Большая опасность малой авиации

Большая опасность малой авиации

За последние десять лет на аэродроме Калачево погибли 12 человек. Они стали жертвами правовой и организационной неразберихи.

13 декабря 2009 года на аэродроме Калачево разбился частный спортивный самолет СМ-92Т «Финист-Турбо». Не успев взлететь, он рухнул с высоты 150 метров. Жертвами трагедии стали восемь человек - пилот и семеро парашютистов. Причину ЧП сейчас выяснеет специальная комиссия.

Это не первая катастрофа малой авиации Челябинска, летающей с аэродрома Калачево. В 2000 году в районе села Еткуль при совершении опасного маневра упал Як-2. Погибли курсант и пилот, воспитанники лагеря «Голубой мыс» нашли в траве оторванный палец разбившегося летчика. В мае 2008-го, отрабатывая маневр «отказ двигателя в полете», разбился спортивный «Гольф-100», погибли два человека. Как оказалось, за штурвалом находился курсант. Мы решили разобраться в причинах этих трагических чрезвычайных происшествий.

ДВА ХОЗЯИНА

Аэродром Калачево считается государственным, поскольку находится в собственности аэроклуба при РОСТО (ДОСААФ). Начиная с 90-х годов оборонно-спортивное общество переживает не лучшие времена. С начала нового века аэродромом фактически владеет авиакомпания «ЧелАвиа».

- Аэродром Калачево принадлежит ДОСААФ, но сейчас эксплуатируется «ЧелАвиа» на основании договора совместного пользования, - поясняет руководитель Челябинского отделения РОСТО Александр Напримеров. - Они используют наш аэродром в определенное время, отвечают только за полеты на своих самолетах. За техническое состояние аэродрома ответственности не несут.

О том, как на самом делят между собой аэродром две структуры, коммерческая и некоммерческая, не смог ответить и руководитель Челябинского межрайонного следственного отдела транспортной прокуратуры Дмитрий Дягилев:

- У них есть договор. Компании и устанавливают между собой порядок эксплуатации.

Интересная получается фигура пилотажа. Одни хотят извлечь прибыль, устраивая «покатушки» как можно большему количеству людей и не беспокоясь о состоянии летного поля. Другие заботятся лишь о том, чтобы кое-как наскрести на зарплату сотрудникам, а авиапарк и прочее - дело десятое.

- До настоящего времени у авиации РОСТО были тяжелейшие времена, - продолжает Александр Напримеров. - На недавнем съезде РОСТО приняты меры по ее реанимации. В ближайшее время, в соответствии с постановлением съезда, из федерального и местного бюджетов нам выделят деньги на развитие авиационных видов спорта, организацию летной подготовки курсантов и другие авиационные работы.

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА

В 2005 году Калачево привлек внимание прокуратуры. Надзорное ведомство нашло массу нарушений авиационного законодательства. На аэродроме не была налажена охрана, отсутствовало освещение, взлетно-посадочная полоса находилась в неудовлетворительном состоянии. По решению суда деятельность аэродрома была приостановлена с февраля по май 2008 года.

Но 4 мая, когда официально запрет еще не был снят, с Калачево взлетел, а потом рухнул «Гольф». Директор аэроклуба РОСТО Олег Басков тогда сказал: «Если долго не летаешь, навыки управления судном теряются. Возможно, долгий перерыв в полетах и стал причиной ошибки пилота и крушения «Гольфа». Полеты снова запретили.

Открылся аэродром только в августе. В то время прокуратура не нашла новых видимых причин для запрещения работы. Теперь, после аварии «Финиста», аэродром снова закрыт. Я побывала на нем. На КПП пусто, охраны нет, пропуск никто не спросил. Спокойно прогулялась по дирекции, по залу для тренировок. Правда, ангар оказался прикрыт. Зато по летному полю можно гулять сколько душе угодно. Хоть пробежки по взлетной полосе устраивай. А ведь аэродром - это режимный объект… Видимо, режим тут начинается только когда близится проверка.

Когда шли судебные прения, представители аэроклуба замечали, что их объект охраняется лучше, чем любой военный аэропорт. Забор везде устанавливать нельзя: для парашютистов небезопасно. И вообще, к аэродрому относятся предвзято, потому что крупные коммерческие структуры положили на него глаз, хотят забрать себе и превратить в дорогой аэроклуб.

Подразумевалась ли под этими структурами «ЧелАвиа»? Вряд ли, оборонное общество и компания сотрудничают уже не один год. Хотя, как только случается ЧП, каждый перекладывает ответственность на другого.

НЕБЕСНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ

- Настоящую причину крушения «Финиста» выяснит следствие, - говорит специалист по парашютно-десантной подготовке Сергей ИВАНОВ (фамилия изменена по просьбе собеседника). - Возможно, свою роль сыграло желание компании-перевозчика извлечь наибольшую выгоду из одного полета. Дело в том, что в самолетах, подобных СМ92 Т, предусмотрено два пилотских кресла и соответственно два штурвала. Однако очень часто перед вылетом кресло второго пилота убирают, чтобы освободить место в салоне. Тогда в самолет может поместиться больше спортсменов. Но штурвал-то остается. Могло быть так, что выстроившиеся в два ряда по бокам борта парашютисты (трое с одной стороны и четверо с другой) при определенных обстоятельствах, наклоне, навалились на место, где должно быть кресло второго пилота и вдавили своим весом штурвал до упора вниз. Самолет вошел в штопор. А вытянуть основной штурвал и выровнять судно в такой ситуации (вес четверых спортсменов не маленький, да и подняться при таком угле наклона сложно) практически невозможно.

Хочется верить, что причина падения не в этом. Однако, если вспомнить несколько полетов, которые довелось совершить челябинцам, с которыми я беседовала, то легко согласишься с тем, что может быть все.

- Я как-то был на Калачево с друзьями, - рассказывает мой собеседник Алексей, - они были навеселе. Садились в самолет Як-52 вместе с опытным летчиком. И он совершал такие маневры, что страшно себе представить. Фигуры высшего пилотажа - детский лепет по сравнению с тем, что выделывал этот летчик! Он отключал двигатель и самолет просто падал с высоты. Когда оставались десятки метров до земли, пилот запускал мотор. Тогда, к счастью, все обошлось, но, согласитесь, такая бравада очень опасна.

Другой очевидец вспоминает, как ему, впервые поднявшемуся в небо, разрешили порулить.

Еще веселее поступают с парашютистами-перворазрядниками и теми, кто летит на экскурсию. К примеру, еткульских школьников-отличников периодически катают на самолетах Ан, в то время как их давно пора списать.

- В РОСТО материальная база очень устаревшая, - продолжает Сергей Иванов, - но почему-то им до сих пор разрешают эксплуатировать Аны. По сути, комиссия должна списать их, но, видимо, кому-то удается их «продвигать» из года в год. Причем такова ситуация по всей России.

- Авиационный парк у нас действительно очень изношен, - признается Александр Напримеров, - из 15 имеющихся самолетов летать могут только четыре. Остальным нужен ремонт, а иные и вовсе пора списать. Чтобы отремонтировать одно воздушное судно, нужно более миллиона рублей. Пока у нас этих денег нет. Но будем надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону.

А пока старые самолеты не списаны, многим небогатым компаниям легче эксплуатировать их, чем покупать новые или брать в аренду у более прибыльных компаний нормальные машины. Челябинское РОСТО, кстати, пробовало арендовать самолеты у «ЧелАвиа». Таким самолетом и был разбившийся в мае прошлого года «Гольф». Больше арендой ДОСААФ не занимается.

ЛЕТАЮТ В ПРАВОВОМ ВАКУУМЕ

Аэрохозяйство РОСТО относится к государственной авиации, но не получает от государства никакой поддержки и не может развиваться. Как оказалось, в российском законодательстве не существует понятия "малая авиация", есть только "авиация общего назначения". Вот малые суда, частные самолеты и летают, как им заблагорассудится. И падают…

- У нас нет законодательно прописанных механизмов регистрации, сертификации аэроклубов, летательных аппаратов и иных действий, - поясняет юрист Валерий Хворостов. - Между тем в во всем мире частный самолет давно стал повсеместным комфортным средством передвижения, а малая авиация - рентабельной отраслью. У нас же с 2007 года и по настоящее время в Госдуме мирно дремлет проект Федерального закона «О развитии малой авиации в РФ», который в течение двух лет разрабатывала рабочая группа комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. Проблемы могут быть решены только в результате корректировки действующего воздушного законодательства, подготовки нормативно-правовой базы для функционирования и создания летательных аппаратов малой авиации.

Закон одобрили многие субъекты Федерации. Споткнулся он о Минтранс и подобные ему структуры. Они отказались его визировать.

- Со стороны отдельных структур государственной власти существует противодействие выделению малой авиации в отдельный вид и созданию нового органа, заинтересованного в ее развитии, а не в финансовой эксплуатации, - продолжает Валерий Хворостов. - Почему - понятно. Тогда одним росчерком прекратятся необоснованные поборы при сертификации летательных аппаратов и лицензировании авиационной деятельности в сфере малой авиации.

По мнению экспертов, в России владелец частного самолета оказывается перед выбором - эксплуатировать свою машину по правилам, разработанным для авиации общего назначения (АОН), либо передать его в управление какой-либо авиакомпании, которая будет руководствоваться требованиями для гражданских летательных аппаратов. С 1 января 2005 года вступили в силу Федеральные авиационные правила, которые определили порядок существования в стране АОН. Пилот-любитель, прежде чем подняться в небо, должен представить в Минтранс множество различных документов. Владельцы судов идут на различные ухищрения, чтобы преодолеть бумажные преграды. Как следствие - страдает безопасность полетов.

За примером далеко ходить не надо. Известно, что разбившийся «Финист» находился в собственности бизнесмена Олега Васильева. Когда произошла катастрофа, возникла путаница. В первых интервью следователи сообщили, что разбилось судно Челябинского авиационного клуба РОСТО. В следующих - упал самолет частного лица со сторонним пилотом и спортсменами. Компания «ЧелАвиа» сразу открестилась от самолета.

- Пилот Николай Дудкин был сотрудником нашей компании, но уже 10 дней находился в отпуске, - сообщил в первые дни после катастрофы директор «ЧелАвиа» Александр Лукошков. - Самолет не наш и ответственности мы не несем, но готовы всячески помогать следствию.

Уже потом выяснилось, что Олег Васильев - соучредитель «ЧелАвиа», он сдавал свой борт в аренду своей же компании. Хорошая схема, не так ли? Во все правовые отношения авиаторов сейчас и окунулись следователи.

Недавно появился Указ Президента РФ Дмитрия Медведева о поправках в КоАП. Он ужесточил наказание за нарушения правил авиационной безопасности. Но пока не будет ясности и порядка в авиационных правилах, пока каждый не научится отвечать за то, что принадлежит ему, пока опасный авиабизнес не перестанет гнаться только за прибылью, пилоты будут совершать ошибки, а двигатели самолетов глохнуть…

шкаф по размерам Кубинка

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

услуги нейминга в Новосибирске
VK31226318