демонстрацией документальных фильмов. Большинство российских журналистов, оказывается, не знают, как вести себя во время военных конфликтов. За время двух чеченских компаний погибли 30 представителей российских СМИ, полтора десятка числятся без вести пропавшими.

- К сожалению, в России таких постоянно действующих курсов не существует, - говорит президент ассоциации военной прессы Геннадий Дзюба. - И законодательство не требует, не определяет жестких канонов, что без подготовки нельзя отправлять журналиста на войну.

Вот почему учениям, подобным чебаркульским (а они проводятся уже пятый раз и всегда в разных регионах), просто цены нет. В тактических учениях «Бастион» принимают участие 100 российских журналистов. Занятия продлятся до пятницы. Заключительные мастер-классы и тренинги для курсантов проведут московские журналисты, имеющие богатый опыт освещения событий в «горячих точках».

VK31226318