С тайги сдирают кожу

С тайги сдирают кожу

Огнеборцы тушат высохшую болотистую низину на территории национального парка «Таганай».

УПУСТИЛИ НАЧАЛО

Первые признаки задымления над Таганайским хребтом жители Златоуста увидели в двадцатых числах июля. Сначала показалось, что это туман, поднимающийся после дождей. В городе воздух тоже утратил прозрачность, однако гарью не пахло. Тем не менее это был дым от тлеющих в низине мшаников. Сегодня за густой белой пеленой из города уже не видно привычного горного пейзажа. Временами на окраине, прилегающей к горящей тайге, ощущается запах пожара. Особенно он усиливается по утрам, после короткой ночной передышки огнеборцев.

Начало бедствия беспечно упустили. С неделю примерно трое сотрудников национального парка «Таганай» пытались тушить своими силами пожар на площади около двух гектаров. Им удалось сбить открытое низовое пламя, но очаг затаился под толстым слоем высохшего мха и корнями деревьев.

2 августа замдиректора национального парка по охране и экологической безопасности Иван Чернышев доложил новому директору «Таганая» Алексею Яковлеву, что пожар потушен.

Однако вскоре при обходе территории инспекторы заметили новые участки открытого огня. Стали бить тревогу, просить подкрепления. На помощь отправили двоих человек с ранцевыми огнетушителями. Это было каплей в море огня. И только 6 августа, после того как воздушная разведка показала масштабы бедствия, к тушению пожара приступили профессионалы.

На сегодня, по данным МЧС, под Златоустом горит около сотни гектаров леса в седьмом и восьмом кварталах Чернореченского лесничества (участок между приютом «Таганай», Киалимским кордоном и рекой Большой Киалим). На борьбу со стихией брошены более 300 человек, четыре пожарные машины, трактор и вертолет.

Спасатели, военные, пожарные и милиция, растянувшиеся по периметру возгорания на 13 километров, стараются не допускать открытого пламени. Но время от времени ветер раздувает медленно тлеющий мох, и огонь набирает силу, забирая у тайги все новые участки. Когда заканчивается вода в ранцевых огнетушителях, приходится сбивать огонь ветками и рюкзаками. В глубине очага огня не видно, только дым, вековые ели и березы стоят зеленые. Однако то и дело слышится треск падающих деревьев, у которых истлевают корни.

Попасть в тайгу очень трудно. Дороги практически непроезжие: глыба на глыбе или русло ручья с разбитой колеей. 20 километров до лагеря на приюте «Таганай» грузовик «Урал» проходит почти за три часа - со скоростью пешехода. На квадрацикле, правда, можно добраться за час.

ВОДА И КАМЕНЬ

Спасительную влагу перекачивают из ручья на Заячьей поляне и из реки Большой Киалим при помощи трех мотопомп в четыре пожарные машины вместимостью от 3 до 6 тонн. Затем по тряским дорогам ее везут до кромки леса и перекачивают по рукавам, растянутым на 2,5 километра. В них входит до 15 тонн воды. И уже из рукавов заправляют ранцевые огнетушители. Воды в них хватает минут на 10 интенсивной борьбы с огнем. При необходимости ответвления рукавов перетаскивают в наиболее горячую точку.

Руководит спасательной операцией начальник управления пожаротушения и аварийно-спасательных работ главного управления МЧС по Челябинской области Валентин Гриднев.

Ежедневно он делает обход по периметру возгорания. Весь день буквально не отнимает рации от уха, координируя действия огнеборцев. Открытого огня на ночь не оставляют.

Вертолет Ми-8, выделенный спасателями из Екатеринбурга, забирает воду из местного водохранилища в 5-тонную емкость и на полном ходу сбрасывает ее на участки, больше других охваченные пожаром. За день железная стрекоза совершает около пяти рейсов.

Чтобы перекрыть путь огню, решено было прокладывать так называемые минерализованные полосы. По тайге пустили бульдозер, у которого спереди лопата, а сзади зуб. Он корчует деревья недалеко от видимой кромки дыма и одновременно рвет за собой сплетенные корни, сдирая верхний почвенный слой. Вслед за техникой идут волонтеры с бензопилами и топорами: расчищают полосу от упавших на нее стволов, вырывают корневища и отбрасывают их в сторону. Земля оголяется до камней.

За рычагами бульдозера, который пригнали из Саткинского ДРСУ, сидит тракторист Влад Ахметшин. Два дня он дневал и ночевал в прокоптившейся кабине, как в боевом танке, пока на помощь ему не прислали коллегу Фаузара Хабибуллина. Вдвоем они проложили полосу длиной примерно 3 километра и шириной 3-5 метров. Это лишь четверть того, что нужно опахать. Лес, оставшийся за кромкой полосы, обречен на гибель…

VK31226318