Девушка, вас тут не стояло!
Через суд продавец Марина Морозова доказала, что неделю без обедов и выходных по 13 часов честно работала за прилавком.
Тезка и однофамилица нашего корреспондента Марина Морозова не имела ни записи в трудовой книжке, ни второго экземпляра трудового договора (первый, видимо, остался у работодателя). В коркинский магазин «У Артема» на улице Карла Маркса ее приняли будто шутя. Это не помешало женщине отстоять не только свою зарплату в размере четырех тысяч рублей, но и взыскать с работодателя одну тысячу рублей за «испорченные нервы».
Оптический обман?
Поражает завидное упорство, с каким предпринимательница, директор магазина «У Артема» Зинаида Шарипова, не хотела выплачивать продавцу скромную зарплату. Две недели Морозову кормили обещаниями - рассчитаться после ревизии, после проверки накладных и так далее, а потом и вовсе отказались платить.
О нарушении своих прав гражданка Морозова заявила в прокуратуру. Правда, ее сразу предупредили о бесперспективности дела. В объяснениях прокурору работники торговли категорично отказались от бывшей коллеги: «А мы и знать ее не знаем!» Позже на них снизошло просветление: «Была такая на стажировке, приходила на час-полтора в день». Тогда Морозова обратилась с иском в суд. Хотела отсудить зарплату и компенсировать моральный вред от этой неприятной истории. Впрочем, на суде истица не раз признавалась: «Уже не столь важны мне эти несчастные четыре тысячи, как хочется восстановить справедливость и доказать, что я заработала их своим трудом. Должна же совесть у людей быть!»
Со стороны три судебных заседания смотрелись, как популярное в недавнем прошлом ток-шоу «К барьеру». Свидетели с той и другой стороны расписывались у секретаря об ответственности за дачу ложных показаний, но говорили о взаимоисключающих вещах. Кто-то явно врал.
Одни покупали продукты у Морозовой, брали чеки, не раз видели ее за прилавком в форменной пилотке, фартучке и даже с бейджиком. Кстати, Марине повезло: трудовая неделя пришлась на канун 8 Марта. Люди покупали салаты и фрукты к праздничному столу. Такое стирается из памяти не сразу.
Другие всю предпраздничную неделю за прилавком колбасно-молочного отдела лицезрели администратора торгового зала Каракуц. Именно эти очевидцы - персонал магазина - будто боялись сболтнуть лишнего. Они лаконично и неохотно поясняли: допуска к работе «девушка, сидящая в зале суда» не имела, несколько дней приходила и знакомилась с ассортиментом, смотрела накладные и раскладку товара. За прилавок ее пускали, предварительно одев в униформу. «У Артема» дисциплина строгая, магазин-то солидный. Девушка оказалось с характером. Например, заведенный в магазине порядок - оставлять сотовые телефоны с утра до вечера в раздевалке - назвала «дебилизмом». Этим и запомнилась кому-то из сотрудниц. Другая утверждала, что с трудом вспомнила «стажерку» после того, как та подала в суд на директора. Мало ли девушек в магазине появляется и исчезает?!
С ключами в кармане
Тщетно истица пыталась освежить память бывших коллег. Кстати, позвать их в свидетели даже не пыталась. Женщинам в Коркино найти работу трудно. Зачем нагружать их лишними проблемами?
В магазин Марина устроилась из-за нужды в деньгах. 26 февраля прошла собеседование у Зинаиды Шариповой, принесла все документы. 28 февраля до позднего вечера принимала отдел у сменщицы (меняются продавцы через неделю), а 1 марта встала за прилавок. От стажировки отказалась, ведь до этого пять лет проработала в торговом доме. Однако на новом месте пришлось трудно. Отдел большой - тут колбаса и молочные продукты, детское питание и фрукты. Кроме того, приближались выборы и продавцов обязали вручать покупательницам открытки с Международным женским днем от одного из кандидатов в главы города.
Открывали магазин в 8 утра, а закрывали в 21.00, работали без обеденного перерыва. В десятом часу вечера трое продавцов (столько работало в смене) сдавали объект на пульт охраны. За неделю ключи от магазина дважды ночевали в сумочке у Морозовой, а на случай сработки сигнализации продавец Марина Левичева называла охранникам номер ее домашнего телефона. Утром «стажерка» приходила первой и ждала других. Открывали магазин тоже все вместе.
На второй день в одиннадцатом часу в отдел Марине бухгалтер принесла трудовой договор. Она расписалась, не сомневаясь, что скоро получит второй экземпляр. Увы, не дождалась. Вскоре Марина поняла, что не хочет работать в этом магазине. Она стойко продержалась неделю, сдала отдел как положено. По ее словам, после ревизии бухгалтер даже удивилась, что новенькая справилась неплохо: недостача оказалась небольшой - около 600 рублей.
Трудовую книжку экс-продавщице из «У Артема» передали через грузчика Рашида. Как и следовало ожидать, памятного автографа работодатель не оставил.
Слово к делу не пришьешь?
Вся эта история воспроизведена со слов истицы. Доказательств по делу было крайне мало. Своим главным козырем Марина считала журнал кассира-операциониста, где расписывалась каждый день. К ее разочарованию, в суд магазин «У Артема» предоставил журнал без ее росписей.
- Это другой журнал! - пыталась спорить Марина.
Как пояснили представители налоговой инспекции, заполнен, прошит и пронумерован он верно, но в торговых точках Шариповой пять кассовых аппаратов. Проверок не было два-три года, а в налоговой журналы регистрируются, только когда закончатся.
Зато приятной неожиданностью стали свидетельские показания сотрудницы охраны и запись телефонного разговора. На ней четко слышно, как продавец Левичева проговаривает номер домашнего телефона Морозовой.
Кроме того, в доказательство своей правоты истица предоставила детализацию телефонных звонков. В ней зафиксированы ее длительные переговоры с бухгалтером Патрушевой, а также звонок одной из сменщиц - Плотниковой. Впрочем, в суде она (единственный свидетель из рядовых продавцов) рассказала, что ошиблась номером, его нашла на столе у администратора рядом с телефонами других сотрудников. Плотникова проговорила с Морозовой 70 секунд. Не много ли для ошибочного звонка?
Очень интересна распечатка звонков Шариповой их общей знакомой, известной в Коркино школьной учительницы. Надежда Ивановна когда-то она учила обеих - Зину и Марину, у обеих была классной руководительницей, с обеими поддерживала хорошие отношения. Она и попросила принять в магазин безработную Марину. Всю неделю Зинаида звонила учительнице, жалуясь на слишком независимый характер новенькой продавщицы.
В суде Зинаида Шарипова так и не появилась. Ее представитель Алексей Щербинин прокомментировал судебное решение так:
- Считаю его ошибочным. Создается опасный прецедент, когда любой безработный гражданин может подобрать пару-тройку знакомых в качестве свидетелей и заставить любого работодателя выплатить деньги. По этому делу нет доказательств того, что трудовые отношения имели место. В судебном иске даже не было требований признать факт заключения трудового договора. Кроме того, суд по собственной инициативе собирал доказательства без ходатайства сторон, что по закону делать не вправе. Сейчас мы готовим кассационную жалобу в областной суд.
…Даже не вступившее в законную силу судебное решение сделало Марину Морозову знаменитостью среди коркинских продавцов. Обиженных среди них немало, пойти в суд решаются единицы.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве