«Металлические войны» под Кунашаком

«Металлические войны» под Кунашаком

На некоторых направлениях Южно-Уральской железной дороги орудуют банды, в открытую ворующие металл с проходящих поездов.

Вдоль железнодорожных путей есть деревни и села, где процветает воровство лома. Встающие на запасные пути для пропуска пассажирских поездов товарные вагоны разворовывают предприимчивые местные жители. Наиболее проблемная точка - станция Нижняя (Кунашакский район). Нелегальный бизнес здесь поставлен на поток, в нем участвуют сотни и даже тысячи человек, а количество сворованного черного металла измеряется десятками тонн. С расхитителями борется транспортная милиция, но у линейного УВДТ зачастую попросту не хватает сил справиться с криминальными предпринимателями.

БОЕВИК НА 3-М РАЗЪЕЗДЕ

В районе станции Нижняя расположены несколько деревень, уровень жизни в которых очень низок, а количество проживающих в несколько раз превышает число официально работающих. В этом месте проходит однопутная железная дорога. То есть товарные поезда, получив сигнал о приближении пассажирского, вынуждены заезжать на специальное ответвление и ждать.

Остановка может длиться десять минут и несколько часов. Вот тут бандиты и нападают на товарняки. За короткое время успевают сбросить из вагонов очень много металла, который потом сдают в работающие в открытую пункты приема лома.

Этим «коммерсантам» противостоят сотрудники ЛУВД на транспорте. Очень часто встречи стражей порядка и бандитов заканчиваются драками и даже перестрелками. Месяц назад совместная группа ОМОНа и сотрудников транспортной милиции на станции 3-й разъезд заметила двух мужчин. Они подъехали на белой «семерке» и начали сбрасывать металл со стоящего поезда. Одного из похитителей тут же задержали, второй скрылся, бросив машину. На место преступления была вызвана следственно-оперативная группа.

Скрывшийся позвал на помощь друзей, чтобы отбить задержанного товарища. Около половины восьмого вечера, когда уже стемнело, к станции подъехали три автомобиля. Взяв в кольцо сотрудников транспортной милиции, они стали слепить их фарами. Затем один из приехавших крикнул: «Их всего двое, мочите их!» и выстрелил из ружья.

Милиционеры с задержанным успели спрятаться за насыпью, когда прозвучал второй выстрел. Неизвестно чем бы закончилось дело, но в этот момент на дороге послышался звук приближающегося автомобиля - приехала следственно-оперативная группа. Нападавшие скрылись.

В кратчайшие сроки один из нападавших был задержан, установлены личности и адреса еще пяти бандитов. Стрелявшим оказался местный житель, освободившийся в августе 2010 года из мест лишения свободы, где он отбывал семь лет за вооруженный грабеж.

Второй случай с применением оружия произошел перед Новым годом. Там вообще на сотрудников транспортной милиции напали 20 вооруженных людей. К счастью, обошлось без жертв.

КАК САРАНЧА

Корреспондент «Челябинского рабочего» побывал на дежурстве с сотрудниками ЛУВДТ.

На этот раз дежурство прошло спокойно. Сидя в засаде, я слушал рассказы напарников. Дмитрий и Тимур - младшие оперуполномоченные отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы ЛУВД на транспорте. На такие вылазки ездят несколько раз в неделю.

- Здесь, в районе Нижней, кражи металла поставлены на поток, - рассказывает Дима. - Орудуют целыми бандами, семьями. Бывает, на дело идут родные братья, отец с сыновьями.

- Как происходит нападение на поезд?

- Со стороны картина впечатляет. Стоят вагоны - и вдруг на них со всех сторон, как саранча, налетают люди. Бывает, по 40-50 человек.

У местных, по словам оперативников, все организовано достаточно серьезно. Грабители зачастую знают сотрудников милиции в лицо, поэтому даже выставляют разведку - людей, способных увидеть стража порядка еще на подъезде, в электричке.

- Они такие деньги на ворованном металле зарабатывают, что ничем другим уже не хотят и не могут заниматься. Здесь за одну ночь можно «поднять» несколько десятков тысяч рублей! Где они такие деньги честно заработают?

При малейших проблемах бандиты своих выручают. У них продумано не только нападение, но и отход - местность-то родная, все тропинки известны. Одним словом, партизанская война!

В районе есть официальные пункты приемки лома и теневые: люди просто ставят в лесу огромные весы и делают деньги.

ЛОВИЛИ И БУДЕМ ЛОВИТЬ!

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться, - жуткий холод.

- Мы брали на дежурство твоего коллегу из газеты «Призыв», так ему повезло больше. Холодно не было, наоборот, очень даже жарко, - рассказывают мои напарники. - Он в задержании настоящих бандитов участвовал.

- Ночью мы услышали звуки падающего металла, - рассказывают оперативники. - А дальше был экшн. Мы подбегаем, грабители срываются с места, потом - драка. Один схватил обломок трубы и кинулся на нас. Пришлось применить навыки рукопашного боя. Справились. А в отношении этого крутого возбудили уголовное дело за нападение на сотрудников милиции при исполнении. Но это единичный случай. Обычно реальные сроки практически никто не получает. До смешного доходит: утром осудили человека (а они чаще всего отделываются штрафами), а вечером он вновь попадается на краже. И снова штраф!

- А еще эти ребята любят психологически на нас воздействовать. Подъезжают на нескольких машинах и начинают кружить, периодически ослепляя дальним светом. Могут посигналить, выкрикнуть что-нибудь. Думают напугать. Но мы их ловили и будем ловить.

ТРИ ФАКТОРА

- Проблема хищения металла очень серьезна и многогранна, - говорит начальник линейного управления, полковник милиции Владимир Курбатов. - Самый главный - социальный аспект. Жители близлежащих деревень выходят на промысел в связи с тотальной безработицей. В районе плохие земли, на них ничего не растет, промышленности тоже нет. Люди не знают, как жить. А здесь - легкие и большие деньги. Каких только предложений мы не выдвигали грузоотправителям. И сопровождать вагоны вооруженной охраной, и брикетировать металл (брикеты весом 800 килограммов и выше просто так поднять и скинуть уже не получится), либо делать сверху обрешетку, чтобы затруднить доступ к грузам. Но им это невыгодно. В результате крайней остается милиция.

Грабители рискуют собственной жизнью. Было много случаев, когда помощь неудачно упавшим налетчикам приходилось оказывать нашим же операм. Бандиты создают серьезную угрозу безопасности движения, ведь металл с вагонов они сбрасывают прямо на рельсы.

Пассажирские поезда довольно легкие, при этом они развивают немалую скорость. Если такой состав наедет на лежащий на рельсах кусок металла, может произойти непоправимое…

VK31226318