Дедушку выгнали из дома
Ветеран труда и атомной промышленности Игорь Поважин неожиданно узнал, что его квартира четыре раза перепродана.
Странный договор
Игорь Георгиевич Поважин много лет трудился в Озерске на атомном производстве. В 1989 году получил добротную двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров на улице Матросова. Он и не думал, что на старости лет окажется без крыши над головой.
- 24 мая 2009 года мой сын сообщил, что ему звонила некая женщина, которая представилась Усковой Татьяной Никандровной, - рассказывает Игорь Поважин. - Она заявила, что совместно с мужем является собственником моей квартиры. Я свое жилье не продавал, не дарил. Все документы на мою квартиру, включая мой паспорт, находились у сына, в случае необходимости он мне их давал.
В апреле 2003 года квартира была приватизирована, а в октябре того же года завещана сыну.
Тем не менее множество документов свидетельствует, что с 2004 года Поважин имеет право на квартиру лишь как третье лицо. Он зарегистрирован в ней, но после продажи не может иметь на эту площадь никаких притязаний. Первый договор купли-продажи составлен 9 сентября 2004 года между продавцом Игорем Поважиным и покупателем Андреем Ермолаевым.
В протоколе милицейского допроса Ермолаев пояснил, что в один из дней 2004 года в АН «Рынок жилья», где он тогда работал, пришел Поважин. Он сказал, что желает продать свою двухкомнатную квартиру на улице Матросова. Ему предложили за его квартиру 300 тысяч рублей. Продавец согласился.
Пункты 4 и 5 договора купли-продажи гласят, что «продавец гарантирует покупателю, что на момент заключения настоящего договора отчуждаемая квартира никому не продана… В случае обнаружения каких-либо прав или притязаний на указанную квартиру, или возникновения по ней споров и конфликтов продавец обязуется урегулировать их своими силами и средствами, неся все необходимые расходы, вызванные этими спорами, а также возместить покупателю убытки, возникшие по указанным основаниям».
Любопытно, насколько грамотно составлен документ. В случае чего вся ответственность ложится на продавца. Но загвоздка в том, что о документе сам Поважин ничего не знал. Никуда в 15-дневный срок, согласно условиям договора, он не выселялся, да и на просмотр квартиру не предоставлял. В июле 2009 года на допросе у следователя ОБЭП УВД Озерска Игоря Харламова он скажет, что не знаком с Ермолаевым, никаких документов не подписывал. Деньги за недвижимость дедушке никто не передавал, дорогостоящих покупок он на них не совершал.
На вопрос оперативника о том, собирался ли Поважин продавать либо обменивать квартиру на другую, он ответил: «Нет, не собирался».
Продали еще три раза
Хорошо, подпись можно подделать, но как сделать договор законным, не имея документов пенсионера? Елена Поважина была крайне удивлена, узнав, что уже около пяти лет у нее дома хранится паспорт свекра, который давно считается утерянным. Но паспорт Игорь Георгиевич не терял и в паспортно-визовую службу с заявлением об утрате не обращался.
- Все документы на квартиру и на паспорт с 2003 года хранятся у нас с мужем, - говорит Елена Поважина. - Свекор об этом знает, так как мы ежемесячно с ним получаем пенсию по паспорту. Теперь выясняется, что этот документ недействителен, а действителен тот, который кто-то сделал на свекра без него. В управлении ФМС от всего отказываются, говорят, что этого не может быть, даже провели какую-то экспертизу.
Специалисты Озерского УФМС помнят, что к ним обращалась Елена Поважина с заявлением, что на имя ее свекра кто-то изготовил новый паспорт. Записи в картотеке подтвердили, что 7 июля 2004 года в УФМС обратился гражданин Поважин с заявлением о выдаче нового паспорта в связи с утратой. Им были написаны соответствующее заявление, объяснение. Данные документы до настоящего времени не сохранились по причине истекшего срока хранения (три года). О выдаче нового паспорта свидетельствует карточка формы № 1 от 05.08.2004 года. Примерно то же самое говорят и в регистрационной службе. Начальник Озерского отдела УФРС Корякина говорит, что 9 августа 2004 года в регистрационную службу обратился Игорь Поважин с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр прав (ЕГРП) в связи с изменениями паспортных данных. Заявление он подписывал собственноручно, в присутствии специалиста, в обязанности которой входит отождествление личности граждан при обращении.
Однако загадочный документ никто из потерпевших не видел. А с помощью него продолжались совершаться сделки. 20 августа 2007 года был составлен второй договор купли-продажи. Ермолаев за полтора миллиона рублей передавал квартиру своему знакомому, владельцу агентства недвижимости «Рынок жилья» Валентину Двойникову. Двойников, в свою очередь, 21 декабря 2007 года перепродал жилье Александру Рассказову за 1830000 рублей. Как и первые два покупателя, Александр Рассказов в квартире не появлялся, о себе знать никому не давал.
Он говорит, что до 2001 года жил в Озерске, затем уехал на заработки в Санкт-Петербург. В 2006-м вернулся на малую родину и решил купить квартиру. Для этого обратился в уже известное нам АН «Рынок жилья». Ему предложили злосчастную «двушку» на Матросова. При этом директор фирмы В. Двойников сообщил, что в квартире зарегистрирован и живет человек, который в случае ее продажи снимется с регистрационного учета. Двойников также заверил, что он является собственником квартиры, проблем с документами у него нет. Квартира была куплена. Но сразу после этого Рассказов уехал на постоянное место жительства в Екатеринбург, там женился. И ненужную квартиру в Озерске решил продать. Подал объявление.
16 апреля 2009 года третий хозяин передал «двушку» Татьяне и Сергею Усковым. В милиции Татьяна Ускова пояснила, что они с супругом с 1992 года жили в трехкомнатной квартире на улице Луначарского. В начале 2008 года решили улучшить жилищные условия, обратились в АН «Золотой ключик». Через это агентство квартиру продали. На объявление о покупке новой откликнулся Рассказов. Так была заключена очередная сделка с жилплощадью на Матросова. Ее качеством Усковы были удовлетворены, претензий не имели.
С того времени и началась канитель. Именно Усковы стали крайними в цепочке. Буквально через несколько дней они позвонили Поважиным и потребовали освободить их квартиру, причем немедленно.
- 26 мая мы узнаем, что квартира отчуждена, - рассказывает Елена Львовна. - 2 июня пишем в УВД заявление о преступлении. 15 июня, 20 июля и 17 августа нам отказывают в возбуждении уголовного дела по выдуманным обстоятельствам. 31 августа, только после того, как я обратилась в прокуратуру области, было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по ст. 159, части 3 УК РФ. Параллельно последние покупатели Усковы подали в суд иск о выселении свекра.
Выселение со взломом
В итоге Озерский городской суд вынес решение о выселении Поважина без предоставления места жительства. Родственники обжаловали этот вердикт в областном суде. Выселение просили отсрочить в связи с тем, что законность сделки не доказана - идет производство по уголовному делу. Дело о выселении отправили на новое рассмотрение в ЗАТО. Несмотря на это, из родного угла дедушке все-таки пришлось уйти. В квартиру буквально вломились новые жильцы - Усковы.
- Я очень боюсь этих людей, поэтому был вынужден временно уехать из моей квартиры, - говорит Игорь Поважин в своей жалобе на взлом квартиры, направленной прокурору Озерска. - Выследив меня, Усковы вместе с участковым Пугиным взломали дверь в мою квартиру и незаконно проникли внутрь, а затем сменили замок.
Сейчас родственники прячут дедушку в укромном месте. Мало ли, говорят они, от людей, которые завладели квартирой, всего можно ожидать. В самой квартире до сих пор хранятся материальные ценности потерпевшего, деньги, документы и зимние вещи. Ни родные, ни сам Поважин попасть в жилище не могут.
Нам удалось связаться с новой хозяйкой квартиры Татьяной Усковой.
- Мы действительно подали объявление о покупке жилья, - говорит Татьяна Никандровна. - То, что в предложенной квартире жил человек, нас не смутило, ведь продавец заверял, что он выпишется сразу после продажи. Этого не произошло. Мы были вынуждены менять замки. Сейчас квартира пустует, мы в ней не живем. Намерены получить назад свои деньги или жилплощадь.
Валентин Двойников, владелец конторы «Рынок жилья», отказался давать какие-либо комментарии.
- Сейчас идет расследование. Кем я прохожу по делу, не скажу, спрашивайте в милиции. Больше никаких комментариев вы от меня не дождетесь, - заявил Валентин Викторович.
Стоит отметить, что все продавцы-покупатели, кроме Усковых, уже проходили в правоохранительных органах по делам о мошенничестве. До судебного разбирательства не доходило. Дела прекращали еще во время следствия в связи с отсутствием состава преступления. Начальник следственного отдела УВД Озерска Елена Заря подтвердила, что сейчас расследуется уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц.
«Черные риэлторы»
- Надо иметь хорошие связи и очень хорошие мозги, чтобы провернуть такую схему, - прокомментировал знакомый судья, пожелавший остаться неизвестным. - Но здесь мошенничество налицо. Скорее всего, мошенники орудовали по типичной схеме «черных риэлторов», которые заманивают представителей социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, людей, страдающих алкоголизмом). Многие помнят златоустовскую «Азбуку жилья». Там риэлторы продавали квартиры хозяев, деньги им за это не отдавали и новое жилье не предоставляли. Следователи прокуратуры или милиции могут доказать все, даже если вдруг окажется, что дедушка сам получил новый паспорт в 2004 году и подпись на первом документе купли-продажи была поставлена им. В этом случае его просто ввели в заблуждение. Родственникам советую на всякий случай признать пострадавшего недееспособным. Последние покупатели Усковы могут быть не виноваты. Предыдущие «владельцы» могли просто продать им квартиру, полученную мошенническим путем. Тогда становится понятным желание Усковых вселиться, ведь они заплатили за жилье деньги.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве