Кто мы? Волки. Что нам надо? Крови
Скинхеды - радикальные националисты, девиз которых «Россия для русских». Какие они сегодня? На этот вопрос отвечает сотрудник правоохранительных органов, который внедрился в среду скинхедов «под прикрытием».
«Кто мы? Волки. Что нам надо? Крови» - это боевой клич скинхедов из недавнего фильма «Россия-88». В нем рассказана история националиста Штыка, сестра которого влюбилась в работающего на рынке южанина. В процессе противостояния погибают учитель и любимый пес главного героя. Фильм заканчивается тем, как Штык кончает с собой над трупами убитых им же азербайджанца и собственной сестры. Конечно, этот так и не вышедший в проект фильм не единственный, рассказывающий о деятельности скинхедов, но, пожалуй, первый снятый в России. Он достаточно правдив, но при этом уже устарел. Все то, о чем там рассказано, справедливо для периода 7-8-летней давности. Так что же такое движение скинхедов сегодня?
Так уж повелось в журналистской среде, что когда берутся писать о скинхедах, обыкновенно находят для беседы кого-то из них самих. Этакого поколоритнее: чтобы татуировки были, выбритая голова, «тяжеляки» (большие и крепкие ботинки наподобие рабочих или армейских) и прочие атрибуты. Однако обычно эти интервью раздражают даже самих скинхедов. Те, кто считается в их среде «старыми» представителями, очень редко идут на контакты со СМИ, а молодежь, которая обычно и «достается» журналисту, высказывается резко, радикально, иногда показывает отсутствие должного знания о группе, поэтому в итоге получает от своих же обвинения в позерстве, наигранности и некомпетентности.
Пойдем другим путем. Мой сегодняшний собеседник - это человек, который одновременно может смотреть на проблему и изнутри, и со стороны. Ситуация такова, что Евгений (мы не назовем настоящего имени этого человека) - сотрудник правоохранительных органов, который внедрился в среду скинхедов. Такую работу в американских фильмах про полицию называют «под прикрытием».
Пиво, «тяжеляки» и исследования
- Евгений, как началась ваша работа со скинхедами?
- Лет девять назад я купил себе «тяжеляки». Они мне понравились: отличная и удобная обувь. Когда я шел во дворах недалеко от дома, на меня обратила внимание компания скинхедов. Они проводили мои «гриндерсы» уважительным взглядом, а я таким образом заметил их самих. Очень заинтересовался их идеями, так что решил выйти с ними на связь. Один знакомый подсказал, как найти квартиру, где скинхеды собирались по вечерам пить пиво. Меня приняли вполне благодушно. Я общаюсь с ними до сих пор, вернее, с теми, кого не посадили.
- А зачем вам понадобились скинхеды? Что интересного и полезного вы хотели о них узнать?
- Я собирался написать аналитическую работу об этой группе. Нет, я не был тем классическим полицейским под прикрытием в шайке. Мне не нужно было никого сдавать или разоблачать, не нужно было искать улики. Мне важно понять - кто они, чем живут, занимаются. И главные два вопроса: каковы причины их злобы и как с ними бороться, ведь просто садить - не лучший вариант. Надо думать, как предотвращать преступления.
Гитлер, шнурки и тусовка
- Меня всегда удивляло, что ребята, которые кричат «Россия для русских», носят фашистскую символику. Как они это объясняют?
- Дело в том, что лет 7-8 назад, когда начиналась моя работа, для всех основной идеологией был немецкий фашизм, вернее, упрощенное его понимание. Причины тут чисто внешние: форменная одежда и армейское снаряжение, вызывающие восхищение, бритоголовые, крепкого телосложения штурмовики - чем не пример для подражания? Все символы продуманы - это всегда привлекает. Хотя, конечно, скинхеды не воспроизводили форму от и до, а брали только какие-то элементы: нашивки, значки, брелоки, лычки, имеющие отношение к гитлеровской Германии. А в остальном они одеты в бомбер, джинсы, подтяжки, «тяжеляки». Такой внешний вид связан с истоками движения. Сейчас об этом не вспоминают, но изначально скинхед - это не националистическое движение, а интернациональное - субкультура британской рабочей молодежи (в том числе и чернокожих, выходцев с острова Ямайки). Отсюда и такая удобная для труда одежда. И только когда Маргарет Тэтчер предложила брать на работу выходцев из других стран, а не граждан Англии, поскольку иностранцы за тот же труд согласны получать меньшие деньги (знакомая ситуация - гастарбайтеры, экономический кризис), скинхеды оформились в националистическое движение. Поэтому, когда мы в России говорим «скинхеды», то подразумеваем именно наци-скинхедов, неонацистов.
- Кстати, а правда ли, что скинхеды могут вдеть в «тяжеляки» белые шнурки только, когда убьют нерусского?
- Такое было. Но в итоге об этом узнали все - в том числе и милиция. Если заберут на акции с белыми шнурками, то будут придираться куда больше, а то еще и «повесят» какое-нибудь дело, так что эта традиция существовала до тех пор, пока скинхедами не начали заниматься правоохранительные органы.
- Кроме внешней стороны фашизма ребята брали и что-то из идеологии?
- По сути идеологии как таковой не было. Самое интересное, что даже гитлеровский «Mein Kampf» читали считанные единицы. Обменивались книгами, но редко кто действительно брался за чтение, обычно дальше разговоров дело не шло. Да и сами они мало понимали, что должно следовать за лозунгами. Был только расплывчатый враг, которого пытались распознать по чертам лица и фамилиям, что, как вы понимаете, весьма сомнительный способ. Да и вообще бывали интересные ситуации, когда к ребятам приходил какой-нибудь, к примеру, грузин или абхазец, которого лидер строго запрещал трогать, потому что «он хороший человек».
- Лидер? Кстати, а как в этой группе было с дисциплиной?
- Организация не была особенно сложной: во главе стоял лидер (в среднем 23 года), при нем обычно существовала еще одна сильная фигура, вокруг них костяк из «старшаков» в среднем по 18 лет. Собирались, пили пиво, иногда по пьяни ходили бить «чурок». Рядом всегда крутилась молодежь лет тринадцати, которой хотелось войти в «тусовку». Подойдут, стрельнут сигаретку, попросятся. Вот у таких не было вообще никакой идеологии - могли ради того, чтобы выдвинуться, избить любого человека на улице.
Акции, бомжи и фильм
- Вы сами хоть раз присутствовали при том, как скинхеды били кого-то?
- Нет, но знаю, как обычно это бывает. Вся группа делится на три части: разведчиков, заслон и основную группу. Они располагаются так, чтобы проходящие мимо люди для начала были осмотрены разведчиками, потом заслоном и только потом попадали в кольцо боевиков.
Разведчики сообщают: «Внимание, идут нерусские». Вторая группа рассматривает подходящих получше и может, если что, скомандовать отбой. Когда находят подходящих парней, передовые группы закрывают кольцо и начинается драка.
Под удар вполне могут попасть и русские парни. Перед ними, конечно, извинятся и отпустят.
- И что: в группе, за которой вы наблюдали, убивали людей?
- При мне нет. Но бывало, что кого-то за это сажали, как я потом узнавал. Одно время в Челябинске стали убивать бомжей. Милиция не понимала, с чего бы это. А это были как раз скинхеды.
- А зачем бомжей? Как они связаны с идеями наци?
- Это как у фашистов: «очищение» нации от «позорящих элементов» - бомжей, проституток. Однако если у группы есть лидер, то он не позволит такие акции «на своей территории», поскольку потом к нему обязательно придет участковый, который в курсе, что в его районе есть скинхеды.
- В фильме «Россия-88» есть эпизод, когда скинхедам предлагают деньги за то, чтобы они совершили какую-то акцию в нужном месте и с нужными людьми. В исследуемой вами группе было что-то такое?
- Так случилось, что изучаемая мною группа никогда не работала за деньги - все их акции всегда совершались по наитию или по пьянке. Но все знали, что в Челябинске скинхеды берут деньги и совершают акции на заказ. А кто платил деньги? Бандиты. Уже ни для кого не секрет, что и «сверху» тоже часто оказывается поддержка скинхедам, от сочувствующих.
- Кстати, о фильме. «Россию-88» критиковали за то, что финал получился какой-то наигранный.
- Мне и самому показалось, что это странно, что Штык убил свою сестру. Не верится мне как-то в это. Конечно, были такие моменты у начинателей скинхед движения: если видишь на улице девушку с «хачом», надо убить (избить) обоих. Но если такое и происходило, то только где-то в Питере или Москве. В Челябинске это вряд ли встречалось, хотя к девушкам, общающимся с афроамериканцами и «кавказцами», у скинхедов особое отношение.
«Mein Kampf» наоборот
- Вы сказали, что начали собирать материал о скинхедах. Чем закончилась ваша работа?
- Да, начал. У меня была идея: придумать, как бороться со скинхедами. Но как можно воевать с теми людьми, с которыми я столько лет общался? Как бороться с друзьями? В чем-то их идеи даже логичны. Теперь работа пылится в ящике. По сути, есть меры, с помощью которых возможно нейтрализовать любую асоциальную группировку, в том числе и скинхедов - я расскажу о некоторых. Но это не устранит причин расовой ненависти.
Нужно работать с молодежью. Важно вытеснить экстремистское мировоззрение патриотическим воспитанием. Каким образом? Можно проводить среди молодежи и подростков работу по разъяснению опасности экстремизма в форме регулярных встреч, «круглых столов» с учащимися и студентами в учебных заведениях, детских и юношеских организациях, клубах. Создавать «национальные дружины», как в Саратове, где ребята - представители разных диаспор - охраняют на улицах общественный порядок вместе, одним коллективом. Все это способствует воспитанию толерантности. Нейтрализовать агрессию возможно лишь внимательным отношением к детям и молодежи вообще.
Можно с уверенностью говорить о том, что группировка распадается, когда у тех, кто в нее входит, появляется возможность реализовать себя в каком-либо из видов трудовой деятельности. Занятость ограничивает время общения с другими участниками группы, способствует приобретению социальных стимулов жизни. Надо просто работать с людьми и обеспечивать им такую возможность.
Кстати, нейтрализовать лидера можно, «предложив» ему переехать в другой город, округ, но так нужно поступать, если нет никакой надежды на его переориентировку, освободив себя тем самым от профилактической работы. Есть практика таких случаев в других регионах России.
- Вы говорите, что надо работать с теми, кто уже в группировке. А зачем работать с остальной молодежью? Неужели всем нужна такая профилактика?
- Поймите, в нашем обществе все латентные националисты. Если найдется 10-15 процентов населения, которому все равно, что на рынках грузины, азербайджанцы, это еще хорошо. Остальные недовольны этим. Многие отмечают их невоспитанность, даже наглость при общении с коренным населением. Считают, что они «занимают чужие рабочие места» и т.п. В этом есть доля истины. Но виной тому не только соседи из ближнего зарубежья, здесь и бездействие и неправильная политика власти, и отсутствие образованности и культуры. Собственно, ведь проще всегда найти козла отпущения, чем разобраться, что не так в тебе самом. Конечно, эти люди не скинхеды, но они создают обстановку, в которой такое явление, как нацисты, становится возможным. Скинхеды не появились из ниоткуда, они часть нашего общества, члены наших семей, соседи. Вот что важно.
Скрытая угроза
- А как выглядит сегодня идеология скинхедов?
- Она меняется. К примеру, кто-то прочитал и стал руководствоваться книгами Варга Викернеса, норвежского музыканта, поддерживающего западное неоязычество. Сегодня среди скинхедов много славянских неоязычников: вспомнили, что свастика, так некстати использованная Гитлером, это исконный солнцеворот, символ новой жизни.
- А сами группы как-то меняются: их цели, организация?
- Сегодня все не так, как было несколько лет назад. Многие лидеры групп «сидят» или «ушли от дел», проповедуя более мягкие идеи, типа: работай лучше всех, будь сильным, рожай здоровых русских детей, учи их любить Родину. Молодые остались, но они больше тусуются, чем совершают те акции, которые были раньше. Не так давно были совещания на уровне области насчет экстремистских организаций, так большинство милиционеров и чиновников считают, что скинхедов как опасного движения больше не существует.
Просто теперь преступления совершаются без нацистской бравады, чтобы избежать возможных свидетелей, то есть так, что их невозможно затем связать со скинхедами. Настоящие скинхеды ушли в подполье и объединились с правым, агрессивным крылом НБП, где собрались ребята, готовые на решительные действия. У них есть и конспирация, и опыт по созданию подпольных организаций. По сути, сейчас больше нет акций. Сегодня это выглядит так: по улице идут двое неприметно одетых людей, они подходят к жертве и тихо, без свидетелей убивают ее ножом.
- То есть скинхеды - это и сегодня угроза?
- Конечно. Многие люди расслабились - на улице не видно ребят со свастикой, в СМИ нет сообщений, что скинхеды убили нерусского, значит, все нормально. Но это не так. Они действуют подпольно, механизмы их работы не просматриваются и непонятны. Я не нагнетаю, но ведь это реальность. А есть ведь и «старые» скинхеды, которые стали «обычными гражданами», социализовались и теперь создают вокруг себя среду для успешного функционирования вполне легальных ультраправых структур. Это та структура, которую нельзя просто поймать за руку и посадить. Теперь это сложнее.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве