Мобильные мошенники: кто они и как от них уберечься

Мобильные мошенники: кто они и как от них уберечься

«Мама, я попал в ДТП, звоню с чужого телефона, мой здесь не ловит. Все очень плохо… Перечисли на этот номер 500 рублей, срочно!»- многим приходили на мобильник подобные SMS с неизвестных номеров. А кто-то пользовался сервисом вроде закачки мелодии на сотовый, в итоге со счета уходило не пять обозначенных в цене рублей, а все 300-500.

Увы, новые технологии приносят нам и новые опасности. Всегда найдутся люди, которые придумают, как нажиться за счет других. Как этого избежать? Сотовые операторы стараются помочь своим абонентам и призывают их к совместной борьбе против «телефонной мафии».

Современные «удочки»

Операторы сотовой связи, работающие в области, отмечают резкий рост случаев SMS-мошенничества.

В основном попадаются в капкан мобильным остапам бендерам несовершеннолетние, пожилые люди и «новички» в сфере мобильных технологий.

- Виртуальных махинаторов сложно поймать, - говорит начальник отдела «К» ГУВД по области Сергей Котляров. - Как правило, они находятся в других регионах. И нередко такой «бизнес» организуют люди, сидящие в местах не столь отдаленных.

Примерно половина всех SMS-«разводов» приходится на так называемые короткие номера развлекательных сервисов. Есть и те, кто поверил сообщениям с неизвестных телефонов - тревожным или сулящим приз. Сообщая о выигрыше, мошенники часто ссылаются на какое-нибудь известное радио либо сотового оператора абонента. Просят позвонить, «подтвердить». А на том конце провода сообщают, куда нужно перевести энную сумму денег, чтобы получить выигрыш. Либо купить одну или несколько карт экспресс-оплаты и сообщить их номера, а потом вам перезвонят и сообщат, где и как забрать выигрыш.

Бывает, мошенники запускают с SMS в ваш телефон или компьютер вирус, из-за чего они блокируются. Тогда предлагается выкупить код для разблокировки, выслав энную сумму на определенный номер, электронный счет и так далее. Могут сыграть на добрых чувствах. Абонент получает сообщение с неизвестного номера о необходимости найти редкую группу крови для спасения ребенка. Указывается номер, звонки на который автоматически «облегчают» счет позвонившего.

- Еще есть простенький вариант, названный в Японии wangiri («один звонок»), - рассказывают в Уральском филиале ОАО «Мегафон». - Мошенник звонит на мобильник и сбрасывает звонок до того, как прозвучит ответ. Жертва из любопытства набирает номер, с которого звонили. А вскоре получает счет за соединение с «платным» телефоном.

Как они нас вычисляют

«Телефонная мафия» орудует по России. Ее жертвами стали около трех миллионов абонентов всех операторов страны.

- В Самарской области возбуждено уже около 30 уголовных дел, - рассказывает Сергей Котляров. - У нас пока написали заявления 15 пострадавших: из Челябинска, Миасса, Магнитогорска и Озерска. Мы уверены, что жертв махинаций больше, но они просто не обращаются за помощью. Многие люди уверены, что деньги не вернуть, либо сумма не столь существенна, чтобы из-за нее тратить время.

В Челябинской области за 2009 год возбуждено всего три-четыре дела. Большинство дел перенаправляются в другие регионы, так как мошенники находятся там. На Южном Урале их пока не ловили.

Откуда же мошенники знают наши номера? Пик мошенничества пришелся на расцвет социальных сетей в Интернете, блогов и прочих ресурсов, где большинство из нас самостоятельно и добровольно оставляет свои данные, в том числе номер телефона. Неудивительно, что мошенники указывают в SMS-сообщениях не только наши имена, но и какие-то факты, которые заставляют нас поверить.

Другой способ - элементарный перебор множества номеров: выбирается префикс региона (скажем, Челябинская область, МТС-912), и тысяч десять идущих по порядку номеров. И здесь срабатывает принцип вероятности совпадения. Даже с именем.

Всю большую популярность набирает и клонирование сим-карт. Точнее - копирование уникального электронного кода «симки». Для этого мошеннику достаточно трех-четырех часов (десять раз подумайте, прежде чем отдать телефон с «симкой» на закачку мелодий, картинок и разблокирование непроверенному специалисту). В итоге разговаривать будет он, а платить - вы, когда получите баснословные счета.

- Случаи такие были, и потом вы не докажете, что в жизни не разговаривали с Лихтенштейном, Нидерландами и Азербайджаном, - предупреждает Сергей Котляров. С помощью «клонов» организуют мобильные «переговорные пункты», где, например, гастарбайтерам предлагают позвонить на родину всего по десять рублей за минуту.

А если все ж попался...

Но вот абонент кинулся-таки за бесплатным сыром либо поверил сообщению о попавшем в аварию близком человеке. Что делать, когда обман раскрылся?

- Мы возвращаем деньги пожаловавшимся абонентам, когда прослеживаем, куда они ушли и насколько законно это было, - говорит директор филиала МТС в Челябинске Игорь Бежин. - Эти короткие номера арендуют у нас. Тем, кто лишился денег из-за мошенников, нужно незамедлительно приходить в офис МТС и заявлять об этом. Сначала отдаем человеку свои деньги. Потом забираем эти суммы у недобросовестных провайдеров. Далее следует выяснение всех обстоятельств и расторжение договора с теми, кто «расставил капкан». Что касается федеральных номеров, то их мы можем только заблокировать. Деньги абоненту, как правило, возвращаются на доверии, но здесь важно, на какой номер пожаловался человек. Если на него уже есть жалобы, то вернуть средства проще. Сначала отслеживаем. Если случай единичный, вернуть деньги сложнее.

Объединенных усилий сотовых операторов в сотрудничестве с правоохранительными органами будет недостаточно для успеха в борьбе с «телефонной мафией, если абоненты не будут осторожнее, информированнее и внимательнее.

- Бывают некорректные начисления за отправленные SMS (если их посылает вирус или мошеннические сервисы), - рассказывает ведущий специалист по связям с общественностью «Utel» Лариса Котышева. - Мы письма на сайт с жалобами абонентов рассматриваем и почти всегда деньги за такие SMS возвращаем. Но писем, когда человек действительно не отправлял сам сообщение, с декабря 2009 года всего шесть. Часто называют мошенничеством вполне законные сервисы, в работе которых они попросту не разобрались. Важно помнить, что мобильный счет - своеобразный электронный кошелек, который надо беречь. Увидели в телефоне (или на сайте, книге, журнале) какую-то интересную возможность, пробуем ее, а потом возмущаемся: «Я не хотел, или подумал, или не придал значения!». А поезд-то ушел. Получается, что абонент сам совершил все действия. Каких мошенников тут винить?

Что делать с «телефонной мафией»?

- Из-за мобильных бендеров страдает и наша репутация, - говорит директор филиала МТС в Челябинске Игорь Бежин. - Мы обязаны защитить своего абонента, если не хотим его потерять. Поэтому все сотовые компании-конкуренты объединяются в борьбе против мобильных шулеров.

Операторы намерены проверить и «почистить» базу партнеров. Дело в том, что сотовые компании заключают договоры с другими провайдерами, которые и предоставляют всяческие полезные, а по большей части - развлекательные сервисы или так называемые контент-услуги. У них, в свою очередь, есть еще субподрядчики. И пирамиду эту сложно отследить.

- Но теперь мы значительно ужесточим условия заключения договоров и будем требовать абсолютной прозрачности, информацию обо всех партнерах, - заверяет Игорь Бежин.

В МТС создали специальную памятку - этакий мини-справочник о мошенничествах, и специальный короткий номер-информатор. На него нужно отправить сообщение (услуга бесплатна) и узнать всю информацию о подозрительном номере либо контент-услуге. На номера, на которые поступают неоднократные жалобы, теперь ставится оповещатель о возможной опасности. Например, это может быть информация о настоящей стоимости услуги либо предупреждение, что сервис подозрительный.

- В середине 2009 года мы запустили бесплатный автоинформатор 068044 о мобильном мошенничестве, - рассказывает пресс-секретарь челябинского филиала «Билайна» Евгения Кох. - Позвонив по этому номеру, наши абоненты получают рекомендации, как распознать мошеннические схемы и защититься от них.

Недавно открылся и специальный сайт по проблемам мошенничества - www.safe.beeline.ru. На сайте есть перечень контент-партнеров, которые предоставляют платные услуги абонентам «Билайн». И даже стоимость этих услуг.

На сайте «Ютел» справа в столбце есть множество материалов, которые помогут абонентам.

- Мы делаем SMS-рассылки с просьбой быть бдительными при получении сомнительных предложений от неизвестных лиц, - сообщает директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «Мегафон» Людмила Протасова. - Для удобства внедрена бесплатная услуга «Мобильный прайс». Набрав запрос 432#, можно узнать название контент-провайдера и стоимость отправки SMS-сообщения или минуты звонка на интересующий короткий номер.

Что важно помнить, чтобы избежать «мобильных» проблем:

- Необходимо сообщать своему оператору о подозрительных номерах, даже если сумма «незначительная». Сотовым компаниям нужна помощь в составлении «черного списка», в блокировании мошеннических номеров.

- Телефон должен быть под присмотром! Как от детей, которые могут разорить своего родителя бездумным использованием развлекательных услуг, так и от посторонних людей. Помните об опасности клонирования вашей сим-карты.

- Настоящие акции всегда продвигаются официально, о них не будут сообщать только с помощь SMS. Операторы не проводят акции, где для получения приза необходимо продиктовать код карты экспресс-оплаты.

- Устанавливая на свой аппарат нелицензионные программы (например, ICQ), будьте готовы, что они начнут цеплять вирусы, которые потом несанкционированно лезут в Интернет, качая трафик.

- Если вы отослали сообщение на короткий номер, а вас просят что-то подтвердить - возраст, желание пользоваться услугой - и тем самым вынуждают отправить еще одно SMS, лучше не продолжать. Следующее сообщение тоже тарифицируется, к тому же неизвестно, какова его реальная стоимость.

- На столбе или в газете появляются объявления с предложением стабильной работы с жильем и очень хорошей зарплатой. Для получения подробной информации предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер. Лучше не рисковать!

- Пользуйтесь «уточняющими» сервисами вашего сотового оператора либо звоните в call-центр.

VK31226318